Раздумья о судьбах тех, чьи мечты не разбиваются, если человек не прекращают искать себя, поняв главное в своей судьбе. Это необходимость реализовать свою неповторимую творческую миссию в таком подарке судьбы — как Жизнь. Жить мечтой –пусть даже она как свет в «конце тоннеля», но она ведет нас за собой. Власть мечты даёт нам силы и вдохновение, возрождаясь вновь и вновь в многотрудном, но радостном пути для достижения, казалось бы, невозможного и вопреки реалиям противоречивой жизни.
«…я един со всем Человечеством,
и потому не спрашивай никогда,
по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».
Джон Донн
В педагогической системе М. П. Щетинина в созданной им экспериментальном лицее-интернате были спаяны воедино воспитание, обучение, образование, социализация. Член Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа был отмечен Юнеско как новатор воспитательной нравственной педагогики в деле социализации своих воспитанников. А в качестве средств и факторов выступали традиции славянского мира — православная религия (и иные религии), российская державность, казачество и другие общественные формирования.
Михаил Петрович ушел в 2019 г, в субботу, в 9 часов 20 минут в своем рабочем кабинете, то есть, как и жил, до конца оставаясь беззаветно преданным своему делу непреклонной защиты мира детства. И важно не просто воздать должное этому великому педагогу и гражданину, а в полной мере оценить его вклад в мировую педагогику. Впервые великим педагогом со своими единомышленниками была сформирована возможность целостно соединить на высоком уровне обучение, воспитание, социализацию и образование питомцев подросткового возраста, начиная с 8-9-го классов.
Академик Михаил Петрович Щетинин
(1944 -2019)
Целый месяц июля посчастливилось мне жить в атмосфере вдохновения в школе, которую называли школой радости. в удивительно прекрасном пространстве поселка Текоса. Школа, которая родилась и выросла недалеко от г. Краснодара и г. Геленджик. Мне, как и многим другим, приезжавших к Михаилу Петровичу за опытом, появилась возможность поделиться своими сокровенными, интересными профессиональным наработками и в работе с подростками. Было разрешено проводить практические занятия по методике комплексного самопрограммирования (КСП) специалиста космической индустрии, академика Яна Ивановича Колтунова. Эта система само воспитания физического и духовного здоровья уже несколько десятков лет применяется в московском клубе здоровья «Космос» и в странах СНГ. В частности, в родной Новомарковке (в Казахстане), где мои родители были преподавателями (директор средней школы — отец, преподававший географию и историю, а уроки русского языка и литературы, мама).
Ритм жизни школы М.П. Щетинина завораживал и дарил новые идеи и мечты для образовательного процесса. Подъем воспитанников школы с восходом солнца, пробежка, заканчивающаяся закаливанием в прозрачных водах горной речушки.
В традиции школы было участие в праздничном концерте в Кремлевском дворце, посвященном Дню воинов-десантников. В насыщенный день занятий входила и программа готовящегося выступления—это и народные русские, дагестанские танцы и стилизованные казачьи боевые выступления с саблями и кинжалами, и народные песни, чарующие своим четырехголосьем, которые я впервые услышала во время репетиции в его директорском кабинете. Напевы исполнялись ребятами в сопровождении игрой на баяне Михаилом Петровичем.
При этом проходили занятия по расписанию, к примеру,- практика освоения разговорного немецкого языка у преподавательницы, приехавшей специально в из Германии познакомиться с системой работы школы радости, и многое-многое другое.
Конечно нами были подготовлены статьи с соавторами из школы Текоса. Ведь юные воспитанники школы, получали высшее образование согласно договору с М.П. Щетинина с ВУЗ-ами, которые принимали на учебу его ребят и в 13-, и в 14 лет после освоения программы о среднем образовании с аттестатом зрелости, выданным официально экзаменационной комиссией.
В педагогической системе М.П. Щетинина были заложены примеры исторических аналогов. Так в своей знаменитой статье «Вопросы жизни» великий хирург педагог-гуманист — Николая Ивановича Пирогова. выдвинул в качестве педагогического идеала «атлета жизненной борьбы» — человека, с титановым стержнем внутри и мечтами служить своему народу. И такую творческую личность не смогут сломить испытания обстоятельств, и он никогда не поступит против своей совести, и не уронит чести. Вот на формирование такого непобедимого «атлета жизненной борьбы» была и направлена философия социализации Михаила Петровича. Этому служили все его знаменитые подходы, например—взаимо-обучение со сменой позиции «учитель — ученик», способствующие погружению в процесс освоения знаний и т.д.
