Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Школа радости. Из цикла: «Во власти мечты и реалий»

Раздумья о судьбах тех, чьи мечты не разбиваются, если человек не прекращают искать себя, поняв главное в своей судьбе. Это необходимость реализовать свою неповторимую творческую миссию в таком подарке судьбы — как Жизнь. Жить мечтой –пусть даже она как свет в «конце тоннеля», но она ведет нас за собой. Власть мечты даёт нам силы и вдохновение, возрождаясь вновь и вновь в многотрудном, но радостном пути для достижения, казалось бы, невозможного и вопреки реалиям противоречивой жизни.

«…я един со всем Человечеством,

 и потому не спрашивай никогда,

 по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

 Джон Донн

В педагогической системе М. П. Щетинина в созданной им экспериментальном лицее-интернате были спаяны воедино воспитание, обучение, образование, социализация. Член Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа был отмечен Юнеско как новатор воспитательной нравственной педагогики в деле социализации своих воспитанников. А в качестве средств и факторов выступали традиции славянского мира — православная религия (и иные религии), российская державность, казачество и другие общественные формирования.

Михаил Петрович ушел в 2019 г, в субботу, в 9 часов 20 минут в своем рабочем кабинете, то есть, как и жил, до конца оставаясь беззаветно преданным своему делу непреклонной защиты мира детства. И важно не просто воздать должное этому великому педагогу и гражданину, а в полной мере оценить его вклад в мировую педагогику. Впервые великим педагогом со своими единомышленниками была сформирована возможность целостно соединить на высоком уровне обучение, воспитание, социализацию и образование питомцев подросткового возраста, начиная с 8-9-го классов.

Академик Михаил Петрович Щетинин
(1944 -2019)

Целый месяц июля посчастливилось мне жить в атмосфере вдохновения в школе, которую называли школой радости. в удивительно прекрасном пространстве поселка Текоса. Школа, которая родилась и выросла недалеко от г. Краснодара и г. Геленджик. Мне, как и многим другим, приезжавших к Михаилу Петровичу за опытом, появилась возможность поделиться своими сокровенными, интересными профессиональным наработками и в работе с подростками. Было разрешено проводить практические занятия по методике комплексного самопрограммирования (КСП) специалиста космической индустрии, академика Яна Ивановича Колтунова. Эта система само воспитания физического и духовного здоровья уже несколько десятков лет применяется в московском клубе здоровья «Космос» и в странах СНГ. В частности, в родной Новомарковке (в Казахстане), где мои родители были преподавателями (директор средней школы — отец, преподававший географию и историю, а уроки русского языка и литературы, мама).

Ритм жизни школы М.П. Щетинина завораживал и дарил новые идеи и мечты для образовательного процесса. Подъем воспитанников школы с восходом солнца, пробежка, заканчивающаяся закаливанием в прозрачных водах горной речушки.

В традиции школы было участие в праздничном концерте в Кремлевском дворце, посвященном Дню воинов-десантников. В насыщенный день занятий входила и программа готовящегося выступления—это и народные русские, дагестанские танцы и стилизованные казачьи боевые выступления с саблями и кинжалами, и народные песни, чарующие своим четырехголосьем, которые я впервые услышала во время репетиции в его директорском кабинете. Напевы исполнялись ребятами в сопровождении игрой на баяне Михаилом Петровичем.

При этом проходили занятия по расписанию, к примеру,- практика освоения разговорного немецкого языка у преподавательницы, приехавшей специально в из Германии познакомиться с системой работы школы радости, и многое-многое другое.

Конечно нами были подготовлены статьи с соавторами из школы Текоса. Ведь юные воспитанники школы, получали высшее образование согласно договору с М.П. Щетинина с ВУЗ-ами, которые принимали на учебу его ребят и в 13-, и в 14 лет после освоения программы о среднем образовании с аттестатом зрелости, выданным официально экзаменационной комиссией.

В педагогической системе М.П. Щетинина были заложены примеры исторических аналогов. Так в своей знаменитой статье «Вопросы жизни» великий хирург педагог-гуманист — Николая Ивановича Пирогова. выдвинул в качестве педагогического идеала «атлета жизненной борьбы» — человека, с титановым стержнем внутри и мечтами служить своему народу. И такую творческую личность не смогут сломить испытания обстоятельств, и он никогда не поступит против своей совести, и не уронит чести. Вот на формирование такого непобедимого «атлета жизненной борьбы» была и направлена философия социализации Михаила Петровича. Этому служили все его знаменитые подходы, например—взаимо-обучение со сменой позиции «учитель — ученик», способствующие погружению в процесс освоения знаний и т.д.

Школа Радости. Занятия в лаборатории школы

Почти всё в Текосе было создано трудом детей и подростков — сказочные терема для занятий по различным школьным предметам, и парковое пространство с подмостками для репетиций и тренировок. Это высокая творческая атмосфера, в которой теперь жили самостоятельные дети и подростки Таковы были мечты и великих педагогов Я. Корчака, Ф. Шацкого и других. Школу детского царства начал строить в Тбилиси в конце 1980‑х годов Шалва Амонашвили. В силу разных причин таким педагогическим титанам это совершить до конца не удалось. А вот Михаил Петрович смог.

