Новый обычай или обряд?
08.02.2020
/
Редакция
Помню, как уже в раннем детстве меня восхищали деревья — и росшие у дома липы, и плодовые в саду, и дальние, в кронах которых заходило солнце. Не могу представить себя с малых лет без них, без их красоты и жизненности, без набухающих почек и яркой зелени весной, без шелестящей листвы летом, без яркого, всех оттенков желтого, оранжевого, красного и коричневого убранства их осенью. И даже зимой ветви в инее или под мохнатыми снежными шапками вызывают радостное чувство.
И это не мудрено, ибо каждый человек с детства воспринимает себя частью природы, напитывается ее жизненными силами, получает здоровье и не только. Важно еще эстетическое удовольствие, доставляемое ее великолепием, имеющее, между прочим, большое значение для формирования души в ранние годы. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»,— говорил Василий Александрович Сухомлинский*. Эстетическое удовольствие значимо также для психики взрослого индивидуума. «Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца»**.
Красота… Она является равноправной и достойной частью троицы — Истины, Добра и Красоты,— на которой держится мироздание. Попробуйте удалить один из ее членов… Но лучше этого не делать! Красота рождается из соприкосновения Духа с Материей, как гармония и излучаемое обаяние. Она вносит мир в сердца людей, способствует в той или иной степени пробуждению мудрости и любви в них. Прекрасно сказал Иван Сергеевич Тургенев: «Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия».
Однако, как и у любого явления, есть свой антипод и у красоты. Это — уродство, которое есть «не отсутствие красоты, а ее противоположность; не то, что не нравится, а то, что вызывает отвращение; не то, что не привлекает, а то, что отталкивает…»*** **** Каким бывает уродство? — Оно бывает врожденным и приобретенным, нравственным* и физическим, несотворенным и рукотворным…
Вот, скажем, деревья — садовник или любой человек, отвечающий за них, должен делать все, чтобы в усадьбе, парке, сквере, саду, на улице, во дворе и даже вблизи не было деревьев-уродов. А что мы видим в настоящее время? Появилось какое-то повальное увлечение изуродованными деревьями, на которые и глядеть не хочется и которых, в то же время, от души жалко. Кто занимается этим, погружая горожан то ли в атмосферу чернобыльской жути, то ли в атмосферу парка ужасов, или, в лучшем случае, в декорации для фильма о времени после конца света? Кто оставляет от ранее пышных, красивых живых существ природы только голые, мертвые остовы, абсолютно без ветвей и зелени?
Вот уже ряд лет как наши города превращаются в города обрубков и пней. Яблони, грушу, липы, клены, иву, тополя и черемуху начали массово спиливать под самое основание. Почему нельзя обойтись устранением лишь сухих и действительно опасных веток, неясно. Можно только предполагать, зачем это делается. Есть мнение — для улучшения обзора рекламных щитов. Есть и другие суждения. Но не следует сбрасывать со счетов и такое явление современной жизни, как назойливая тенденция к нелепой обрезке деревьев. И когда видишь во дворе детсада или школы голые стволы со спиленной верхней частью и с какими-то культяпками вместо веток, то приходит на ум желание защищать права жителей, чьи дети в этот детсад или школу ходят (см. выше о влиянии природы и красоты на воспитание детей). Ведь родители должны при детях своих не только не произносить бранные слова, слова неправды, слова, призывающие к жестокости и тому подобному, но еще и не давать им плохих примеров для действия, в том числе и изуверских. Дума Думается, что со временем придется защищать права и самих деревьев — по типу защиты животных*, о чем речь до определенной поры тоже не велась…
Если же вернуться к Истине, Добру и Красоте, то есть к Гармонии, то, как уже говорилось, изъятие Красоты и замена ее на противоположное приведет к тому, что и вся Симфония преобразится в свой антипод — ложь, зло и уродство. А может быть, эта замена уже произошла со всеми ипостасями данной троицы? Если да, то тогда не люди, а быдло, не жизнь, а грязь и мерзость, если да, то и продолжать не хочется… Будем надеяться, что это не так.
Однако продолжим о деревьях. Если таким образом «обработанное» дерево выживет, то его неполноценная, вторичная крона из побегов от ствола, имеет слабое закрепление и через несколько лет станет отваливаться, а сам ствол гнить. Ибо после такой обработки деревья становятся слабыми и больными, в них заводятся бактерии и грибы, и в итоге они погибают в самом своем расцвете.