Школа Радости. Занятия в лаборатории школы
Почти всё в Текосе было создано трудом детей и подростков — сказочные терема для занятий по различным школьным предметам, и парковое пространство с подмостками для репетиций и тренировок. Это высокая творческая атмосфера, в которой теперь жили самостоятельные дети и подростки Таковы были мечты и великих педагогов Я. Корчака, Ф. Шацкого и других. Школу детского царства начал строить в Тбилиси в конце 1980‑х годов Шалва Амонашвили. В силу разных причин таким педагогическим титанам это совершить до конца не удалось. А вот Михаил Петрович смог.
Во всей социализирующей педагогике М.П. Щетинина. органично был применим суворовский афоризм «Тяжело в учении — легко в бою. Легко в походе — тяжело в бою» Даже его сторонники удивлялись максимальным нагрузкам, которые предлагалось испытать воспитанникам лицея-интерната. Если вставать, — в 5.30 — и четыре часа трудиться. Если перепрыгивать через человека, то через стоящего. Если красить скамейки, то, как один подросток, по 70 штук за день. Если оканчивать школу, то в 12 лет. Если получать высшее образование, то не меньше трех. Если девочка обучается рукопашному бою, то легко сможет отстоять себя, к примеру, «завалить» четырех парней.
Конечно, внешне все это было эффектно и необычно, но педагогический смысл такого самовоспитания был в стремлении к непреклонной защите мира детства. Действительно, Михаил Петрович был прежде всего гениальным педагогом-практиком и неустанным деятелем образования. У него был эмоционально образный, ярко выраженный интуитивно-художественный тип мышления. Единственная книга, которая издана под его фамилией, — это знаменитая «Объять необъятное: записки педагога», вышедшая в свет в 1986 году. Также ему принадлежит публикация «Учить себя» в журнале «Огонек» в 1987 году. Вот, собственно, и все.
Уникальность системы воспитания М.П. Щетинина в том, что она вобрала в себя опыт искусства и философии педагогической науки, целостно воплотив весь путь развития отечественного образования на протяжении полутора тысячелетий. Упорно и непреклонно Михаил Петрович на протяжении всей своей деятельности преодолевал все преграды мешающих выстраиванию самобытной индивидуальности каждого воспитанника. Это была реализации главной задачи – выработки у школьника способности к самовоспитанию реальной гармонично развитой творческой личности и для настоящего, и для будущего своего Отечества.
Во власти мечты …
Леночке Парузиной
Радость освещала тонкие черты её миловидного лица. Она только что защитила диссертационную работу, в которой сумела показать ярко и убедительно ключевые положения исследуемой практики йоги, чем получила высокую оценку своего научного руководителя, обычно скупого на похвалу.
Перед Светланой, архитектором, молодым ученым, для которой архитектура была воплощением застывшей музыки, раскрылись двери Юнеско, её пригласили сюда в качестве художника. Владея блестяще английским, а также восточными языками она строила планы прикоснуться к высотам человеческой мысли — это был масштаб созидательных процессов в мире социального развития и прогресса общества. Это стало её дорогой для постижения противоречивости мира. И прежде всего дерзкого творчества к вершинам своего Духа, своего устремления дарить людям радость высоких откровений своей профессии зодчего. Профессии, дающей возможности быть сопричастным к построению пространства комфорта и вдохновения в жизни людей. Пространства, созданного ею по канонам философии архитектоники, строгой геометрии и пронизанного любовью к её обитателям. Поиски наполняли профессиональные действия творческим многообразием и универсальностью в программных и плановых архитектурных проектах, разработках, публикациях.
Но активная творческая деятельность Светланы стала сопровождаться ухудшением состояния здоровья. Опытом практики йоги она пыталась самостоятельно защитить своё состояние от прогрессирования тяжёлой формы поли-артроза—и это был её собственный выбор, но всё-таки приведший со временем к обездвиженности. Даже сделать набросок эскиза или писать, теперь ей стоило большого труда – так была мучительна боль в суставах рук и во всём теле.
Светлана не сдавалась, — упражнения, медитация, массаж стали её жизненной необходимостью на пути преодоления испытаний болезнью. Она работала над стихами, готовила к публикации своё философское эссе, писала иллюстрации к написанным стихам и лирическим откровениям, наполненных светом и цветом окружающего многоцветного мира. И даже писала картины. Круг друзей, поддерживающих своим вниманием в её духовных поисках сужался, и теперь обмен итогами размышлений и суждениями особенно был дорог для Светланы. Философ-космист профессор Ю.В. Линник, её кумир, песенная отрада и гимн всему богатству живого мира: разнотравья, щедрой красоте цветущих лугов и пойм рек с их обитателями – был примером для проявления воли к жизни. А он преклонялся перед её умением, не смотря на обстоятельства, жить действенной мечтой в планируемой работе в будущих командах.