Во всей социализирующей педагогике М.П. Щетинина. органично был применим суворовский афоризм «Тяжело в учении — легко в бою. Легко в походе — тяжело в бою» Даже его сторонники удивлялись максимальным нагрузкам, которые предлагалось испытать воспитанникам лицея-интерната. Если вставать, — в 5.30 — и четыре часа трудиться. Если перепрыгивать через человека, то через стоящего. Если красить скамейки, то, как один подросток, по 70 штук за день. Если оканчивать школу, то в 12 лет. Если получать высшее образование, то не меньше трех. Если девочка обучается рукопашному бою, то легко сможет отстоять себя, к примеру, «завалить» четырех парней.

Конечно, внешне все это было эффектно и необычно, но педагогический смысл такого самовоспитания был в стремлении к непреклонной защите мира детства. Действительно, Михаил Петрович был прежде всего гениальным педагогом-практиком и неустанным деятелем образования. У него был эмоционально образный, ярко выраженный интуитивно-художественный тип мышления. Единственная книга, которая издана под его фамилией, — это знаменитая «Объять необъятное: записки педагога», вышедшая в свет в 1986 году. Также ему принадлежит публикация «Учить себя» в журнале «Огонек» в 1987 году. Вот, собственно, и все.

Уникальность системы воспитания М.П. Щетинина в том, что она вобрала в себя опыт искусства и философии педагогической науки, целостно воплотив весь путь развития отечественного образования на протяжении полутора тысячелетий. Упорно и непреклонно Михаил Петрович на протяжении всей своей деятельности преодолевал все преграды мешающих выстраиванию самобытной индивидуальности каждого воспитанника. Это была реализации главной задачи – выработки у школьника способности к самовоспитанию реальной гармонично развитой творческой личности и для настоящего, и для будущего своего Отечества.

Во власти мечты …

Леночке Парузиной

Радость освещала тонкие черты её миловидного лица. Она только что защитила диссертационную работу, в которой сумела показать ярко и убедительно ключевые положения исследуемой практики йоги, чем получила высокую оценку своего научного руководителя, обычно скупого на похвалу.

Перед Светланой, архитектором, молодым ученым, для которой архитектура была воплощением застывшей музыки, раскрылись двери Юнеско, её пригласили сюда в качестве художника. Владея блестяще английским, а также восточными языками она строила планы прикоснуться к высотам человеческой мысли — это был масштаб созидательных процессов в мире социального развития и прогресса общества. Это стало её дорогой для постижения противоречивости мира. И прежде всего дерзкого творчества к вершинам своего Духа, своего устремления дарить людям радость высоких откровений своей профессии зодчего. Профессии, дающей возможности быть сопричастным к построению пространства комфорта и вдохновения в жизни людей. Пространства, созданного ею по канонам философии архитектоники, строгой геометрии и пронизанного любовью к её обитателям. Поиски наполняли профессиональные действия творческим многообразием и универсальностью в программных и плановых архитектурных проектах, разработках, публикациях.

Но активная творческая деятельность Светланы стала сопровождаться ухудшением состояния здоровья. Опытом практики йоги она пыталась самостоятельно защитить своё состояние от прогрессирования тяжёлой формы поли-артроза—и это был её собственный выбор, но всё-таки приведший со временем к обездвиженности. Даже сделать набросок эскиза или писать, теперь ей стоило большого труда – так была мучительна боль в суставах рук и во всём теле.

Светлана не сдавалась, — упражнения, медитация, массаж стали её жизненной необходимостью на пути преодоления испытаний болезнью. Она работала над стихами, готовила к публикации своё философское эссе, писала иллюстрации к написанным стихам и лирическим откровениям, наполненных светом и цветом окружающего многоцветного мира. И даже писала картины. Круг друзей, поддерживающих своим вниманием в её духовных поисках сужался, и теперь обмен итогами размышлений и суждениями особенно был дорог для Светланы. Философ-космист профессор Ю.В. Линник, её кумир, песенная отрада и гимн всему богатству живого мира: разнотравья, щедрой красоте цветущих лугов и пойм рек с их обитателями – был примером для проявления воли к жизни. А он преклонялся перед её умением, не смотря на обстоятельства, жить действенной мечтой в планируемой работе в будущих командах.

