Александр Балтин. «Летом, на кладбище». Рассказ
25.06.2020
/
Редакция
За святой водой ходили с мальчишкой поздно вечером, вход в храм был закрыт, кладбище также; а в нижней церкви сияли огни, костры свечей полыхали, и иконы золотились как-то особенно ярко…
А у кладбища, когда мальчишка спросил: Что здесь?
Ответил: Город мёртвых…
Теперь лето, жара, малыш часто живёт с мамой на даче, а когда приезжают: маму не отпускают дела – гуляет подолгу с отцом; но – все друзья в разъездах, и просьба малыша: Па, пойдём в город мёртвых! – странной показалась отцу.
— А страшно тебе не будет?
— А что там страшного? – просто и, естественно, ответил малыш.
— Хорошо, пошли.
Церковь старинная, массивная, ярко-красная, вдоль неё дорога катится вниз, и малыш, ехавший на самокате, охотно слетел с горы.
Дальше вверх ведёт жестяная, грохочущая лестница, тянутся ограждённые хозяйские постройки, и кладбище раскрывается особенной своею тишиной – как всегда.
Отец пожилой, он – иногда – любит бывать, бродить между могил, испытывая нечто целящее от странной, глубокой тишины.
Самокат он несёт, малыш останавливается у первого надгробия, читает…
— Тут старые могилы есть, сынок. Видишь – этот дядя умер семьдесят лет назад.
Тишина.
Пихты пирамидально поднимаются в небо.
Малыш читает надписи, отец, вглядываясь в лица фотографий, как всегда силится представить чужие жизни, а заодно ощутить тот необыкновенный космос всеобщности, что манит иногда, не открываясь.
— А это кто папа?
— Ангел. На могилах часто ангелов изображают.
— А они есть, па?
— Никто не знает малыш.
Кресты старые, поновее; новые, блещущие отполированным гранитом памятники массивны.
У одного из крестов:
— Пап, я забыл, кто это?
— В центре креста?
— Да.
— Это Иисус Христос малыш. Помнишь, я тебе рассказывал – основатель христианства.
…разбивающие в церкви лбы едва ли почувствуют лучевую силу Иисуса: не позволит окосневший обряд и слишком увязшие в болотах традиции.
— А вот художник похоронен.
Малыш стоит у огромного, лобастого камня, читает странную надпись: Живые закрывают глаза мёртвым, а мёртвые открывают глаза живым.
— А как это, папа?
Отец силится рассказать о сложности этого утверждения, о внешнем его слое: анатомии, долгое время запрещённой в человечестве, о других смыслах, но малыш, естественно, уже не слушает.
Могилы частые, кладбище идёт вниз, затем снова поднимается; у дальних стен, в зарослях зелени родственники окультуривают могилу.
Малыш останавливается, глядит на них, потом идут к выходу, минуя церковь.
Попросит малыш зайти в неё?
Солнце купает в отцеженной сини золото нежных летних лучей.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