По счастливой случайности духовные пути Светланы пересеклись с уникальными возможностями оздоровительного клуба комплексного самопрограммирования(КСП) «Космос». На своих клубных занятиях участники постигали азы самосовершенствования духовного и физического развития личности человека, а полученные знания учились применять на деле, сначала по отношению к себе, затем, с посильным участием и помощью, окружающим. Здесь учились быть ответственными друг за друга, учились делить радость постижения своего духовного «Микрокосмоса» и взаимодействию с вибрациями музыкальной гармонией сфер Вселенной –-«Макрокосмоса», чтобы стать готовым к общеземным и космическим целям и задачам. Здесь постигали возможность жить не только мечтой приблизить космическое будущее. Человек начинал себя ощущать и действовать как ответственный гражданин планеты, всего Космоса и Вселенной в целом. Такое действенное отношение к будущему земного сообщества радовало девушку, помогало находить в себе новые силы видеть себя полезной и нужной своим современникам. Прежде всего благодаря своему созидательному умению отражать в публикациях пути и методы создания систем мысли-образов и мысли-форм через выстроенный ею универсальный моноид. Для Светланы этот поиск был как долг перед будущим, где постигая голограмму развития интуитивного мышления своей личности, человек совершенствовался в процессе сотворческого поиска в конструктивной действенности.
И Светлана в своих письмах-посланиях к воскресным встречам в клубе КСП «Космос» теперь делилась с участниками занятий своими размышлениями о сущности и вдохновенной силе устремлений, пониманием идей космизма. Она радовалась как ребёнок, всем сердцем, прикосновению к новой мечте через волнующие интонации и чувства своего собеседника, которые были понятны и дороги ей даже по телефонному общению. Она верила, что благодаря тренировкам по ауто-программам системы КСП по Я. Колтунову, она сможет попасть на орбиту космической станции и уже ничто не помешает ей занять своё должное место в исследовательской программе очередного проекта в Космосе.
Её мама, Марина Ильинична после защищённой диссертации оставила работу и благодаря своему экспертному опыту помогала ей оставаться в событиях информационного мира. В каждодневной борьбе за здоровье своей Светланы считала смыслом своей жизни помогать устремлениям дочери для достижения её творческих намерений.
Вместе с тем, Марину Ильиничну поддерживал многолетний опыт ведения книжной выставки приоритетных публикаций институтов и её единомышленников по объединению московского общества испытателей природы (МОИП), участником научных семинаров в котором она оставалась не один год. Найденная в результате серьёзных поисков форма ведения книжной выставки, позволяла в библиотечном режиме поддерживать информационную связь и преемственность поколений, благодаря знакомству своих читателей с новейшими инновационными разработками и проектами институтов, нацеленных на всеобщее научное образование.
С дочерью она была в постоянном критическом диалоге, помогая в её многоплановом вдохновенном поиске истины. За эти годы трагического существования и сотворчества сложился тандем двух многогранных личностей. Мамы — с её научным социально-экономическим (архитектоническим) мышлением, пониманием противоречий жизни, жертвенным исполнением материнского долга и дочери- с её осознанием духовного наследия человечества для самосовершенствования личности человека и зрелым умением поделиться с современниками своими наработками и открытиями. Не случайно, незадолго перед уходом, последние её слова, когда она стала периодически терять сознание, были обращены к Марине Ильиничне как просьба о прощении себя как дочери за очень непростые для них годы испытаний.
В день рождения Светланы, в год памяти ей, Марина Ильинична выступила в клубе КСП«Космос», ставшим ей теперь родным, с сообщением о творческом пути дочери, иллюстрируя своё выступление её картинами в акварели, пастели и публикациями. Делилась со слушателями дневниковыми записями дочери, свидетельствовавшие об уровне философских обобщений и глубинных размышлений о прошлом, настоящем и будущем нашего сообщества. Раздумьям и о возможностях личности своего современника, когда духовные ценности человечества объединяют людей в стремлении к самосовершенствованию, к созданию духовно-нравственной земной и космической цивилизации без воин.
Ведь Светлана, не смотря на ухудшение своего состояния, была полна идей и предложений по работе в команде с единомышленниками клуба. Теперь, как и они, жила мечтой о конструктивном общем сотворчестве, с трепетной надеждой полноценной реализации командной работы в Космосе и о многом другом.
