Нормы произношения…
12.03.2019
/
Редакция
…и
косметика речи
возникают при сокращении времени
звучания фонем
Теорема ДЦ-12
В любом языке существуют определенные нормы произношения фраз, слов и фонем. Особенно эти нормы жестко применяются к дикторам и людям, как это говорят, публичным. Правда сейчас эти нормы пущены на самотек, а именно, кто как умеет, тот так и говорит…. И, тем не менее, нормы произношения существуют, и мы, как слушатели, все равно прямо или косвенно соизмеряем любую речь с этими нормами.
Многих сознательно или подсознательно интересует возможность овладения хорошей речью и правильным произношением и, конечно, вокальная «речь» в этом отношении не исключение. Процесс распознавания фонем речи был подробно рассмотрен в моей книге «Искусство говорить», но здесь я проведу этот анализ в другом аспекте.
Повторюсь и напомню, что традиционное представление о методах получения разборчивой речи требуют активно выговаривать СОгласные фонемы, что ведет к их более ГРОМКОМУ и УДЛИНЕННОМУ произнесению, но за этим кроются негативные последствия, о которых мы и поговорим….
В противовес общепринятой практике и пониманию в этой теореме ДЦ-12, я докажу, что, ЧЕМ КОРОЧЕ СОгласные, чем они МЯГЧЕ произносятся, оставаясь четкими, тем ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ СТАНОВИТСЯ ЛУЧШЕ и ПРАВИЛЬНЕЙ с точки зрения норм речевого произношения – это, с одной стороны.
С другой стороны, если УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ выделены достаточно четко, тем легче ВЫЧЛЕНИТЬ ЗВУКОВЫЕ БЛОКИ-СЛОВА из потока ФОНЕМНО-ЗВУКОВОЙ информации, и тем легче РАСПОЗНАТЬ слова в потоке речи, то есть просто их УЗНАТЬ. Многим покажется эта закономерность ПАРАДОКСАЛЬНОЙ, но, тем не менее, это будет ДОКАЗАНО в этой теореме ДЦ-12.
С третьей стороны, с точки зрения формирования ГОЛОСА, МЯГКОСТЬ и КРАТКОСТЬ произнесения СОгласных ведет к СНИЖЕНИЮ АКТИВНОСТИ ОБЛАСТИ СОгласных ФОНЕМ, то есть БЕЗЗВУЧНОЙ РОТОВОЙ области, факт которого был доказан в теореме ГЛ-1 и ГЛ-2. По Новой теории это улучшит условия формирования ОПОРЫ и РЕЗОНАНСА ВОКАЛЬНОГО ГОЛОСА, и позволит получить ЧЕТКУЮ ВОКАЛЬНУЮ ДИКЦИЮ методом ОЗВУЧИВАНИЯ СОгласных, механизм которого был рассмотрен в теореме ГЛ-3…! Как говорится: «Три в одном!»
А теперь поговорим о ТЕХНОЛОГИИ КОСМЕТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ на процесс проговаривания и ПРОПЕВАНИЯ СЛОВ, позволяющего очень просто прийти к НОРМАМ РЕЧЕВОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ и избавиться от КОСНОЯЗЫЧИЯ….
РАСПОЗНАВАНИЕ ОБЪЕКТА и
ОЦЕНКА ЕГО КАЧЕСТВА …
Вопрос: Как просто прийти к нормам речевого произношения? Для упрощения восприятия данной теоремы сразу настрою Вас на конечный ее результат. Как ни странно, но это требует СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ и УМЕНЬШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ЗВУЧАНИЯ ВСЕХ СОгласных фонем, а весь «АКЦЕНТ» необходимо перенести на УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ…!
Для начала давайте разберемся, КАК мы УЗНАЕМ и АНАЛИЗИРУЕМ любой объект, будь то чашка, платье, человек или в нашем случае ЗВУКОВАЯ ФОНЕМА…?
Распознавание любого объекта происходит по следующей схеме: первым делом определяется, ЧЕМ является объект, а потом он подвергается КАЧЕСТВЕННОМУ анализу. Так сначала мы определяем, что это; стол, стул, автомобиль, мужчина, женщина и так далее. Затем мы анализируем качественную сторону объекта, отвечая на свой внутренний вопрос: «КАКОЙ?» Например, «цвет?», «новый?», «красивый?», «хороший?», «знакомый» и т.д. Очевидно, что чем БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ объект находится в ПОЛЕ НАШЕГО ЗРЕНИЯ (внимания), тем ЛУЧШЕ мы сможем оценить его КАЧЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ. И, наоборот, чем МЕНЬШЕ ВРЕМЕНИ объект находится в ПОЛЕ НАШЕГО ЗРЕНИЯ (внимания), тем СЛОЖНЕЕ их оценить.
