Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Размышляя о Жванецком…

Можно ли видеть за Раками – миниатюрой, которую помнила наизусть половина страны Советов – глубину проникновения в сущность русских нравов, не говоря — кратко данный через юмор анализ тогдашнего мироустройства?

Едва ли…

А вот в опусе про Консерваторию – мол, в ней поменять нечто надо – проблескивал именно анализ предложенного миру социализма: или так гримировалась претензия на оный…

Жванецкий видел комическое в самой организации человеческой жизни: а социальные условия давали множество поводов для обильной, часто парадоксальной фантазии сатирика — странно, что только советские – нынешняя жизнь, только добавлявшая Жванецкому популярности, со всеми вытекающими последствиями, не вызывала у него протеста: слишком вписался в оную.

Странно.

Буквально сочащееся сарказмом нашенское время вопиет о необходимости соответствующего отображения – в том числе на эстраде – а вот, поди, ж ты…

Слава Жванецкого была честной: заработанная в Советском Союзе, она не подразумевала пиар-ходов, или изощрённых современных технологий; но тексты его, столь блестяще звучащие с эстрады, не подразумевали большой литературы.

Назвать Жванецкого писателем можно с натяжкой: писателей читают, а читать его невозможно: будет скучно, и не смешно, ибо написанное им требует именно актёрства, исполнения с эстрады, короткометражных фильмов, которые, с участием Райкина и артистов его театра, смотрелись хорошо…

Такой славой не обладали подлинные, даже известные писатели: печальный факт, заставляющий задуматься о вечной гуманитарной неразвитости общества, ибо про раков цепляется в мозг, как репей, а рассказы Юрия Казакова (к примеру) требуют от читателя такого чувства слова, которое нарабатывается долгими одинокими периодами эстетического развития.

Тем не менее, нечто позитивное исходило от бурной деятельности Жванецкого: не соскальзывая в плоские низины, обычно предлагаемые эстрадой, он дарил людям зыбкую субстанцию веселья, столь необходимую им.

Шутки его останутся, это очевидно.

Как и то, что рассматривать его, как писателя нет никаких оснований: в лучшем случае сочинителя эстрадных реприз.

А это совсем другой вид деятельности.

Александр Балтин


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика