Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Легко ли быть русским?*

Сегодня много говорят о возрождении России, понимая, что без России и Союзу не быть. Но того, что России, державе, не быть без русских – ещё не осознали. Между тем положение основного народа России и Союза вызывает вполне обоснованную тревогу и озабоченность. Официальная статистика свидетельствует о тяжёлом, приниженном положении русского народа в важнейших сферах социальной, экономической и культурно-политической жизни страны.

Среди народных депутатов всех уровней представительство русских ниже, чем их доля в составе взрослого населения. В ряде районов и республик, например, в Казахстане, эти разрывы достигают двух-трёхкратных размеров. Во всех союзных республиках представители так называемых коренных наций (именем которых республики названы) имеют больше мест в Верховном Совете, чем их доля в составе населения. Исключение составляют РСФСР и Белоруссия. В РСФСР, где проживает основная часть русских, их представительство среди народных депутатов республики составляет 78,1%, а в населении – 81,5%. В то же время представительство бурят, евреев, тувинцев, якутов среди народных депутатов РСФСР в 3-5 раз выше, чем в составе населения.

Хотя во всех действующих конституциях (основных законах), в том числе в конституции РСФСР и входящих в её состав республик, записан принцип равенства прав граждан, независимо от национальности, в жизни он постоянно нарушается в пользу «коренной нации», к каковой русских почему-то не относят. Так, например, в Якутии, где избирательные округа, как и в Прибалтийских республиках, формировались в пользу «коренного» населения, якуты, составляя 32% населения и около 10% занятых в промышленности, составили 51% среди депутатов и 70% среди министров Якутии, обеспечив таким образом защиту привилегий и преимущества одного народа за счёт ущемления интересов других, прежде всего русского народа, который оказался наделённым лишь одним преимуществом – выполнять наиболее тяжёлые, трудоёмкие, непрестижные работы.

У русских за годы советской власти произошло самое резкое снижение рождаемости и естественного прироста населения, тогда как у ряда народов они возросли. Сегодня в русской семье в среднем «полтора» ребёнка. Большинство женщин не рожает второго ребёнка. Если ситуация не улучшится, то лет через 50 численность русских только по этой причине сократится в два раза. Но положение пока меняется к худшему.

Во многих областях России смертность превышает рождаемость. Гробов требуется больше, чем колыбелей. В иных областях России численность населения меньше, чем до революции. Положение не спасает заселение опустевших русских земель таджиками, узбеками, турками-месхетинцами с большим количеством детей. С ускорением гибнут русские сёла, веками кормившие не только Россию. Мёртвые сёла, естественно, никого не кормят. Следовательно, страна будет оставаться в продовольственной, а стало быть, и в политической зависимости от стран, поставляющих нам продукты питания. Сотни тысяч русских, украинских и белорусских сёл уничтожены как «неперспективные» по рекомендациям горе-академиков.

По числу лиц с высшим образованием на душу занятого населения русских перегнали даже народы, не имевшие в начале 20-х годов своей письменности, не имевшие ни одного грамотного. Некоторые из них перегнали русских по этому важному показателю в полтора-два, а то и три раза. При этом следует учитывать, что темпы развития образования в стране в последние годы резко снизились.

Особую тревогу и озабоченность вызывает положение детей. В ряде областей, например, в Оренбургской, в силу того, что беременные женщины не получают необходимых продуктов питания (творог, молоко, рыбу, мясо, фрукты), нет условий для нормального развития плода. Значительная часть младенцев рождается по этой причине с серьёзными дефектами здоровья.

Чрезвычайно высока детская и материнская смертность. Смертность от осложнений беременности и родов в России значительно выше, чем в других славянских и Прибалтийских республиках, выше, чем в Таджикистане, где излишние частые роды ослабляют организм женщин и являются причиной высокой смертности.

Хотя в России проживает 51,3% всего населения Союза, на её долю приходится лишь 46,2% детей, а ведь ещё недавно их было более половины. Дело не только в сокращении численности детей, но и в ухудшении их качественных характеристик. Растёт количество детей с дефектами физического и психического здоровья.  Хотя на долю России, как отмечалось, приходится 46,2 % детей, здесь рождаются 60,9% детей, чьи мамы – 15-16-летние женщины-подростки; 87% несовершеннолетних – дети пьяниц и алкоголиков. Россия держит печальное первенство по преступности несовершеннолетних, в том числе по рецидивной преступности.