По счастливой случайности духовные пути Светланы пересеклись с уникальными возможностями оздоровительного клуба комплексного самопрограммирования(КСП) «Космос». На своих клубных занятиях участники постигали азы самосовершенствования духовного и физического развития личности человека, а полученные знания учились применять на деле, сначала по отношению к себе, затем, с посильным участием и помощью, окружающим. Здесь учились быть ответственными друг за друга, учились делить радость постижения своего духовного «Микрокосмоса» и взаимодействию с вибрациями музыкальной гармонией сфер Вселенной –-«Макрокосмоса», чтобы стать готовым к общеземным и космическим целям и задачам. Здесь постигали возможность жить не только мечтой приблизить космическое будущее. Человек начинал себя ощущать и действовать как ответственный гражданин планеты, всего Космоса и Вселенной в целом. Такое действенное отношение к будущему земного сообщества радовало девушку, помогало находить в себе новые силы видеть себя полезной и нужной своим современникам. Прежде всего благодаря своему созидательному умению отражать в публикациях пути и методы создания систем мысли-образов и мысли-форм через выстроенный ею универсальный моноид. Для Светланы этот поиск был как долг перед будущим, где постигая голограмму развития интуитивного мышления своей личности, человек совершенствовался в процессе сотворческого поиска в конструктивной действенности.

И Светлана в своих письмах-посланиях к воскресным встречам в клубе КСП «Космос» теперь делилась с участниками занятий своими размышлениями о сущности и вдохновенной силе устремлений, пониманием идей космизма. Она радовалась как ребёнок, всем сердцем, прикосновению к новой мечте через волнующие интонации и чувства своего собеседника, которые были понятны и дороги ей даже по телефонному общению. Она верила, что благодаря тренировкам по ауто-программам системы КСП по Я. Колтунову, она сможет попасть на орбиту космической станции и уже ничто не помешает ей занять своё должное место в исследовательской программе очередного проекта в Космосе.

Её мама, Марина Ильинична после защищённой диссертации оставила работу и благодаря своему экспертному опыту помогала ей оставаться в событиях информационного мира. В каждодневной борьбе за здоровье своей Светланы считала смыслом своей жизни помогать устремлениям дочери для достижения её творческих намерений.

Вместе с тем, Марину Ильиничну поддерживал многолетний опыт ведения книжной выставки приоритетных публикаций институтов и её единомышленников по объединению московского общества испытателей природы (МОИП), участником научных семинаров в котором она оставалась не один год. Найденная в результате серьёзных поисков форма ведения книжной выставки, позволяла в библиотечном режиме поддерживать информационную связь и преемственность поколений, благодаря знакомству своих читателей с новейшими инновационными разработками и проектами институтов, нацеленных на всеобщее научное образование.

С дочерью она была в постоянном критическом диалоге, помогая в её многоплановом вдохновенном поиске истины. За эти годы трагического существования и сотворчества сложился тандем двух многогранных личностей. Мамы — с её научным социально-экономическим (архитектоническим) мышлением, пониманием противоречий жизни, жертвенным исполнением материнского долга и дочери- с её осознанием духовного наследия человечества для самосовершенствования личности человека и зрелым умением поделиться с современниками своими наработками и открытиями. Не случайно, незадолго перед уходом, последние её слова, когда она стала периодически терять сознание, были обращены к Марине Ильиничне как просьба о прощении себя как дочери за очень непростые для них годы испытаний.

В день рождения Светланы, в год памяти ей, Марина Ильинична выступила в клубе КСП«Космос», ставшим ей теперь родным, с сообщением о творческом пути дочери, иллюстрируя своё выступление её картинами в акварели, пастели и публикациями. Делилась со слушателями дневниковыми записями дочери, свидетельствовавшие об уровне философских обобщений и глубинных размышлений о прошлом, настоящем и будущем нашего сообщества. Раздумьям и о возможностях личности своего современника, когда духовные ценности человечества объединяют людей в стремлении к самосовершенствованию, к созданию духовно-нравственной земной и космической цивилизации без воин.

Ведь Светлана, не смотря на ухудшение своего состояния, была полна идей и предложений по работе в команде с единомышленниками клуба. Теперь, как и они, жила мечтой о конструктивном общем сотворчестве, с трепетной надеждой полноценной реализации командной работы в Космосе и о многом другом.

Уходила она, несмотря на мучительные боли, со спокойной душой, что успела отдать миру свой долг и творческую дань, одухотворённых намерениями и мечтами в непростых реалиях своей судьбы. Светлана хорошо понимала, что всё остаётся людям…

Мастер

Памяти кинооператора Георгия Рерберга

Я, уткнувшись лбом в ладони, пыталась сосредоточиться на мысли о своём друге Гоге Рерберге, тщетно стараясь прийти в себя от пережитого чувства потери. Со мной происходило что-то невероятное и непонятное. Такое состояние метаморфозы происходит видимо с каждым, когда из жизни уходит друг, которым ты не переставал восхищаться. Друг, который был для тебя творческой планкой высоты духа и таланта, загадкой природы творчества. А в последнее время чаще надеждой и опорой твоих размышлений и действий. Сердце судорожно сжималось от боли утраты. А душа неустанно твердила: «какое сердце биться перестало…», и начинала неистово искать возможность оставить в памяти современников, бриллиантовую россыпь уникального таланта высокой человечности, ушедшей вместе с Георгием. Душа бурлила желанием немедленно приступить к съёмкам фильма о нём.