Уходила она, несмотря на мучительные боли, со спокойной душой, что успела отдать миру свой долг и творческую дань, одухотворённых намерениями и мечтами в непростых реалиях своей судьбы. Светлана хорошо понимала, что всё остаётся людям…
Мастер
Памяти кинооператора Георгия Рерберга
Я, уткнувшись лбом в ладони, пыталась сосредоточиться на мысли о своём друге Гоге Рерберге, тщетно стараясь прийти в себя от пережитого чувства потери. Со мной происходило что-то невероятное и непонятное. Такое состояние метаморфозы происходит видимо с каждым, когда из жизни уходит друг, которым ты не переставал восхищаться. Друг, который был для тебя творческой планкой высоты духа и таланта, загадкой природы творчества. А в последнее время чаще надеждой и опорой твоих размышлений и действий. Сердце судорожно сжималось от боли утраты. А душа неустанно твердила: «какое сердце биться перестало…», и начинала неистово искать возможность оставить в памяти современников, бриллиантовую россыпь уникального таланта высокой человечности, ушедшей вместе с Георгием. Душа бурлила желанием немедленно приступить к съёмкам фильма о нём.
Кинооператор, народный артист РСФСР Георгий Иванович Рерберг (1937—1999)
В дебютном фильме «Первый учитель»( 1965) выявились его строгость изобразительного решения, композиционная чёткость, документальность стиля. За фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»( 1967). Г. Рерберг номинировался на премию «Ника» за лучшую операторскую работу, а в 1990 был награждён Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых. В цветном кино проявился его талант пейзажиста и портретиста. В фильме «Дядя Ваня» сопоставление чёрно-белых и цветных кадров приобретает драматический характер. Этот приём получил развитие и в фильме «Зеркало».
Вот как отзывается о мастерстве своего коллеги, кинооператор Вадим Юсов:
«…его дебютный фильм «Первый учитель» — совершеннейшее откровение по форме, по стилистике. Бесспорное по художественным достоинствам, совершенное по цвету, композиции произведение «Дворянское гнездо». Это чудо световых ситуаций, мастерского использования рисующего и рефлексного света».
Тема природы таланта и в чём её тайны и таинство, всегда была важна для Георгия. Он мечтал воссоздать силой операторского искусства творческие портреты Аристотеля, И. С. Баха, В. А. Моцарта. Особенно восхищался многогранностью личности Леонардо да Винчи. Был влюблён в магию пера А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. Ф. Лосева. Обожал музыку П. И. Чайковского, интерпретацию её дирижёром Е. А. Мравинским. Был вдохновлён мастерами, чей путь высокого искусства в своём ремесле -это путь к сердцу и душе каждого из нас. Тема неисчерпаема и благодарна. В своём творчестве он стремился создавать резонанс мотиваций своих единомышленников для воплощения замыслов и стремлений в избранной им теме.
Гога с детства впитал в себя волшебное таинство музыкальной и изобразительной гармонии — мама, Г.С. Козолупова, дочь народного артиста С. М. Козолупова. была профессором консерватории. Отец — известный художник, И. Ф. Рерберг, а сын с детства много рисовал. Атмосфера бесконечно строгого духовного труда, царившая в доме, привела Георгия во ВГИК на операторское отделение.
Его полёт мысли воплощался в философии изображения, раскрывал суть предлагаемого повествования. Концентрация мысли и чувств, переданная средствами светотени, наполняли образы волшебной силой воздействия на зрителя. Помогала понять и раскрыть противоречивость поступков героев, трагический подтекст поиска своего места в непредсказуемых поворотах жизни. Эти атрибуты становления личности находили у него блестящую визуализацию операторским решением. Это был почерк высокой изобразительной культуры и захватывал воображение каждого, кто соприкасался с Георгием во время работы. Как художник он делился со своими студентами ВГИКА операторским взглядом через щедрую палитру оттенков цвета и света, наполненных гармонией музыкальной насыщенности образа очередного киногероя.
Техническими средствами ему удавалось раскрыть суть происходящего, раскрывая многозначность и неповторимость каждой личности. Особенно интересовала и была близка ему психология героев Великой Отечественной войны, тех, кто прошёл испытания войной и остался верен себе. И, главное, сохранившие веру в силу человечности в человеке, которого они защищали беззаветно — отдавая свои жизни. Интересен опыт, когда из разных пленок «Кодак» старого образца Гога добивался в черно-белом изображении бархатного и глубокого по мягкости эффекта. В цветном кино удавался ему пейзаж, всегда был точен портрет, а сочетая чёрно-белые и цветные кадры, он умел в мизансценах выделять оттенки и нюансы эмоций своих героев.