Положение русских усугубляется разжигаемой повсеместно русофобией, результат которой – сотни тысяч русских, изгнанных с работы, убитых, избитых, изнасилованных, превращённых в беженцев, которым в России власти отказываются дать место. Разместили, пусть плохо, турок-месхетинцев, армян, а русских беженцев из Душанбе, Молдавии, Южной Осетии и других районов власти отказываются даже регистрировать, ссылаясь на то, что о них нет правительственного постановления, словно не правительство России, а власти Китая или иного государства должны его издать.

Если провести сравнительный анализ темпов социально-экономического и культурно-политического развития России и других республик, то легко заметить, что темпы развития России, а в её рамках русских областей, на протяжении всех десятилетий Советской власти стабильно ниже средне-союзных.

В соответствии с проектом новой Конституции России территорию входящих в Россию национальных республик и автономий нельзя изменить без согласия их населения. Территории же русских областей и краёв федеральный центр может перекраивать, дарить, продавать, не интересуясь, как к этому отнесутся русские – на них почему-то право на самоопределение, равно как и многие другие права, законодатели не распространяют.

Любая, входящая в состав России автономия, провозгласившая себя республикой, имеет, таким образом, широкие экономические права, каковых население всех русских административных территорий лишено, хотя Нижегородская или Самарская области и по численности населения, и по экономическому потенциалу крупнее большинства автономий (а ныне государств), входящих в состав РСФСР.

По Договору о Союзе Суверенных Республик на долю половины населения Союза будет приходиться несколько десятков национальных суверенных государств, призванных обеспечить сохранение и развитие национальных традиций. Другая половина населения – русская – лишается волею центра на защиту своих национальных интересов и традиций. Нет у него ни своей национальной государственности, ни академии, ни русского (а не русскоязычного) радио и телевидения, ни права распоряжаться своей территорией и находящимися на ней материальными, культурными ценностями. И никто не задумывается над причинами такой дискриминации. Считается, что нет – и не надо. Что о русских Центр позаботится.

Простите, но это мы уже проходили. Центр способен лишь (как и прежде) позаботиться о том, чтобы как можно больше выжать из беззащитных, доведённых уже до вымирания русских краёв и областей, используя русских и их природные богатства в качестве безвозмездного донора. Но пора понять, что донор давно обескровлен, еле жив.

Тем не менее даже при таком положении русских Россия не нуждается в помощи. Её просто надо перестать грабить, перестать перекладывать на её плечи основные тяготы по содержанию армии, союзного и республиканского (российского) государственного аппарата, резко подорожавшего и разросшегося в процессе борьбы с «административно-командной системой».

Как случилось, что нищим и обездоленным во всех отношениях оказался народ богатейшей республики, из недр которой ежегодно выкачивают и пускают на распродажу по бросовым ценам сотни тонн золота, миллионы тонн нефти, миллиарды кубометров газа и леса? Ответ на этот вопрос следует искать в идеологии противопоставления русских – нерусским. В этом же и истоки нынешней русофобии.

Низкие (по ряду важных параметров самые низкие) показатели социально-политического, демографического и экономического развития русского народа могут быть результатом стабильного действия одного из двух факторов:

– либо мы имеем дело с народом дефективным, биологически неполноценным,

– либо создавшаяся ситуация – результат многолетней дискриминации русского народа.

Третьего объяснения не дано.

Первое должно быть отвергнуто не только потому, что оно расистское, но ещё и потому, что русские украсили человечество такими именами, как Ломоносов, Пушкин, Достоевский, Репин, Чайковский, Шаляпин, Уланова и многими другими не менее достойнейшими именами. И если люди сегодня могут гордиться своей принадлежностью к популяции, именуемой человечеством, то не в последнюю очередь они этим обязаны русским.

Думается, всё дело в геноциде русского народа, начатом с первых лет советской власти – расстрелами русской интеллигенции (разрушением национального интеллекта); расстрелом православных священнослужителей. Их уничтожали поголовно – расстреливали, десятками зарывали живьём в землю, топили баржами в море. Со служителями других конфессий так не обращались. Этим была подорвана духовность русского народа.

Сегодня русофобия, дискриминация русского народа продолжается. Свидетельство тому – армия беженцев, рост смертности и преступности, алкоголизма, разводов, депопуляции (вымирания), резкое падение уровня жизни. Как показали социологические исследования, самое резкое падение уровня жизни наблюдается в Москве, С.-Петербурге, Екатеринбурге.

Что делать?

Думается, что необходимо принять программу национального возрождения русского народа, обратив своё внимание на предотвращение его вымирания.

Давно пора разработать, как это сделано в других государствах и республиках, политику, направленную на смягчение острейшей демографической ситуации, и принять правовые акты, обеспечивающие её реализацию.