Мельком взгляните на какой-то предмет и отвернитесь. Попробуйте его описать…!? А теперь ПРИСТАЛЬНО всмотритесь в этот же предмет и отвернитесь…. Теперь описать его во всех подробностях будет совсем нетрудно. Закономерность очевидна, и она такова – чем БОЛЬШЕ времени мы всматриваемся в предмет, тем подробнее мы сможем описать его, и, наоборот – чем МЕНЬШЕ времени мы всматриваемся в предмет, тем СЛОЖНЕЕ его описать….
КРИТИЧЕСКОЕ время УЗНАВАНИЯ объекта…
Есть КРИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ, за которое мы УСПЕЕМ ТОЛЬКО УЗНАТЬ ОБЪЕКТ, но оценить его качественные особенности мы просто НЕ УСПЕЕМ. Это КРИТИЧЕСКОЕ время назовем ВРЕМЕНЕМ УЗНАВАНИЯ. Это процесс ВИЗУАЛЬНОГО УЗНАВАНИЯ любых объектов, после чего вступает фаза КАЧЕСТВЕННОГО анализа объекта…. Точно так же существует СЛУХОВОЕ УЗНАВАНИЕ звукового объекта, которым может быть ФОНЕМА, СЛОГ или СЛОВО.
Если время нахождения объекта в поле нашего зрения НЕ БОЛЬШЕ КРИТИЧЕСКОГО времени, то есть времени УЗНАВАНИЯ, то оценить качественные особенности любого объекта НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ. Можно назвать это критическое время ВРЕМЕНЕМ МАСКИРОВКИ объекта….
Время МАСКИРОВКИ объекта…
Представьте себе, что Ваш знакомый ОЧЕНЬ БЫСТРО ПРОМЕЛЬКНУЛ в проеме двери. Узнать Вы его УСПЕЛИ, но вот на вопрос: «В ЧЕМ он был одет?» Вы ответите, что НЕ УСПЕЛИ ЕГО РАССМОТРЕТЬ, так как он ОЧЕНЬ БЫСТРО ПРОСКОЧИЛ или ПРОМЕЛЬКНУЛ…! В этом случае Ваш знакомый находился в поле зрения не больше КРИТИЧЕСКОГО времени его УЗНАВАНИЯ, о чем я уже говорил. Таким образом, возникает эффект МАСКИРОВКИ КАЧЕСТВЕННОЙ стороны любого объекта!
Примерно такой же процесс происходит и при УЗНАВАНИИ и оценке КАЧЕСТВА ПРОИЗНОШЕНИЯ ФОНЕМ, только на СЛУХОВОМ уровне. Первым делом определяется, ЧТО это за ФОНЕМА, а потом, КАКАЯ она?
Если фонема произносится в рамках норм речевого ее произношения, то мы, как правило, не обращаем на нее внимание. Если ее произношение отличается от норм речевого произношения, то она начинает ПРИВЛЕКАТЬ к себе наше внимание. Если время звучания фонемы будет НЕ БОЛЬШЕ КРИТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ее УЗНАВАНИЯ, то узнать мы ее узнаем, но вот определить качественные особенности ее произношения мы просто НЕ УСПЕЕМ! И, наоборот, если время звучания фонемы будет БОЛЬШЕ КРИТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ее УЗНАВАНИЯ, то появляется возможность определения КАЧЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ее ПРОИЗНОШЕНИЯ, и чем больше это время, тем точнее мы определим эти особенности.
Попытка ЧЕТКОГО ВЫГОВАРИВАНИЯ ФОНЕМЫ УВЕЛИЧИВАЕТ ВРЕМЯ ее ЗВУЧАНИЯ, а, следовательно, у нас появляется большая возможность ДИАГНОСТИРОВАНИЯ качественных ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕФЕКТА произношения. Таким образом, ВОСПРИЯТИЕ дефекта ТОЛЬКО УСИЛИВАЕТСЯ!?
Точно так же попытка более ЧЕТКОГО произнесения дефектной фонемы будет УВЕЛИЧИВАТЬ ее ГРОМКОСТЬ произнесения, что еще БОЛЬШЕ будет ПРИВЛЕКАТЬ наше внимание. Таким образом, борьба с дефектом ПРОИЗНОШЕНИЯ ФОНЕМЫ методом ЧЕТКОГО ее ВЫГОВАРИВАНИЯ приводит только к УСИЛЕНИЮ ДЕФЕКТНОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ фонемы! Что делать, а точнее в каком направлении надо двигаться для достижения ПОЗИТИВНОГО результата?