Различные операторские приёмы, особенно внутрикадровое движение камеры, высококонтрастное освещение ярко и точно реализовали режиссерский замысел. А в соавторстве с режиссёром в построении художественной реальности создавалась неповторимая образная структура фильма. Из фильма в фильм оттачивалось его умение видеть и создавать точно картинку, безукоризненно передавая сущность и суть режиссерской трактовки образа средствами операторского мастерства. Георгий говорил:
«Натура и литература связаны как две стороны медали. Успех полученного изображения в умении постичь необходимую и неповторимую атмосферу действий. Важно, передавая зрителю искусством светотени темп и ритм происходящего события, техническими изобразительными решениями создать требуемое ощущение требуемой атмосферы. Иначе беда».
«Застенчивый романтик» — так называли близко знавшие его друзья. Непревзойденный мастер операторского искусства — он знал секреты работы с кинопленкой, проявлял её по своим секретам. И звенела тогда его операторская работа, всеми оттенками красок, отражая состояние его героев в сложных явлениях жизни. Замечательно тонко мог передать изобразительными средствами накал эмоций и чувств у исполнителей роли, раскрывая их психологический подтекст. В этом он был весь. В его стиле деликатного точного рисунка, четкой композиции кадра и строгости изобразительного решения. Он оставался автором высокохудожественного изображения средствами «света и тени» и всегда стремился к созданию уникального кинообраза по законам изобразительного искусства. По словам кинорежиссера Сергея Соловьева, признавшегося как-то, что: «… глаза Рерберга, и весь его чувственный механизм души, и все рецепторы, осуществляющие художественную связь с миром, утончены и усложнены до невероятных, до немыслимых обычному человеку пределов…»
Георгий, многое из задуманного, так и не успел осуществить- ушел рано, в 61год. Эта невосполнимая утрата казалось непростительной для всех нас, его близких и друзей слишком хорошо знавших его ранимую душу, наделённую талантом сострадания и доброты.
Нам, коллегам Георгий Петрович Рерберга, гениального мастера отечественного операторского искусства, было очень больно, что сердце мечтателя, живущего преодолением испытаний непростых реалий жизни, остановилось так недопустимо рано.
ВЗГЛЯД ЗА ГОРИЗОНТ СУДЬБЫ
«режиссура—это не профессия—это образ жизни»
М. Ромм
Судьба Джеммы Фирсовой-Микоши, режиссера-документалиста, актрисы, поэта, общественного деятеля, ученицы А. Довженко и М. Ромма, — тема для особенного документального фильма.
2020 год, это год 85-летия со дня рождения Джеммы Сергеевны (1935—2012), Лауреата Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980).
В памяти маленькой Джеммы, родившейся в Самарканде рядом с военным гарнизоном, где её отец, военный инженер командовал сапёрным батальоном строивший дорогу через Памир, остались ультрамариновая синь самаркандского неба, пыль дорог и величественная архитектура древнего Регистана несказанной красоты.
Джемма с отцом С. М. Фирсовым на фронте.
А потом началась жизнь в Каунасе. В суровые годы Великой Отечественной войны она была ещё ребёнком. Её отец, по долгу службы, ездил по всем фронтам. Мама тоже была военнообязанной, работала в штабе. В пятилетнем возрасте Джемма заболела туберкулезом, врачи только разводили руками. Девочке требовался уход и полноценное питание. В тылу обеспечить это было невозможно. Тогда С. М. Фирсов написал рапорт о разрешении перевести семью к себе на фронт, и ребёнок часто оказывался в прифронтовой полосе, а то и на самом фронте, но не разлучаясь с родителями. Что послужило исцелением, они и сами не знали, главное дочь через некоторое время выздоровела.
Джемма, вспоминая начало Великой Отечественной войны, рассказывала:
«…Так уж получилось, что мой отец, Сергей Михайлович Фирсов, полковник, начальник инженерных войск в конце сорок первого года взял меня и маму, Антонину Павловну, с собой «на войну». До самого её конца я со своими родителями провела на фронтах – Северо-Западном, Втором Белорусском, Четвертом Украинском… Это и определило все мои дальнейшие устремления, черты характера, всё, что составляет сущность человека. Словом, я оказалась в числе тех, «кто посетил мир в его минуты роковые» и как это ни парадоксально, я не могу сказать, что война подавила меня, хотя бывали случаи, когда мать закрывала мне глаза, чтобы я не видела поле боя, усеянное трупами солдат. Слава Богу, детская психология всё-таки обращена не к трагедии, а к чему-то светлому. Я много думала: почему люди, пережившие войну, иногда называют эти годы лучшими в своей жизни. Видимо, потому, что это было время наиболее яркого и полного проявления нравственности человеческой личности, полной отдачи сил и энергии…».