Весь огромный поток новых законов, даже самых академичных и совершенных, не будет иметь ни малейшего смысла, если народ вымрет. Государство не может быть без граждан, Россия не может быть без русских. Попытки заселить территорию России выходцами из Средней Азии и Закавказья чреваты угрозой новых межнациональных конфликтов, которые уже проявляются в ряде районов.

Следует обратить серьёзное внимание на итоги переписи населения 1989 г., которые свидетельствуют о том, что численность всего населения Российской Федерации выросла лишь на 7%, а русских на 5%. Таким образом, почти весь прирост населения осуществляется за счёт мигрантов, которым создаются льготные, по сравнению с местным населением, условия быта и оплаты труда. Не следует сбрасывать со счёта негативный опыт миграционной политики в Прибалтике, ставшей одной из причин межнациональных конфликтов. Национальные конфликты местного населения с мигрантами из южных республик уже имелись в ряде районов России.

Разработка правовых актов, направленных на возрождение русского народа, должна подкрепляться строжайшими гарантиями их реализации. К сожалению, новое законодательство, которое сейчас разрабатывается и принимается, отличается большой декларативностью. Так, принятое в ноябре 1990 года постановление Верховного Совета о помощи сельским семьям с детьми с учётом создавшейся демографической ситуации, представляет сельским женщинам с детьми большие льготы и пособия за счёт средств… колхозов и совхозов, значительная часть которых и раньше была нерентабельной, а уж с установлением новых цен они и совсем обнищали. Да и как, например, колхозы Смоленской области обеспечат дояркам предлагаемый 6-часовой рабочий день, если сегодня он 14-часовой по причине острого дефицита рабочей силы?..

Реализация принципа равенства прав граждан, независимо от национальности, должна быть строго гарантирована. Льготы и привилегии по национальному принципу, которые закреплены в подзаконных актах, должны быть отменены, ибо любая привилегия тому или иному народу, как правило, влечёт ограничение прав и ущемление интересов другого (других).

Представляется нецелесообразным сохранение, а тем более упрочение сталинского принципа построения Российской Федерации на основе национального, а не экономического принципа. Уместно вспомнить, что впервые вопрос об изменении принципов административно-территориального и национально-государственного устройства России возник в процессе выработки первой советской конституции – Конституции РСФСР 1918 года.

В тот момент захватившие власть большевики ориентировались на победу мировой революции и представляли себе планету как Всемирную Федерацию Советских государств-республик. При разработке основных положений Конституции РСФСР Российская Федерация замышлялась как модель, прообраз будущей Всемирной Федерации. Дискуссия возникла лишь по принципам федеративного устройства. Было предложено несколько вариантов. На голосование конституционной комиссии было поставлено два: проект профессора права М.А. Рейснера, который предусматривал государственное устройство России как федерацию хозяйственно-экономических единиц, и проект И.В. Сталина, предложившего федерацию как союз автономных областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Большинством в два голоса прошёл проект Сталина, бывшего тогда наркомом  по делам национальностей.

Интересно напомнить, что Наркомат по делам национальностей, созданный 8 ноября 1917 г., ставил своей целью защиту национальных интересов всех народов России, кроме …русского. К 1919 году при Наркомате насчитывался 21 комиссариат и отделы (литовский, еврейский, польский, армянский, латышский, чувашский, мусульманский и др.), которые представляли национальные интересы всех народов, кроме русского. Так начиналась политическая дискриминация русского народа. Создавалась национальная государственность для всех, кроме русских. Этот сталинский принцип построения федерации сохранён и упрочен в новой Конституции Российской Федерации, разработанной конституционной комиссией Верховного Совета РСФСР.

Право наций на самоопределение, бесспорное в сфере международно-правовых отношений, где нация, как правило, отождествляется с гражданством страны, необоснованно переносится на решение внутригосударственных этнических проблем. При этом право наций на самоопределение всё чаще трактуется как право «коренной» нации на сепаратизм и привилегии. Такой по существу расовый подход превращает права «коренной» нации в привилегии, провоцирующие межнациональные конфликты. Суверенизация преподносится как важное свидетельство национального достоинства. К суверенным причисляются все формы автономии, существующие и могущие возникнуть.

Коль скоро в разряд суверенных переходят автономии Российской Федерации, то она перестаёт быть федерацией в строгом смысле этого слова, превращаясь в конфедерацию, то есть союз самостоятельных суверенных государств. Единство, неделимость и суверенность Российской Федерации тем самым ставится под сомнение. Ведь любой из её суверенных субъектов может выйти из состава РСФСР, ибо суверенитет означает верховенство и независимость от иных органов власти в решении как внутригосударственных, так и международно-правовых проблем. Напомним, что в США, например, при широкой автономии штатов в решении своих социально-экономических и политических проблем, ни один из штатов суверенитетом не обладает, а тем более правом выхода из федерации, хотя там есть штаты с довольно компактным этническим составом населения. Тот же испаноязычный штат Мехико, отвоёванный у Мексики, не только не может выйти из состава США, но и объявить государственным язык большинства «коренного» населения, а тем более притеснять англоязычных.