КОСМЕТИКА ФОНЕМ…
Очевидно, что из выше описанных НЕГАТИВНЫХ тенденций, которые только усиливают проявление дефектности, ПОЗИТИВНЫЙ путь лежит в ПРОТИВОПОЛОЖНОМ направлении – это УМЕНЬШЕНИИ ВРЕМЕНИ ЗВУЧАНИЯ ВСЕХ ФОНЕМ, доведя его до КРИТИЧЕСКОГО времени УЗНАВАНИЯ ФОНЕМ, и «СМЯГЧЕНИЯ» их ЗВУЧАНИЯ…!
В рамках КРИТИЧЕСКОГО времени произнесения мы просто НЕ УСПЕЕМ УСЛЫШАТЬ-ОПРЕДЕЛИТЬ особенности дефектного произношения фонем. Кроме этого, как я уже говорил, логичнее СМЯГЧИТЬ, ПРИТУШИТЬ ПРОИЗНЕСЕНИЕ дефектной фонемы, то есть необходимо произносить ее МЕНЕЕ ЧЕТКО…! Зачем «бравировать» своими недостатками? В рамках этих закономерностей возникает эффект МАСКИРОВКИ дефекта, или другими словами КОСМЕТИКА ФОНЕМ и ДЕФЕКТНЫХ фонем в частности!
Очевидно, что если время звучания фонемы НЕ ПРЕВЫШАЕТ КРИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ее УЗНАВАНИЯ, то определить КАЧЕСТВЕННЫЕ особенности ее произношения НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ! Возникает эффект МАСКИРОВКИ ДЕФЕКТОВ! Таким образом, СОКРАТИВ ВРЕМЯ ЗВУЧАНИЯ ВСЕХ ФОНЕМ, мы сможем СКРЫТЬ ЛЮБЫЕ ЕЕ ОТКЛОНЕНИЯ от норм произношения…! (Конечно, если дефекты не носят ПАТОЛОГИЧЕСКОГО характера)
Гипотеза: ЕСЛИ ЛИШИТЬ СЛУШАТЕЛЯ ВОЗМОЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ СТОРОНЫ «ЗВУЧАНИЯ» ФОНЕМ за счет сокращении времени их произнесения, то можно ЗАМАСКИРОВАТЬ дефекты их произношения, ДАЖЕ НЕ ИСПРАВЛЯЯ ИХ! Это и есть КОСМЕТИКА ФОНЕМ…!
Но пойдем дальше – к СЛОВАМ, из которых и состоит наша речь….
Процесс СЛОВООБРАЗОВАНИЯ…
Мы начинаем говорить, и возникает звуковой поток ФОНЕМ…! Как складывается ЗВУКОВОЙ БЛОК-СЛОВО в нашем сознании? Давайте это проследим, как бы в рапиде – в замедленном «съемке» ….
Словообразование – это процесс ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО накопления ЗВУКОВЫХ ФОНЕМ в нашем сознании. Словом может оказаться ОДНА фонема, ДВЕ и больше. Нам необходимо последовательно ЗАПОМИНАТЬ их до тех пор, пока запомненный НАБОР ФОНЕМ не совпадет с каким-нибудь ЗВУКОВЫМ БЛОК-СЛОВОМ, хранящимся в «словаре» нашей памяти. Процесс НАКОПЛЕНИЯ ФОНЕМ можно рассматривать как процесс СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. На этапе накопления фонем может возникать проблема ИСКАЖЕНИЯ произношения какой-нибудь фонемы. Как правило, мы подсознательно отмечаем это отклонение от норм их речевого произношения фонем, но общий процесс накопления фонем не останавливается. После распознавания слова, пока идет очередной процесс НАКОПЛЕНИЯ фонем, мы можем проанализировать ИСКАЖЕНИЕ фонемы или фонем, и ОТКЛОНЕНИЕ произношения ЦЕЛОГО СЛОВА от общепринятых норм его произношения…. Таким образом, мы распознаем различные диалекты одного и того же языка….
КОСМЕТИКА СЛОВ – КОСМЕТИКА РЕЧИ!