Ей было уже лет десять, когда семья переехали в послевоенный Калининград (тогда он назывался ещё Кенигсбергом). Она уже была в том возрасте, когда увиденное запоминается четко и на всю жизнь. Так она запомнила войну, научилась прятать страх и размышлять над увиденным.
Читая какой-то роман Диккенса она вдруг поняла, что просто читать этого мало. Чтобы что-то понять нужно познакомиться со всеми произведениями писателя, как можно больше узнать о том времени, в котором он жил и творил. И она стала выстраивать для себя программу по истории, географии, обществоведению, а к четырнадцати годам даже осилила «Капитал» Маркса и проштудировала множество других самых разных книг. В школу она почти не ходила, а сдавала экзамены экстерном. И это было для неё главным и даже счастьем, — родители позволяли жить ей по своей программе.
В сорок шестом году в Калининград приехал Георгий Александров – снимать «Встречу на Эльбе», и её отец, С. Фирсов был приглашён военным консультантом фильма. Это была первая встреча Джеммы не с экранным кино, а с тем, которое делается у неё на глазах. Через год состоялась вторая встреча: опять приехали «мосфильмовцы», на этот раз Михаил Ромм со съемочной группой фильма «Секретная миссия», и С. Фирсов вновь стал его консультантом.
Джемма вспоминает, что: …Михаил Ильич часто бывал у нас дома. Спросил как-то, чем я увлекаюсь. Я рисовала, писала, интересовалась историей, музыкой. «Есть только одна профессия, которая вбирает в себя все это, — сказал Ромм, — кинорежиссура». И, помню, меня потрясла одна фраза, произнесенная им в беседе с папой: «Режиссура – это не профессия, это образ жизни». И я вдруг поняла, что это – как раз для меня, только она смогла бы захватить меня целиком, объединить все мои увлечения.
Уже в пятьдесят пятом я поступила во ВГИК на курс к Александру Петровичу Довженко. К несчастью, через год мастера не стало, наш курс взял Михаил Чиаурели. После него пришел Юрий Егоров и тоже почему-то оставил нас…». Однако много творческих идей дали студентам мастерские С. Герасимова и М. Ромма.
В 1966 году Джемма защитила диплом игровой картиной «На полпути к Луне» (киноновелла в фильме «Путешествие» по рассказам Василия Аксенова, снятой на киностудии «Мосфильм»).
Но после окончания института надо было как-то жить, вот тогда и появились первые предложения сниматься в кино. Её первой ролью стала Анна Вальтер в телефильме «Из пепла». Потом Г.Л. Рошаль предложил сыграть Нину Чародееву в «Хождении по мукам». Когда режиссер монтировал фильм, почти вся её линия вылетела, и он сказал: «Ты мне «съедаешь» главных героинь, поэтому я тебя максимально сократил». И это постоянно её преследовало. Так в фильме «Это сладкое слово – свобода!» при монтаже выяснилось, что она «съедала» главную героиню в исполнении Мирошниченко, а Будрайтис – главного героя, которого играл Адомайтис, и их обоих до невозможности сократили. Так было и в «Хронике ночи», и в «Черном солнце». Но она соглашалась сниматься только у тех режиссеров, кто был ей интересен. Алексей Спешнева был больше драматург и сценарист, чем режиссер, тем не менее его постоянная готовность к чему-то новому и небанальному, действовала на неё магнетически.
В ленте «Вечер накануне Ивана Купала» Юрий Ильенко предложил роль в амплуа, совершенно ей чуждом, – роль сельской ведьмы. Это было настолько неожиданно, что она не смогла отказаться. На съемках этой картины произошла еще одна любопытная вещь: когда Джемма пыталась играть на русском языке, у неё ничего не получалось, а когда переходила на украинский, во всём появлялась какая-то теплота, душевность, всё становилось на свои места. Так же было и на картине «Белая птица с черной отметиной у того же Ю. Ильенко.