Думается, что конфедерация и иные международно-правовые сообщества, как основа Союза ССР, а тем более РСФСР, не жизнеспособны, не отвечают интересам прогрессивного развития народа. В современных условиях разрыв, или ослабление многовековых и разносторонних связей были бы большим шагом назад. Набравшие силу тенденции распада СССР усиленно переносятся, внедряются в РСФСР, готовя растаскивание России на «суверенные» удельные княжества.

При параде национальных суверенитетов закономерны вопросы: обладает ли русский народ государственным суверенитетом, где и в чём выражается русская национальная государственность, кто может претендовать на роль правопреемника Российской империи? Возможно, авторы проектов полагают, что об интересах русского народа позаботится центр, общесоюзный или республиканский федеративный орган. Итоги этой «заботы», обернувшейся разорением России, ныне известны.

Есть и другой аспект проблемы. Отождествление русских, России с центром в условиях Союза национальных республик явилось причиной того, что ошибки и промахи в руководстве страной, пороки системы воспринимались на уровне бытового сознания как ошибки и пороки русских. Это явилось одной из серьёзных причин нагнетания антирусских настроений.

Стала очевидной необходимость предоставления русскому народу не только равных прав, но и равных возможностей их реализации. Повсеместно (за исключением РСФСР) распространившаяся политика и практика расширения прав «коренного» населения за счёт ограничения прав «некоренного», преимущественно русского, населения ставит на повестку дня вопрос о введении принципа пропорционального национального представительства в политических структурах. Необходимость его введения была обоснована академиком Ю.В. Бромлеем ещё в середине 80-х годов. Целесообразно подумать и о введении квоты для социальных групп населения, включая женщин, которые в РСФСР оказались в ходе перестройки почти полностью отстранёнными от участия в работе высших органов власти, при одновременном их увеличении среди низкооплачиваемых, занятых тяжёлым малоквалифицированным трудом (абсолютное большинство таких женщин составляют русские).

Русский вопрос грозит превратиться в коренной национальный вопрос. Проекты Договора и Конституции Российской Федерации содействуют обострению, поскольку чётко проводят сталинскую идею конституционного закрепления государственно-правовой дискриминации русского народа, идею предоставления и расширения национальной государственности всех народов, кроме русского. Этот путь никак не может быть признан оптимистичным направлением развития межнациональных отношений в рамках Российский Федерации.

В статье 3 проекта Договора о Союзе суверенных государств записано, что участники договора признают границы, существующие на момент его подписания. Такое решение территориальных проблем закрепляет противоправное изъятие у русского народа значительных частей его территории, включённых ныне в Прибалтику, Казахстан. Украину, Татарстан и другие республики.

Напомним, реализуя русофобский принцип создания национальной государственности только для нерусских народов, власти, озабоченные тем, чтобы это были государства диктатуры пролетариата, включили в их территорию исконно русские земли с русским рабочим классом. Ныне казаки, насильственно включённые в Казахстан, превращены в «мигрантов» и «оккупантов». Живя на земле своих предков, они лишены права самостоятельно решать свои государственно-политические проблемы. Такие примеры могут быть продолжены.

Думается, что строжайшее соблюдение принципа равенства прав граждан, независимо от национальности и языка, предполагает перестройку федерации (прежде всего Российской Федерации) на путях перехода от примата национальной общности к примату общности экономической (с учётом национального фактора).

Федерация должна быть суверенным государством, состоящим из равновеликих по численности населения и территории экономических регионов, где все субъекты федерации обладают равными экономическими, политическими и социально-культурными правами и предельно широким самоуправлением мест. Субъекты федерации не суверенны, ибо это противоречило бы суверенитету федеративного государства.

Искусственно раздуваемые в последние годы националистические амбиции политической мафии осложняют такой путь преобразования федерации. Поэтому он не должен быть поспешным, ему должна предшествовать широкая разъяснительная работа, учёт исторических традиций русской государственности. Не следует отвлекаться от того обстоятельства, что 70-летний путь Союза ССР лишь крупный эпизод в тысячелетнем развитии Российского многонационального государства.