Кинооператор, народный артист РСФСР Георгий Иванович Рерберг (1937—1999)

В дебютном фильме «Первый учитель»( 1965) выявились его строгость изобразительного решения, композиционная чёткость, документальность стиля. За фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»( 1967). Г. Рерберг номинировался на премию «Ника» за лучшую операторскую работу, а в 1990 был награждён Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых. В цветном кино проявился его талант пейзажиста и портретиста. В фильме «Дядя Ваня» сопоставление чёрно-белых и цветных кадров приобретает драматический характер. Этот приём получил развитие и в фильме «Зеркало».

Вот как отзывается о мастерстве своего коллеги, кинооператор Вадим Юсов:

«…его дебютный фильм «Первый учитель» — совершеннейшее откровение по форме, по стилистике. Бесспорное по художественным достоинствам, совершенное по цвету, композиции произведение «Дворянское гнездо». Это чудо световых ситуаций, мастерского использования рисующего и рефлексного света».

Тема природы таланта и в чём её тайны и таинство, всегда была важна для Георгия. Он мечтал воссоздать силой операторского искусства творческие портреты Аристотеля, И. С. Баха, В. А. Моцарта. Особенно восхищался многогранностью личности Леонардо да Винчи. Был влюблён в магию пера А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. Ф. Лосева. Обожал музыку П. И. Чайковского, интерпретацию её дирижёром Е. А. Мравинским. Был вдохновлён мастерами, чей путь высокого искусства в своём ремесле -это путь к сердцу и душе каждого из нас. Тема неисчерпаема и благодарна. В своём творчестве он стремился создавать резонанс мотиваций своих единомышленников для воплощения замыслов и стремлений в избранной им теме.

Гога с детства впитал в себя волшебное таинство музыкальной и изобразительной гармонии — мама, Г.С. Козолупова, дочь народного артиста С. М. Козолупова. была профессором консерватории. Отец — известный художник, И. Ф. Рерберг, а сын с детства много рисовал. Атмосфера бесконечно строгого духовного труда, царившая в доме, привела Георгия во ВГИК на операторское отделение.

Его полёт мысли воплощался в философии изображения, раскрывал суть предлагаемого повествования. Концентрация мысли и чувств, переданная средствами светотени, наполняли образы волшебной силой воздействия на зрителя. Помогала понять и раскрыть противоречивость поступков героев, трагический подтекст поиска своего места в непредсказуемых поворотах жизни. Эти атрибуты становления личности находили у него блестящую визуализацию операторским решением. Это был почерк высокой изобразительной культуры и захватывал воображение каждого, кто соприкасался с Георгием во время работы. Как художник он делился со своими студентами ВГИКА операторским взглядом через щедрую палитру оттенков цвета и света, наполненных гармонией музыкальной насыщенности образа очередного киногероя.

Техническими средствами ему удавалось раскрыть суть происходящего, раскрывая многозначность и неповторимость каждой личности. Особенно интересовала и была близка ему психология героев Великой Отечественной войны, тех, кто прошёл испытания войной и остался верен себе. И, главное, сохранившие веру в силу человечности в человеке, которого они защищали беззаветно — отдавая свои жизни. Интересен опыт, когда из разных пленок «Кодак» старого образца Гога добивался в черно-белом изображении бархатного и глубокого по мягкости эффекта. В цветном кино удавался ему пейзаж, всегда был точен портрет, а сочетая чёрно-белые и цветные кадры, он умел в мизансценах выделять оттенки и нюансы эмоций своих героев.

Различные операторские приёмы, особенно внутрикадровое движение камеры, высококонтрастное освещение ярко и точно реализовали режиссерский замысел. А в соавторстве с режиссёром в построении художественной реальности создавалась неповторимая образная структура фильма. Из фильма в фильм оттачивалось его умение видеть и создавать точно картинку, безукоризненно передавая сущность и суть режиссерской трактовки образа средствами операторского мастерства. Георгий говорил:

«Натура и литература связаны как две стороны медали. Успех полученного изображения в умении постичь необходимую и неповторимую атмосферу действий. Важно, передавая зрителю искусством светотени темп и ритм происходящего события, техническими изобразительными решениями создать требуемое ощущение требуемой атмосферы. Иначе беда».

«Застенчивый романтик» — так называли близко знавшие его друзья. Непревзойденный мастер операторского искусства — он знал секреты работы с кинопленкой, проявлял её по своим секретам. И звенела тогда его операторская работа, всеми оттенками красок, отражая состояние его героев в сложных явлениях жизни. Замечательно тонко мог передать изобразительными средствами накал эмоций и чувств у исполнителей роли, раскрывая их психологический подтекст. В этом он был весь. В его стиле деликатного точного рисунка, четкой композиции кадра и строгости изобразительного решения. Он оставался автором высокохудожественного изображения средствами «света и тени» и всегда стремился к созданию уникального кинообраза по законам изобразительного искусства. По словам кинорежиссера Сергея Соловьева, признавшегося как-то, что: «… глаза Рерберга, и весь его чувственный механизм души, и все рецепторы, осуществляющие художественную связь с миром, утончены и усложнены до невероятных, до немыслимых обычному человеку пределов…»

Георгий, многое из задуманного, так и не успел осуществить- ушел рано, в 61год. Эта невосполнимая утрата казалось непростительной для всех нас, его близких и друзей слишком хорошо знавших его ранимую душу, наделённую талантом сострадания и доброты.

