Не для избранных, для ищущих. Выходят на сцену герои Фёдора Сологуба в новой постановке Романа Виктюка
18.03.2019Мировой пожар раздул маэстро Виктюк и его актёры своей последней премьерой «Мелкий бес». «В нашем спектакле просто тотальная катастрофа, — говорит исполнитель роли Передонова заслуженный артист России Дмитрий Бозин. – Играли «Заводной апельсин», «Философию в будуаре» маркиза де Сада – всемирной катастрофы не было. А тут – педагог в гимназии – и мировой пожар».
Его хотел развернуть герой де Сада, так и заявляя: «Вот бы устроить мировой пожар», а всеобщее пламя сотворил провинциальный учитель. Но только ли?
Кто давал ему понять, что он хорош и востребован, что угоден и пригож? Десятки тех, кто обхаживал, желал, надеялся. Не они ли – герои вселенского маскарада – толкали Ардальона Борисовича всё глубже и глубже в самую глубокую бездну?
«Передоновщина – не случайность, а общая болезнь, это и есть современный быт России», — подтверждал в своё время автор романа.
Существом низкого духовного порядка ощутил своего Передонова Дмитрий Бозин. Актёр знает, что мистические структуры – вещь вполне реальная, что Лихо – не выдумка. «Только в данном случае Передонов, — говорит он, — в отличие от великих мистиков не умеет этим управлять, оттого катастрофа усиливается».
Актёр за свою сценическую карьеру проходил изнутри самых разных злодеев. И хоть эти жестокосердные и творили Бог весть что с окружающими и с самими собой, но Бозин, по его собственному признаю, был от души Адольфа Гитлера достаточно далёк. «А здесь, в Ардальоне Борисовиче, — говорит он, — я почувствовал, что к душе этого тирана я приблизился довольно-таки близко». В тот момент артист решил для себя так: «Чем мельче душа, тем глубже пропасть».
Сам Роман Виктюк считает, что кошмар в человеческих сердцах, который Сологуб предчувствовал более 100 лет назад, в наши дни реализовался в полной мере и цветёт махровым цветом. Мир в аду, и пора кричать во всё горло: «Остановитесь!»
А ещё, по мнению режиссёра, главный герой спектакля – Недотыкомка, то самое Лихо, что не даёт Передонову покоя, зовёт взять в руки нож, нашёптывая, что спасение лишь в этом.
Роль вертлявой Недотыкомки досталась молодому ученику Виктюка Михаилу Урянскому. Попадание точное, но как столь сложный образ смог воплотить 25-летний актёр?
«Встреча с ролью дала повод прокрутить свою жизнь, — говорит Михаил, — и найти какие-то точки соприкосновения с миром невидимым. Ведь бывает, что в нас говорит не собственное «я», а некая тень, которая преследует, и которую глушишь. А роль-то про противоположное. Вот повод вволю пофантазировать на эту тему: а что, если б я в своей жизни не остановил такое существо?»
Актёр философского склада: покопаться в себе, поискать, где «я», а где не очень, суметь увидеть тень и попытаться трансформировать стихию хаоса в творчество, как самовыражение, при этом во внутренней войне-борьбе не задев никого по дороге. Согласитесь, гамма не из простых.
Что с Передоновым, спросите вы? «В данном случае безумие – моя работа, — поясняет Бозин. – Я давно считаю, что актёр должен вслед за Джеком Николсоном, Рэйфом Файнсом, за Джонни Деппом и Мэрилином Мэнсоном исчезать в каких-то областях человеческого сумасшествия и исследовать их для зрителей, быть на каком-то этапе психоаналитиком, и дать возможность пусть не на себя – на него посмотреть, посмотреть на этот персонаж со стороны. Писатели уровня Энтони Бёрджесса, Сологуба, Достоевского, Чехова показывают болезни и, тем самым, врачуют зрителей всех времён».
А на сцене топчут небеса. И это более чем очевидно – их порезали на ленты, разъединили и… разъединились. Режиссёр громогласно возвещает: «Уничтожили духовность, убили красоту, одумайтесь!!!»
Появятся ли толпы кающихся или зеркало останется мутным?
Конец света? Или Света? Когда исчезает ясность, подменяются понятия, всё становится с ног на голову, но никто никого, а тем более Истину, ни видеть, ни слышать не хочет.
Наталья Косякова
Фото: Полина Королёва
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