Очень нравилось её работать с Сергеем Бондарчуком в «Войне и мире» – на съёмочной площадке он создавал совершенно необыкновенную атмосферу. Для Джеммы это было желание прожить еще одну, совершенно другую жизнь, перечувствовать то, что в обыденной жизни не происходит, иначе говоря, детское стремление к игре, желание попробовать варианты несбывшегося – вот здесь, наверное, и был источник этой потребности.
Но она стала режиссером документального кино и в большей степени связанного с кинохроникой военных лет -1941-1945 годов. Война и кино для неё были тесно взаимосвязаны.
Центральная студия документальных фильмов в 70 – 80-е годы были её расцветом, там ещё продолжали работать классики отечественного документального кино И. Гелейн, И. Гутман, Л. Данилов, В. Катанян, Л. Кристи, В. Микоша, но уже ярко заявили о себе их более молодые коллеги, среди которых была и Д. Фирсова, поражая окружающих кипучей энергией. Она обладала внешностью яркой и запоминающейся: поразительно красивая, стройная, высокая, а взгляд огромных карих глаз, как магнит, приковывал внимание.
В истории мирового кино не так уж много женщин-режиссеров. Но одной из самых ярких представительниц этой «мужской» профессии, несомненно оставалась Джемма Фирсова. Она вспоминала:
«Когда я защитила наконец диплом и пустилась в поиски сценария первого фильма, мне на телевидении предложили сделать картину о политических песнях французских шансонье. Фильм назывался «Я часто спрашиваю себя» – это фраза из одной песни, а звучало их в фильме много, и исполняли их С. Адамо, Ш. Азнавур, Ж. Беко, Ж. Греко, М. Матье. Задача была трудная, но и увлекательная, и профессионально эта работа меня научила многому, главное вернула вкус к режиссуре…».
Режиссёр документального кино Джемма Микоша (Фирсова)
В 1970 г. она стала кинорежиссером студии документальных программ Творческого объединения «Экран» Госкомитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию. А с 1973 г. работала по договору в качестве режиссера и автора фильмов Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Со своим будущим мужем Владиславом Микошей Джемма познакомилась на студии, на съёмках. Сначала возникли творческие отношения — вместе писали сценарий к его очередному фильму. А потом вместе прожили 40 лет, несмотря на разницу в возрасте -26 лет.
В войну они, не зная друг друга, с 1943 года постоянно были где-то рядом. Так, на 4-м Украинском фронте отец Джеммы строил переправы через Сиваш — двухкилометровые понтонные мосты, по которым наши танки шли освобождать Крым. В. Микоша с Приморской армией шёл освобождать Крым с другой стороны, от Керчи. Потом 2-й и 3-й Белорусские фронты — Польша, Померания, Восточная Пруссия…
Джемма призналась, что:
«Когда Владислав Микоша предложил мне снимать вместе с ним документальный фильм «Поезд в революцию», то это уже всерьез увлекло меня, так как я возвращалась к своему давнему увлечению – истории, которая здесь становилась существом кинематографа. Эта картина принесла нам главный приз на престижнейшем кинофестивале документального кино в Лейпциге. Потом вы вместе сделали еще один фильм – «Стокгольм, который помнит Ленина», а затем стали мужем и женой.
Для меня Владислав был не только мужем, но и другом, коллегой, советчиком. Разница у нас в возрасте более четверти века, но и сегодня, когда Владислава Владиславовича нет с нами, я не перестаю думать о нем, «общаться» с ним. Созданные документальные фильмы имели широкий прокат, они получали призы на всесоюзных и международных кинофестивалях. Достаточно назвать такие фильмы, как: «Зима и весна сорок пятого» (Государственная премия СССР), «Битва за Кавказ» (в киноэпопее «Великая Отечественная» (Ленинская премия), «Память навсегда»(серебряная медаль А. Довженко.
И всякий раз, когда я заканчивала очередной фильм, я говорила себе: это последний документальный, следующий будет обязательно игровой… И снова снимала документальную картину, потому что из всего, что мне попадалось, только кинодокументалистика была настоящей, и потом режиссёр в ней остается один на один с материалом, а в художественном кино нужно иметь много единомышленников, на которых мне, прямо скажем, не везло».
Джемма Сергеевна, всё-таки ответила себе на главный вопрос, почему для неё жить в документальном кино и познавать мир через то, что делаешь это не только актуально, но и то необходимо для современного зрителя. Она считала, что:
«Сегодняшнему зрителю, как глоток чистого воздуха, нужен документальный кинематограф. И он есть, несмотря на то, что уничтожена, как вы знаете, уникальное творческое производство – Центральная студия документальных фильмов. В глубинке, в российской провинции живут и работают талантливые мастера-документалисты. Большим упущением является то, что в таком мегаполисе, как Москва, нет ни одного кинотеатра документального фильма. Мне повезло, что я смогла показать в кинотеатре «Художественный» одну из моих последних лент, посвященную Владиславу Микоше».
Владислав Микоша (1909 -2004), необыкновенно талантливый, удивительной души человек, большой и блестящий мастер искусства кинохроники, прошёл всю Великую Отечественную войну и встретил День Победы в Берлине. Его сьемки боевых сражений, написанные книги, посвященные своим товарищам фронтовым операторам и жестоким дорогам к Победе, получили заслуженную оценку. Он был лауреатом трех Сталинских (Государственных) премий (1943, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1976), получил звание -народный артист СССР (1990) и академика кинематографических искусств «Ника».
Джемма Сергеевна стала режиссером документальных фильмов: — «Я часто спрашивал себя» (1968; ТО «Экран»), «Поезд в революцию» (1969; Главный приз в Оберхаузене), «Стокгольм, который помнит Ленина» (1970; ЦСДФ); 9-й фильм 20-серийной киноэпопеи «Великая Отечественная»; худ. рук. и продюсер Роман Кармен(1980; Ленинская премия), «Встреча с Джокондой» (1975; ЦСДФ), «Город-герой Новороссийск» (1975; ЦСДФ) и др. А фильм «Предупреждение об опасности» считала своей главной режиссерской работой, где показала недопустимость применения химического оружия, а также смертельную урозу ядерной войны для мира.
В 1975 она становится главным редактором тематической группы по военно-патриотическим фильмам Главной сценарной редакционной коллегии по художественным фильмам. Она также член Главной сценарной редакционной коллегии по художественным фильмам. Была членом сценарной редакционной коллегии Управления по производству документальных, научно-популярных и учебных фильмов Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии, а в 1988-худ. руководителем Студии документальных телефильмов Творческого объединения «Экран».
После Чернобыльской аварии участвовала в создании организации «Союз Чернобыль». Была экспертом-координатором Постоянной экспертной группы (ПЭГ) в составе Комиссии Верховного Совета СССР по рассмотрению причин аварии на ЧАЭС и оценке деятельности должностных лиц в послеаварийный период. Имела множество наград за борьбу с экологическими проблемами и за вклад в развитии искусства, она обладатель «Золотого пера».
На вручении Государственная премия СССР.
Москва, Кремль, 1973 год.
Джемма Сергеевна— автор поэтических сборников «Сны возвращений» и «Вторая реальность», хочется привести фрагмент одного из её стихотворений:
«Не дай мне Бог»
Не дай мне Бог
почувствовать успех,
Признать в себе хоть в чём-то совершенство.
Не допусти, чтоб на устах у всех
Моё звучало превосходство и главенство.
Не дай мне Бог перерасти себя,
Когда движенье дальше — только вспять.
Чтоб ослепления, молю Тебя,
Самой собой мне никогда не знать.
Не дай мне Бог всё в жизни получить,
Пресыщенной на пир друзей явиться
И расхотеть стремиться и учиться —
Не дай мне Бог — их захотеть учить…
В конце 2007 года при её непосредственном участии и киноведа, доктора искусствоведения И. Гращенковой, а также благодаря инициативе АНО «Эковидеофильм» был открыт Московский клуб документального кино «Окно в Россию. Связь времён». Клубные регулярные занятия проводились в кинотеатре «Художественный» и она надеялась, что:
«… и в других кинотеатрах появятся такие сеансы, когда зрителей пригласит документальный экран»
Джемма Сергеевна продолжила то, что не успел Владислав Микоша: издавала его книги, готовила фотовыставки и фотоальбомы его работ, создала о нём фильм. До конца дней она активно принимала участие в съёмках, собиралась долго жить, строила планы, не унывала и никогда не жаловалась на здоровье, но её сердце остановилось в канун Дня Победы – восьмого мая 2012 года. С этого времени Московский клуб документального кино стал носить имя Владислава и Джеммы Микоши. Теперь уже в Малом зал Дома кино Союза кинематографистов России проводят встречи с авторами- с показом документальных фильмов, организаторы клуба- д.и.н.,И. Гращенкова, М. Космачёва.
Взгляд Джемы Сергеевны на ушедшее в лета современников и Время-это взгляд мастера своего дела, очень красивой женщины и человека с большой буквы. Это взгляд большого таланта кинодокументалиста, нашего современника, Джеммы Фирсовой-Микоши взгляд за горизонт своей судьбы, за горизонт своего времени …
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