Интересен вопрос, откуда такая мода пришла на нашу российскую землю, где всегда с уважением относились к зеленым насаждениям? Долго искать ответ не пришлось — практика такой «стрижки» пришла из Америки лет десять назад и стала практиковаться как лучший метод ухода за деревьями, который помогает им**. Но мы-то с вами уже знаем цену западной помощи вообще и вот теперь в частности — в отношении деревьев. Оказывается, это самый вредный метод, метод их уничтожения, метод трансформации нравственного уродства в физическое. Ибо вид такого дерева является унизительным для наших людей, так как говорит о том, что можно за час уничтожить набиравшее силу и красоту десятилетиями, можно за час превратить здоровое в инвалидное.
Итак, из Истины, Добра и Красоты проистекает нравственность, а из их антиподов — нравственное уродство, в том числе отрицательное отношение к природе, глумление над ней. Однако не может быть такого отношения к природе, красоте и эстетическому чувству людей без наличия чувства глумления внутри индивида. Это сродни тому, когда группа подростков в приспущенных или дырявых,— а скорее, наоборот, когда кусок целой ткани является редкостью среди дыр,— штанах, вначале замерев перед идущей им навстречу интеллигентной парой людей, затем разражается похабным смехом за их спиной.
Целью же духовного человека всегда является красота во всем, вовне и, прежде всего, внутри, в душе. «Всякое искреннее наслаждение изящным есть само по себе источник нравственной красоты»,— писал Константин Дмитриевич Ушинский*.
В этом плане закономерно озадачиться — чем является абстракционизм,** ведь пейзажи с изуродованными деревьями так напоминают «картины» абстракционистов? Вот определение его — это направление искусства, отказавшееся от близкой к реальности передачи форм в живописи и скульптуре, чуждающееся действительности, стремящееся к нереальному формотворчеству. Истинное искусство берет свое начало в идеальном мире, где обитает Красота. А откуда исходит данное направление? Можно принимать или не принимать абстракционизм, однако никто не будет спорить, что истоки его кроются в самом обществе. Колоссальная агония всего позитивного, безусловно, отражается в искусстве, как разочарование, отчаяние и бегство от жизни, то есть убегание от Гармонии, что есть дисгармония, иначе — формалистическое псевдоискусство, борющееся с реализмом, или уродство. Это из того же разряда современного массового глобалистического «художественного» ширпотреба — криминальных, слащаво развлекательных, эротических и откровенно порнографических сериалов и романов, комиксов и клипов, что призвано снизить общий эстетический уровень большинства современных людей, а еще паче оторвать их от Культуры вообще и, более того, породить в них ощущение неизбежности мировой катастрофы, задушить волю к противодействию злу и одновременно сделать их самих адептами разрушения. Вот во всем этом и состоит социальное назначение такого «искусства», в том числе и того, что делается с деревьями в наших городах.
Целью духовного человека является и творение добра, и следование истине.
«Добро — это непреходящие духовно-нравственные ценности и совершенные под их влиянием хорошие поступки»,— говорит Али Апшерони*.
Для добродетели не требуется каких-то особых знаний, она либо есть, либо ее нет. Совершая противоположное, человек испытывает стыд, который, по словам Амвросия (Ключарева)** есть «страдание души по совершении нравственно неприличного поступка или преступления».
Современный мир, который подвигается по пути жесткой глобализации, безусловно, нехорош. Если сравнивать его с миром еще не столь далекого прошлого, то на ум легко приходит сравнение с карикатурой и с психиатрической лечебницей. Большинство людей говорят и поступают плохо, бездумно, не осознавая творимого зла. Но это не значит, что самодостаточные люди, от которых собственно и зависит многое, если не сказать все, что может зависеть от человека, должны покорно отдать себя на заклание расчеловечиванию. «Созидается общество началами нравственными»***,— учил Федор Михайлович Достоевский и был прав, ибо нравственность сильнее безнравственности. Последняя царствует, когда молчит первая, тьма царствует, когда нет света, но стоит ему воссиять, как тьма рассеивается.
Уродование деревьев, превращение улиц и площадок наших городов в выставку уродцев — это не отдельная болезнь, а одно из проявлений общего заболевания — дисгармонии человека, мира и жизни вообще. В данном случае говорить об умеренности — ошибка, ибо ко всему вышесказанному приводит равнодушие, которое есть преступление.
Наука изобрела лекарства от различных заболеваний, но от равнодушия таких фармакологических средств нет. Оно проистекает из души человека, которому все равно, что происходит рядом с ним. Равнодушный становится носителем зла. Еще Николай Семенович Лесков говорил:
«Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру»*.
Кто-то может сказать, что каждому времени соответствует своя правда, своя нравственность и свой бог. Однако собственную нравственную нечистоплотность этим не прикроешь. Бог был, есть и будет неизменен, а значит, неизменной будет Гармония — Истина, Добро и Красота!
