Новое
- Николай Новиков — просветитель, публицист, издатель (1744-1818)
- Литературоведческий анализ рассказа Александра Балтина «Дом теряет людей, как старая птица перья»
- Александр Балтин. «Дом теряет людей, как старая птица перья». Рассказ
- Максимильян Пресняков. «По Мане». Документальный рассказ
- Хуже войны, страшнее врага
- Перечитывая И. Тургенева
Россия в ближайшем будущем: Фантастические миры и как относиться к пророчествам?
08.06.2020
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ МИРЫ*
Древние планировали и строили будущее, оглядываясь на мифологию, люди средневековья и Возрождения жили в ожидании тысячелетнего библейского рая, прогрессивное общество ХХ столетия мечтает о светлом будущем, вдохновляясь произведениями научной фантастики. Воображение писателей-фантастов не знает границ, а воображение – это и есть сущность пророчества. И если воображение подкреплено высокоразвитым интеллектом, то получившееся пророчество подчас оказывается намного точнее, чем предсказания прославленных экстрасенсов. Исследователи феномена предсказаний утверждают, что люди литературы и искусства по сравнению со средним человеком обладают более развитыми экстрасенсорными способностями. Жюль Верн писал о космических путешествиях с удивительной точностью, и многие детали его полётов совпали с реальностью.
С изобретением ядерного оружия прогнозы фантастов становятся более мрачными и безысходными. «Светлое будущее» вновь появляется в романах только после окончания «холодной войны», когда угроза глобальной ядерной катастрофы постепенно исчезает. Недоверие к науке постепенно заменяется заботой о той цене, которую мы и наша планета платим за успехи прогресса. Эти опасения насчет судьбы человечества, экологии и растущего технологизма ярко выражаются в пророчествах наиболее серьёзных писателей-фантастов последнего периода, чьё видение следующего тысячелетия вызывает большее доверие, чем предсказания их довоенных предшественников. Многие из них основывают свои высказывания на логическом научном подходе и рациональных ожиданиях будущего, и, следовательно, вероятность исполнения их предсказаний наиболее высока. В отличие от паранормальных провидцев, утверждающих, что увиденное ими будущее является фактом, предсказатели от научной фантастики представляют на наш суд возможные варианты будущего, в которых они отражают наши стремления и заблуждения в несколько преувеличенной форме. Наиболее пессимистические из них похожи на апокалипсические сценарии, выдвинутые их евангелистическими предшественниками. Это – ад земной, созданный нашими же руками, высокотехнологичный, нечеловеческий глобальный метрополис с деградировавшей в анархию цивилизацией, пострадавшей от перенаселения, истощения ресурсов и тотального государственного контроля.
Но большинство фантастов считают, что неизведанное, будь то наше собственное будущее или «последнее чёрное пятно» в карте внешнего космоса, должно оказаться скорее чем-то дружественным. Дух первопроходцев и неустанное любопытство гарантируют нам приоритет в авторстве нашей собственной судьбы. Может быть, в следующем тысячелетии действительно появится новая человеческая паса – «искусственная раса», созданная самими людьми, если, конечно, нам удастся разгадать тайны жизни, перерождения, болезней и смерти – тайны, общие подходы к решению которых мы только начинаем понимать.
Некоторые описания в романе О. Хаксли «Прекрасный новый мир» становится частью нашей повседневной жизни 1990-х годов, но всё-таки его описание кошмарного, генетически спроектированного общества, тотально контролируемого государством, послужило нам хорошим предупреждением и направило усилия генетиков на оздоровление естественного человека и нашей планеты.
Более оптимистически настроенные писатели повторяют идею мистиков и гуру новой эры о том, что рост и развитие отдельной личности должны сопровождаться ростом и развитием всего человечества. Человечество юно, но с приходом нового тысячелетия придёт зрелость. Фантаст Роберт Хайнлайн считает, что переход в новое тысячелетие приведёт к становлению зрелой человеческой культуры.
Пророки прошлых лет предвещали приход нового мира, будь то рай или послеапокалипсическая пустыня. Но все их предсказания основаны либо на интуиции, или на чрезмерно бурном воображении. Писатель-фантаст выполняет более весомую общественную функцию, описывая в своей фантазии, как бы он стал действовать, если бы попал в описываемую им ситуацию, и как поступит разумное человечество целиком.
Мечтая о ХХI веке, мы представляем небывалое развитие науки и техники – космические полёты, биотехнология, роботы… Однако наше будущее – нечто гораздо более сложное, чем новый, более высокий уровень развития технологии. Писатели-фантасты говорят, а жизнь доказывает, что самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим само понятие «человек».
КАК ОТНОСИТЬСЯ К ПРОРОЧЕСТВАМ ?*
Спокойно. Хотя трудно беспристрастным исследователям в стране, где по праздникам вывешивают транспаранты «Слава Богу!», а политические лидеры, поголовно закончившие ВПШ (Высшая партийная школа), с самым серьёзным видом стоят со свечками в храмах. Законопослушные граждане, видимо, сегодня должны признать мистику в качестве рабочей гипотезы и официальной идеологии.
Многие просто обязаны быть пророками по должности, как, например, «помазанники божьи»: президенты, их советники, парламентарии. Будут ли они молиться или кропить стены кровью чёрного петуха – это их заботы; но они обязаны предвидеть ситуацию, по крайней мере, на два года вперёд; в противном случае они проф-непригодны.
Но главным всё-таки было… магия высказывания. Для лидеров-пророков существует верная схема, обеспечивающая сбываемость предсказаний:
1) проявив настоящую проницательность, выделить одну из наиболее вероятных (и желательных) линий развития;
2) объявить эту линию либо единственно возможной, либо единственно спасительной; и, наконец,
3) со всем жаром вдохновить сторонников на движение в данном русле.
1 комментарий
Виктор Алексеевич Полевич
08.07.2020Не факт ..