Косметика фонем – это частный случай, не связанный с целым СЛОВОМ. Как говорит теорема ДЦ-2, «речь воспринимается целыми звуковыми БЛОКАМИ-СЛОВАМИ, а не отдельными фонемами». Теорема ДЦ-3 гласит, что «УДАРНАЯ ГЛАСНАЯ ОБЪЕДИНЯЕТ звуковой блок-слово в структуру «ЗОНТИКА»» (Рис. 6). Именно она – УДАРНАЯ ГЛАСНАЯ – указывает нам «ЗДЕСЬ СЛОВО!», что помогает нам ВЫЧЛЕНЯТЬ ЗВУКОВЫЕ БЛОКИ-СЛОВА из потока речи и, в конечном итоге, ПОНИМАТЬ речь.
Кроме того, активное ВЫГОВАРИВАНИЕ СОгласных и НЕУДАРНЫХ СЛОГОВ приводит к появлению ПСЕВДО УДАРЕНИЙ, что резко затрудняет процесс ВЫЧЛЕНЕНИЯ ИСТИННЫХ звуковых блоков-слов, а, следовательно, и ПОНИМАНИЕ РЕЧИ. Таким образом, возникает необходимость СМЯГЧЕНИЯ ВСЕХ СОгласных и НЕУДАРНЫХ СЛОГОВ в речи. В результате «СМЯГЧЕНИЯ» всех СОгласных, как по ГРОМКОСТИ, так и по ВРЕМЕНИ, так и «СМЯГЧЕНИЯ» всех НЕУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ, как по ГРОМКОСТИ, так и по ВРЕМЕНИ, позволит ЯРКО ВЫДЕЛИТЬ УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ СЛОВ с вытекающими ПОЗИТИВНЫМИ последствиями для ВЫЧЛЕНЕНИЯ ЗВУКОВЫХ БЛОКОВ-СЛОВ, а, следовательно, для ПОНИМАЕМОСТИ РЕЧИ – это, с одной стороны.
С другой стороны, при этом «СМЯГЧЕНИИ» и СОКРАЩЕНИИ СОгласных и НЕУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ возникает эффект КОСМЕТИКИ для ВСЕХ НЕУДАРНЫХ СЛОГОВ слова. Это ПРИВЕДЕТ ПРОИЗНОШЕНИЕ ВСЕХ СЛОВ к ЛИТЕРАТУРНЫМ НОРМАМ ПРОИЗНОШЕНИЯ! В этом случае места для проявления КОСНОЯЗЫЧИЯ в словах ПРОСТО НЕТ, разве что на УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ!
Поэтому возникает необходимость овладения произношением ГЛАСНЫХ в рамках ЛИТЕРАТУРНЫХ НОРМ их ПРОИЗНОШЕНИЯ. Если учесть, что в большинстве языков количество ГЛАСНЫХ в несколько раз МЕНЬШЕ СОгласных, а в речи еще меньше – в слогах на ОДНУ гласную приходится от ОДНОЙ до ЧЕТЫРЕХ СОгласных, то приведение их в НОРМУ – задача очень простая!
Другой путь ВЫДЕЛЕНИЯ УДАРНОЙ ГЛАСНОЙ, не затрагивая ГРОМКОСТЬ и ЧЕТКОСТЬ СОгласных и НЕУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ – это сделать УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ НАМНОГО ГРОМЧЕ и ДЛИННЕЕ всех остальных фонем слова, образовав, таким образом, структуру «ЗОНТИКА» (Рис. 6) …!
ВЫВОД: Если СОКРАТИТЬ время звучания ВСЕХ ФОНЕМ, доведя его до КРИТИЧЕСКОГО времени их УЗНАВАНИЯ, то можно ЗАМАСКИРОВАТЬ дефекты их произношения, ДАЖЕ НЕ ИСПРАВЛЯЯ ИХ! Возникает эффект КОСМЕТИКИ ФОНЕМ…!
Для приведения любой речи к нормам литературного произношения необходимо «СМЯГЧИТЬ» и СОКРАТИТЬ время произнесения всех СОгласных и НЕУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ слов. При этом возникает эффект КОСМЕТИКИ для ВСЕХ НЕУДАРНЫХ СЛОГОВ слова. Это ПРИВЕДЕТ ПРОИЗНОШЕНИЕ ВСЕХ СЛОВ к ЛИТЕРАТУРНЫМ НОРМАМ ПРОИЗНОШЕНИЯ! Возникает эффект КОСМЕТИКИ ВСЕЙ РЕЧИ! Единственно, что необходимо сделать – это овладеть произношением ГЛАСНЫХ в рамках ЛИТЕРАТУРНЫХ НОРМ их ПРОИЗНОШЕНИЯ. Причем это технология эффективно работает для ЛЮБОГО ЯЗЫКА…!
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