И не приведи, Господи, чтобы то, о чем пишет А. А. Яшин, как временное (может быть, длящееся в цивилизационном плане десятки и более лет) помрачение человечества, стало будущей реальностью.
«… Мы сейчас присутствуем при рождении нового человека <…>, у которого аналоговое, то есть творческое, как художественное, так и сугубо научное, мышление уступает место утилитарному, потребительскому цифровому. <…> Сплошное «оцифровывание» человека <…> умозамещение в образовании сводится к трем пунктам: переход от преимущественно аналогового, творческого мышления к цифровому, правильнее — компьютерному, утилитарному; практически полный отход от традиционной этики, для нас — от православного христианства, в «пользу» этики прагматизма, опять же в ареале христианства — той, которую разно именуют: протестантской кальвинисткой, торгово-атлантической и пр. <…> взят жесткий курс на «оцифровывание» всего человечества, ибо так легче всего сделать человечество придатком телекоммуникационных сетей, то есть винтиками мирового «человейника» <…> Самое существенное то, что такой человек-винтик с полным умозамещением приобретает исключительное компьютерное, цифровое мышление. Мы еще со своей позиции творчески, аналоговово мыслящих людей называем это паранойей за клавиатурой, хотя видеоскайп и голосовое общение с машиной уже и клавиатуру делают излишней, но ведь для молодых поколений все это становится обычным. Иначе они свою роль в мире и не понимают, не представляют!»*
Вот и деревья-уроды на наших улицах и площадях, в скверах и школьных дворах — это не что иное, как все та же «паранойя», причиной которой стало «цифровое мышление», иначе говоря — «умозамещение». А если перейти на общечеловеческий язык культуры — замена (читай, подмена) в духовной сфере человека корневых Истины, Добра и Красоты на их противоположности: ложь, зло и уродство. И остается только молиться, чтобы эта «паранойя» оказалась временным явлением, была излечена Божественной любовью, и в мире и в душах людей воссиял Свет!
* Василий Александрович Сухомлинский — член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т.
** Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra) — всемирно известный испанский писатель. Прежде всего, известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Материал «Сервантес, Мигель де» из Википедии — свободной энциклопедии.
*** Конт-Спонвиль, Андре (фр. André Comte-Sponville; род. 12 марта 1952) — французский философ. Философский словарь / Пер. с фр. Е. В. Головиной (Издание осуществлено с помощью Министерства культуры Франции (Национального центра книги)).— Москва: ООО «Издательство «Этерна», 2012.— 752 с.
**** «Что-называется нелепое, отвратительное, отталкивающее, ненормальное». Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935—1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека.
* Нравственное уродство — равнодушие к плохим поступкам и словам.— Teofrast, древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки (371—287 до н.э.).
* В концепции прав животных получила свое развитие идея справедливости в отношении животных, согласно которой единственно этичным подходом к проблеме считается справедливое отношение ко всем живым существам. Материал «Права животных» из Википедии — свободной энциклопедии.
** Кстати, в самой Америке, чтобы сделать дереву такое обрезание, нужно доказать, что дерево сухое и крайне нуждается в возможной реанимации. Доказывать это в американских городах нужно не только инспекторам по озеленению, но и всем жителям ближайших жилых домов, кроме того жителей обязаны предупредить об этих действиях за несколько дней. Если же нет никаких оснований, дерево здоровое, не сухое, то никакого разрешения никто никогда не получит. За самовольную обрезку, в Америке налагается штраф в несколько тысяч долларов.
* Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского.— М. : Педагогика, 1974.— 270, [2] с., 1 л. портр.
** Абстракционизм (лат. abstractio «удаление, отвлечение») — нефигуративное искусство. Материал «Абстракционизм» из Википедии — свободной энциклопедии.
** Амвросий (Ключарев) — епископ Православной Российской Церкви (1820—1901 гг.)
*** Дунаев М. М. «Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII—XX вв.» Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2002 г. Глава X. «Федор Михайлович Достоевский (1821—1881)». М.М. Дунаев — профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, доктор филологических наук.
* Н. С. Лесков (русский писатель 1831—1895 гг.) Полное собрание сочинений в 30 томах.— Москва: «Терра», 2012 г.
* Алексей Яшин. Задушевные беседы об умозамещении (восьмая книга рассказов Николая Андреяновича): Роман-новеллино / Предисл. Л. В. Ханбекова: Академия российской литературы.— Москва: «Московский Парнас», 2017.— 343 с . (Библиотека журнала «Приокские зори») .
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