Галина Ильинична Литвинова,

доктор юридических наук, правозащитник, общественный деятель,

сотрудник Института государства и права АН СССР, создатель научного направления – социальной демографии России

(1931-1992)

__________

* — Статья доктора юридических наук Г.И. Литвиновой, опубликована в журнале «Славяне» (спец.вып. 1992 г.), но прежде она была напечатана в ж. «Вече» (№43, 1991), независимого русского альманаха в Мюнхене, поэтому некоторые термины и несуществующие ныне названия пришлось принять как данность, принадлежащую Истории. Проблемы же, обозначенные в статье, на наш взгляд, стали ещё более острыми – услышат ли когда-нибудь их власть предержащие?..

Послесловие

Перепись населения проводится каждые 10 лет. Последняя проводилась в нынешнем 2020 году с 1 по 31 октября, но итоги общество узнает не раньше, чем через год. Поэтому судить, насколько справедливы тревоги и прогнозы Г.И. Литвиновой, можно, сравнив с переписью 2010 года, итоги которой известны.

Население Российской Федерации по переписи 1989 г. составляло 146,78 мл. чел.; в 2010 г. – 142,86 мл. чел., занимая 8 место в мире, после Бангладеш. Из них русские составляют 111,02 мл. чел.; средний возраст 39 лет (т.е., стареем, ред), из них женщин на 10,8 мл. больше, чем мужчин. Резко уменьшилось число рожденных детей: семьи, имеющие 1 ребёнка – 31,2%;  2 ребёнка – 34,4% (рост связан с доплатой правительства при рождении второго дитя – ред.); 3 ребёнка – 8,7%.  Многодетные семьи (4 ребёнка и больше – 2,2%, в основном, Якутия и Чечня); не имеющие ни одного ребёнка – 21,5%.

Минуло 29 лет с момента написания статьи «Легко ли быть русским?», где автор не только обозначила все самые важные и государство образующие проблемы, но и предложила пути их решения. И вот наконец Власть услышала её призыв, – появились необходимые, точно, не двусмысленно сформулированные Поправки в Конституцию Российской Федерации, которые единодушно приняты народом на Референдуме 2020 года.

Отныне Россия, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, идеалы и веру в Бога, а также – преемственность в  развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное устройство.

Российская Федерация является правопреемником СССР на своей территории; государственным языком является русский – язык государствообразующего русского народа, входящего в многонациональный Союз равноправных народов РФ.

Важнейшим приоритетом государственной политики являются дети.

Россия, как уникальное наследие её многонационального народа, поддерживается и охраняется государством.

И всё это, думается, исчерпывающий ответ на поставленный Галиной Ильиничной вопрос, «легко ли быть русским?»

Материал к публикации подготовила 

Римма Кошурникова


комментариев 5

  1. Дмитрий Станиславович Федотов

    Полезная статья. Особенно для наших нынешних «патриотов». Однако, считаю, необходимо написать продолжение этого материала с поправкой на современную ситуацию, чтобы наглядно показать динамику всего процесса.

  2. Казаков Анатолий

    Незатейливо, скромно и с болью в груди

    Я люблю тебя, милая Родина.

    За колосья ржаные, проливные дожди,

    Оттого, что во мне непогодина.

    За минуты такие и пасмурь в душе

    Благодарен безмерно Создателю,

    Потому как грустить, но любить на земле

    Божьей волей дано обывателю

  3. Римма Кошурникова

    Спасибо, Анатолий огромное!.. Прекрасные стихи, такие проникновенные и мудрые, в самое сердце бьющие!.. Думаю, Галина Ильинична была бы очень растрогана, о чем непременно написала бы Вам. В самом деле, «Нам бы только верить во Христа, Нам бы только праведно идти, Нам бы только истину в уста, Нам бы только отчее нести» — и и все будет хорошо!..

  4. Казаков Анатолий

    Если на земле добро и зло,

    Если на земле любовь и смерть,

    Если на земле тебе не повезло,

    Если на земле дано терпеть,

    То возьми тепло, идущее с икон,

    То возьми преданья деревенских слов,

    То возьми земной родителям поклон,

    То возьми молитвы вечный зов.

    В этой жизни сложности кругом,

    В этой жизни гнёт нас суета,

    В этой жизни успокоит дом,

    В этой жизни есть и красота.

    Нам бы только верить во Христа,

    Нам бы только праведно идти,

    Нам бы только истину в уста,

    Нам бы только отчее нести

  5. Инга

    Римма Викентьевна, очень нужная и своевременная статья, спасибо автору. Хорошо бы привлечь к обсуждению этой важной темы более широкий круг специалистов, пока Россию не сократили до МОСКОВИИ с многонациональным населением без русских…

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика