Александр Балтин. «Миры, пиры…». Рассказ
27.07.2020
/
Редакция
— Ты вообще знаешь, как оно – христианство-то — утвердилось, а?
Водка блещет в старых, советского производства стопках, и съеден наваристый матушкин борщ…
— Смутно. Да и зачем?
— Но, если ходишь в церковь и стараешься следовать обряду, как же не задуматься? А ведь смотри – Константин, названный ими равноапостольным, убил сына, увидев в нём конкурента, приказал задушить жену, изменяла правда, но всё равно… Убил конкурента Лициния… кажется, популярнейшего в народе, и когда почувствовал, что умирает, испытал ужас… Языческие иерофанты сказали, что от грехов его очистить невозможно, и тогда на сцене появляются христиане. Причём заметь – ариане, которые потом были прокляты, а Арий убит…
— Это кто такие?
Летние тополя переливаются роскошными, скорее золотыми, нежели зелёными гривами за окнами…
— Ну, аринство… спор там о единосущности, или подобносущности сына отцу. Арий утверждал – что подобносущий. Все верующие вообще-то отчасти ариане: как ты представишь силу, запустившую квинтиллион биллионов солнечных систем, то есть Бога? А Христа вполне можно себе представить. Так вот, ариане сказали Константину, что у них есть средства убелить его душу, аки снег, и они сделают это, если он примет христианство… Он и принял. Хорош равноапостольный, да? Скопище грехов и пороков – каким был…
Хозяин снова разливает водку по стопкам, они чокаются, выпивают, хрустят малосольными, крепкими огурцами, заедают прекрасным, пористым, чуть с кислинкой чёрным хлебом…
Мысли расплываются плавно, контуры реальности теряют жёсткость.
— Знаешь, — говорит гость, – может быть, именно в таком, кривом с твоей точки зрения принятии христианства заложен великий смысл: мол, проходящий дорогами пороков и избыточной жизни, приходит к пониманию истин Иисуса и принимает их, пусть запоздало…
— Это подгон уже. Принято со страха, со смутной надеждой – а вдруг, мол-де… Вера вообще базируется во многом на страхе смерти…
Мысли сладко съезжают вбок, на сковородке ждёт жареная, коричневато-золотистая картошка, а толстая, соком истекающая селёдка – в холодильнике.
Посыпать ли зелёным, или репчатым, перламутром отливающим лучком?
Лень возится…
— А помнишь, — подперев щёку рукой, вспоминает гость, — как бродили с тобой по Москве, я тогда фотографией занимался, и искали интересные кадры? Сосульки под солнцем, или между двумя телефонными будками жёсткие хвосты оставшихся кустов?
Кадры всплывают сильно, красиво, и многое не состоявшееся в жизни, вписывается в них, строя хитрые рожицы.
— А? – задумавшийся о своём хозяин, раскладывающий картошку, не сразу включается. – Да, пожалуй, помню…
…где-то в немыслимом, закадровом измерение реальности, Константин, приравненный потом к апостолам, мечется в яром ужасе, вспоминая собственные приказы, свою жизнь, жену, задушенную в раскалённой бане, красавца Лициния; он мечется в богатейших, какие только представить, покоях, рвёт на себе пурпурную мантию, разбрасывает всякие изящные безделушки, до которых чрезвычайный охотник (или это приемник его – Констанций Хлор – обожал всякие ковчежцы в форме рак с бесконечной финифтью крестиков и монограмм Христа, наполненные бесконечными, дорогими румянами и притираниями?).
Мечется грешный, чёрный душой Константин, не зная, к каким богам обратиться, что делать ему, погибающему, гниющему заживо, и тут появляются православные (или арианские?) священнослужители, увещевают, убеждают, что спасут, стоит только изменить государственную религию…
Интересовало ли их самих малопонятное спасение – или только власть и выгоды, какие открывались от официального принятия христианства?
Облака строят подобие древнего города, и зыбкость величественных башен отливает перламутром.
Старые друзья, не видевшиеся много лет, вспоминают тех, с кем общались когда-то: и картины похорон и отъездов за рубеж мелькают чаще, чем хотелось бы…
комментария 2
Александр Зиновьев
28.07.2020«Водка блещет в старых, советского производства стопках» — не может водка БЛИСТАТЬ!
Алексей Курганов
27.07.2020И вывод прост: Богу в у верующего должен быть в первую очередь в САМОМ СЕБЕ. а уж потом — в церкви. Потому что церковь как здание есть всего лишь антураж, декорация к Вере.