Нам, коллегам Георгий Петрович Рерберга, гениального мастера отечественного операторского искусства, было очень больно, что сердце мечтателя, живущего преодолением испытаний непростых реалий жизни, остановилось так недопустимо рано.

ВЗГЛЯД ЗА ГОРИЗОНТ СУДЬБЫ

«режиссура—это не профессия—это образ жизни»

М. Ромм

Судьба Джеммы Фирсовой-Микоши, режиссера-документалиста, актрисы, поэта, общественного деятеля, ученицы А. Довженко и М. Ромма, — тема для особенного документального фильма.

2020 год, это год 85-летия со дня рождения Джеммы Сергеевны (1935—2012), Лауреата Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980).

В памяти маленькой Джеммы, родившейся в Самарканде рядом с военным гарнизоном, где её отец, военный инженер командовал сапёрным батальоном строивший дорогу через Памир, остались ультрамариновая синь самаркандского неба, пыль дорог и величественная архитектура древнего Регистана несказанной красоты.

Джемма с отцом С. М. Фирсовым на фронте.

А потом началась жизнь в Каунасе. В су­ро­вые годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны она была ещё ребёнком. Её отец, по долгу службы, ездил по всем фронтам. Мама тоже была военнообязанной, работала в штабе. В пятилетнем возрасте Джемма заболела туберкулезом, врачи только разводили руками. Девочке требовался уход и полноценное питание. В тылу обеспечить это было невозможно. Тогда С. М. Фирсов написал рапорт о разрешении перевести семью к себе на фронт, и ребёнок часто оказывался в прифронтовой полосе, а то и на самом фронте, но не разлучаясь с родителями. Что послужило исцелением, они и сами не знали, главное дочь через некоторое время выздоровела.

Джемма, вспоминая начало Великой Отечественной войны, рассказывала:

«…Так уж по­лу­чи­лось, что мой отец, Сергей Михайлович Фирсов, полковник, начальник инженерных войск в конце сорок пер­во­го года взял меня и маму, Антонину Павловну, с собой «на войну». До са­мо­го её конца я со сво­и­ми ро­ди­те­ля­ми про­ве­ла на фрон­тах – Се­ве­ро-За­пад­ном, Вто­ром Бе­ло­рус­ском, Чет­вер­том Укра­ин­ском… Это и опре­де­ли­ло все мои даль­ней­шие устрем­ле­ния, черты ха­рак­те­ра, всё, что со­став­ля­ет сущ­ность че­ло­ве­ка. Сло­вом, я ока­за­лась в числе тех, «кто по­се­тил мир в его ми­ну­ты ро­ко­вые» и как это ни па­ра­док­саль­но, я не могу ска­зать, что война по­да­ви­ла меня, хотя бы­ва­ли слу­чаи, когда мать за­кры­ва­ла мне глаза, чтобы я не ви­де­ла поле боя, усе­ян­ное тру­па­ми сол­дат. Слава Богу, дет­ская пси­хо­ло­гия всё-та­ки об­ра­ще­на не к тра­ге­дии, а к че­му-то свет­ло­му. Я много ду­ма­ла: по­че­му люди, пе­ре­жив­шие войну, ино­гда на­зы­ва­ют эти годы луч­ши­ми в своей жизни. Ви­ди­мо, по­то­му, что это было время наи­бо­лее яр­ко­го и пол­но­го про­яв­ле­ния нравственности че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, пол­ной от­да­чи сил и энер­гии…».

Ей было уже лет де­сять, когда семья пе­ре­еха­ли в послевоенный Ка­ли­нин­град (тогда он на­зы­вал­ся ещё Ке­нигсбер­гом). Она уже была в том возрасте, когда увиденное запоминается четко и на всю жизнь. Так она запомнила войну, научилась прятать страх и размышлять над увиденным.

Читая ка­кой-то роман Дик­кен­са она вдруг по­ня­ла, что про­сто чи­тать этого мало. Чтобы что-то по­нять нужно по­зна­ко­мить­ся со всеми про­из­ве­де­ни­я­ми пи­са­те­ля, как можно боль­ше узнать о том вре­ме­ни, в ко­то­ром он жил и тво­рил. И она стала вы­стра­и­вать для себя про­грам­му по ис­то­рии, гео­гра­фии, об­ще­ство­ве­де­нию, а к че­тыр­на­дца­ти годам даже оси­ли­ла «Ка­пи­тал» Марк­са и про­шту­ди­ро­ва­ла мно­же­ство дру­гих самых разных книг. В школу она почти не хо­ди­ла, а сда­ва­ла эк­за­ме­ны экс­тер­ном. И это было для неё главным и даже счастьем, — ро­ди­те­ли поз­во­ля­ли жить ей по своей про­грам­ме.

В сорок ше­стом году в Ка­ли­нин­град при­е­хал Ге­ор­гий Алек­сан­дров – сни­мать «Встре­чу на Эльбе», и её отец, С. Фирсов был приглашён во­ен­ным кон­суль­тан­том филь­ма. Это была пер­вая встре­ча Джеммы не с экран­ным кино, а с тем, ко­то­рое де­ла­ет­ся у неё на гла­зах. Через год со­сто­я­лась вто­рая встре­ча: опять при­е­ха­ли «мос­филь­мов­цы», на этот раз Михаил Ромм со съе­моч­ной груп­пой филь­ма «Сек­рет­ная мис­сия», и С. Фирсов вновь стал его кон­суль­тан­том.

Джемма вспоминает, что: …Ми­ха­ил Ильич часто бывал у нас дома. Спросил как-то, чем я увлекаюсь. Я рисовала, писала, интересовалась историей, музыкой. «Есть только одна профессия, которая вбирает в себя все это, — сказал Ромм, — кинорежиссура». И, помню, меня по­тряс­ла одна фраза, про­из­не­сен­ная им в бе­се­де с папой: «Ре­жис­су­ра – это не про­фес­сия, это образ жизни». И я вдруг по­ня­ла, что это – как раз для меня, только она смогла бы захватить меня целиком, объединить все мои увлечения.

Уже в пять­де­сят пятом я по­сту­пи­ла во ВГИК на курс к Алек­сан­дру Пет­ро­ви­чу До­в­жен­ко. К несча­стью, через год ма­сте­ра не стало, наш курс взял Ми­ха­ил Чи­а­у­ре­ли. После него при­шел Юрий Его­ров и тоже по­че­му-то оста­вил нас…». Однако много творческих идей дали студентам мастерские С. Герасимова и М. Ромма.

В 1966 году Джемма защитила диплом игровой картиной «На полпути к Луне» (киноновелла в фильме «Путешествие» по рассказам Василия Аксенова, снятой на киностудии «Мосфильм»).

Но после окон­ча­ния ин­сти­ту­та надо было как-то жить, вот тогда и по­яви­лись пер­вые пред­ло­же­ния сни­мать­ся в кино. Её пер­вой ролью стала Анна Валь­тер в те­ле­филь­ме «Из пепла». Потом Г.Л. Ро­шаль пред­ло­жил сыг­рать Нину Ча­ро­де­е­ву в «Хож­де­нии по мукам». Когда ре­жис­сер мон­ти­ро­вал фильм, почти вся её линия вы­ле­те­ла, и он ска­зал: «Ты мне «съе­да­ешь» глав­ных ге­ро­инь, по­это­му я тебя мак­си­маль­но со­кра­тил». И это по­сто­ян­но её пре­сле­до­ва­ло. Так в филь­ме «Это слад­кое слово – сво­бо­да!» при мон­та­же вы­яс­ни­лось, что она «съе­дала» глав­ную ге­ро­и­ню в ис­пол­не­нии Ми­рош­ни­чен­ко, а Будрай­тис – глав­но­го героя, ко­то­ро­го играл Адо­май­тис, и их обоих до невоз­мож­но­сти со­кра­ти­ли. Так было и в «Хро­ни­ке ночи», и в «Чер­ном солн­це». Но она со­гла­ша­лась сни­мать­ся толь­ко у тех ре­жис­се­ров, кто был ей ин­те­ре­сен. Алек­сей Спеш­не­ва был боль­ше дра­ма­тург и сце­на­рист, чем ре­жис­сер, тем не менее его по­сто­ян­ная го­тов­ность к че­му-то но­во­му и неба­наль­но­му, дей­ство­ва­ла на неё маг­не­ти­че­ски.

В ленте «Вечер на­ка­нуне Ивана Ку­па­ла» Юрий Ильен­ко пред­ло­жил роль в ам­плуа, со­вер­шен­но ей чуж­дом, – роль сель­ской ведь­мы. Это было на­столь­ко неожи­дан­но, что она не смогла от­ка­зать­ся. На съем­ках этой кар­ти­ны про­изо­шла еще одна лю­бо­пыт­ная вещь: когда Джемма пы­та­лась иг­рать на рус­ском языке, у неё ни­че­го не по­лу­ча­лось, а когда пе­ре­хо­ди­ла на укра­ин­ский, во всём по­яв­ля­лась ка­кая-то теп­ло­та, ду­шев­ность, всё ста­но­ви­лось на свои места. Так же было и на кар­тине «Белая птица с чер­ной от­ме­ти­ной у того же Ю. Ильен­ко.

Очень нра­ви­лось её ра­бо­тать с Сер­ге­ем Бон­дар­чу­ком в «Войне и мире» – на съё­моч­ной пло­щад­ке он со­зда­вал со­вер­шен­но необык­но­вен­ную ат­мо­сфе­ру. Для Джеммы это было же­ла­ние про­жить еще одну, со­вер­шен­но дру­гую жизнь, пе­ре­чув­ство­вать то, что в обы­ден­ной жизни не про­ис­хо­дит, иначе го­во­ря, дет­ское стрем­ле­ние к игре, же­ла­ние по­про­бо­вать ва­ри­ан­ты несбыв­ше­го­ся – вот здесь, на­вер­ное, и был ис­точ­ник этой по­треб­но­сти.

Но она стала режиссером документального кино и в большей степени связанного с кинохроникой военных лет -1941-1945 годов. Война и кино для неё были тесно вза­и­мо­свя­за­ны.

Цен­траль­ная сту­дия до­ку­мен­таль­ных филь­мов в 70 – 80-е годы были её рас­цве­том, там ещё про­дол­жа­ли ра­бо­тать клас­си­ки оте­че­ствен­но­го до­кументального кино И. Ге­лейн, И. Гут­ман, Л. Да­ни­лов, В. Ка­та­нян, Л. Кри­сти, В. Ми­ко­ша, но уже ярко за­яви­ли о себе их более мо­ло­дые кол­ле­ги, среди ко­то­рых была и Д. Фир­со­ва, поражая окружающих кипучей энергией. Она обладала внеш­ностью яркой и за­по­ми­на­ю­щейся: поразительно красивая, строй­ная, вы­со­кая, а взгляд огром­ных карих глаз, как маг­нит, при­ко­вы­вал вни­ма­ние.

В ис­то­рии ми­ро­во­го кино не так уж много жен­щин-ре­жис­се­ров. Но одной из самых ярких пред­ста­ви­тель­ниц этой «муж­ской» про­фес­сии, несо­мнен­но оставалась Джем­ма Фирсова. Она вспоминала:

«Когда я за­щи­ти­ла на­ко­нец ди­плом и пу­сти­лась в по­ис­ки сце­на­рия пер­во­го филь­ма, мне на те­ле­ви­де­нии пред­ло­жи­ли сде­лать кар­ти­ну о по­ли­ти­че­ских пес­нях фран­цуз­ских шан­со­нье. Фильм на­зы­вал­ся «Я часто спра­ши­ваю себя» – это фраза из одной песни, а зву­ча­ло их в филь­ме много, и ис­пол­ня­ли их С. Адамо, Ш. Азна­вур, Ж. Беко, Ж. Греко, М. Матье. За­да­ча была труд­ная, но и увле­ка­тель­ная, и про­фес­си­о­наль­но эта ра­бо­та меня на­учи­ла мно­го­му, глав­ное вер­ну­ла вкус к ре­жис­суре…».

Режиссёр документального кино Джемма Микоша (Фирсова)

В 1970 г. она стала кинорежиссером студии документальных программ Творческого объединения «Экран» Госкомитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию. А с 1973 г. работала по договору в качестве режиссера и автора фильмов Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

Со своим будущим мужем Владиславом Микошей Джемма познакомилась на студии, на съёмках. Сначала возникли творческие отношения — вместе писали сценарий к его очередному фильму. А потом вместе прожили 40 лет, несмотря на разницу в возрасте -26 лет.

В войну они, не зная друг друга, с 1943 года постоянно были где-то рядом. Так, на 4-м Украинском фронте отец Джеммы строил переправы через Сиваш — двухкилометровые понтонные мосты, по которым наши танки шли освобождать Крым. В. Микоша с Приморской армией шёл освобождать Крым с другой стороны, от Керчи. Потом 2-й и 3-й Белорусские фронты — Польша, Померания, Восточная Пруссия…

Джемма призналась, что:

«Когда Вла­ди­слав Ми­ко­ша пред­ло­жил мне сни­мать вме­сте с ним до­ку­мен­таль­ный фильм «Поезд в ре­во­лю­цию», то это уже все­рьез увлек­ло меня, так как я воз­вра­ща­лась к сво­е­му дав­не­му увле­че­нию – ис­то­рии, ко­то­рая здесь ста­но­ви­лась су­ще­ством ки­не­ма­то­гра­фа. Эта кар­ти­на при­нес­ла нам глав­ный приз на пре­стиж­ней­шем ки­но­фе­сти­ва­ле до­ку­мен­таль­но­го кино в Лейп­ци­ге. Потом вы вме­сте сде­ла­ли еще один фильм – «Сток­гольм, ко­то­рый пом­нит Ле­ни­на», а затем стали мужем и женой.

Для меня Вла­ди­слав был не толь­ко мужем, но и дру­гом, кол­ле­гой, со­вет­чи­ком. Раз­ни­ца у нас в воз­расте более чет­вер­ти века, но и се­год­ня, когда Вла­ди­сла­ва Вла­ди­сла­во­ви­ча нет с нами, я не пе­ре­стаю ду­мать о нем, «об­щать­ся» с ним. Созданные до­ку­мен­таль­ные филь­мы имели ши­ро­кий про­кат, они по­лу­ча­ли призы на все­со­юз­ных и меж­ду­на­род­ных ки­но­фе­сти­ва­лях. До­ста­точ­но на­звать такие филь­мы, как: «Зима и весна сорок пя­то­го» (Го­су­дар­ствен­ная пре­мия СССР), «Битва за Кав­каз» (в ки­но­э­по­пее «Ве­ли­кая Оте­че­ствен­ная» (Ле­нин­ская пре­мия), «Па­мять на­все­гда»(се­реб­ря­ная ме­даль А. До­в­жен­ко.

И вся­кий раз, когда я за­кан­чи­ва­ла оче­ред­ной фильм, я го­во­ри­ла себе: это по­след­ний до­ку­мен­таль­ный, сле­ду­ю­щий будет обя­за­тель­но иг­ро­вой… И снова сни­ма­ла до­ку­мен­таль­ную кар­ти­ну, по­то­му что из всего, что мне по­па­да­лось, толь­ко ки­но­до­ку­мен­та­ли­сти­ка была на­сто­я­щей, и потом ре­жис­сёр в ней оста­ет­ся один на один с ма­те­ри­а­лом, а в ху­до­же­ствен­ном кино нужно иметь много еди­но­мыш­лен­ни­ков, на ко­то­рых мне, прямо ска­жем, не везло».

Джемма Сергеевна, всё-таки ответила себе на главный вопрос, почему для неё жить в до­ку­мен­таль­ном кино и по­знавать мир через то, что делаешь это не только ак­ту­аль­но, но и то необходимо для со­вре­мен­но­го зри­те­ля. Она считала, что:

«Се­го­дняш­не­му зри­те­лю, как гло­ток чи­сто­го воз­ду­ха, нужен до­ку­мен­таль­ный ки­не­ма­то­граф. И он есть, несмот­ря на то, что уни­что­же­на, как вы зна­е­те, уни­каль­ное твор­че­ское про­из­вод­ство – Цен­траль­ная сту­дия до­ку­мен­таль­ных филь­мов. В глу­бин­ке, в рос­сий­ской про­вин­ции живут и ра­бо­та­ют та­лант­ли­вые ма­сте­ра-до­ку­мен­та­ли­сты. Боль­шим упу­ще­ни­ем яв­ля­ет­ся то, что в таком ме­га­по­ли­се, как Москва, нет ни од­но­го ки­но­те­ат­ра до­ку­мен­таль­но­го филь­ма. Мне по­вез­ло, что я смог­ла по­ка­зать в ки­но­те­ат­ре «Ху­до­же­ствен­ный» одну из моих по­след­них лент, по­свя­щен­ную Вла­ди­сла­ву Ми­ко­ше».

Владислав Микоша (1909 -2004), необыкновенно талантливый, удивительной души человек, большой и блестящий мастер искусства кинохроники, прошёл всю Великую Отечественную войну и встретил День Победы в Берлине. Его сьемки боевых сражений, написанные книги, посвященные своим товарищам фронтовым операторам и жестоким дорогам к Победе, получили заслуженную оценку. Он был лауреатом трех Сталинских (Государственных) премий (1943, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1976), получил звание -народный артист СССР (1990) и академика кинематографических искусств «Ника».

Джемма Сергеевна стала режиссером документальных фильмов: — «Я часто спрашивал себя» (1968; ТО «Экран»), «Поезд в революцию» (1969; Главный приз в Оберхаузене), «Стокгольм, который помнит Ленина» (1970; ЦСДФ); 9-й фильм 20-серийной киноэпопеи «Великая Отечественная»; худ. рук. и продюсер Роман Кармен(1980; Ленинская премия), «Встреча с Джокондой» (1975; ЦСДФ), «Город-герой Новороссийск» (1975; ЦСДФ) и др. А фильм «Предупреждение об опасности» считала своей главной режиссерской работой, где показала недопустимость применения химического оружия, а также смертельную урозу ядерной войны для мира.

В 1975 она становится главным редактором тематической группы по военно-патриотическим фильмам Главной сценарной редакционной коллегии по художественным фильмам. Она также член Главной сценарной редакционной коллегии по художественным фильмам. Была членом сценарной редакционной коллегии Управления по производству документальных, научно-популярных и учебных фильмов Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии, а в 1988-худ. руководителем Студии документальных телефильмов Творческого объединения «Экран».

После Чернобыльской аварии участвовала в создании организации «Союз Чернобыль». Была экспертом-координатором Постоянной экспертной группы (ПЭГ) в составе Комиссии Верховного Совета СССР по рассмотрению причин аварии на ЧАЭС и оценке деятельности должностных лиц в послеаварийный период. Имела множество наград за борьбу с экологическими проблемами и за вклад в развитии искусства, она обладатель «Золотого пера».

На вручении Государственная премия СССР.
Москва, Кремль, 1973 год.

Джемма Сергеевна— автор поэтических сборников «Сны возвращений» и «Вторая реальность», хочется привести фрагмент одного из её стихотворений:

«Не дай мне Бог»

Не дай мне Бог

почувствовать успех,

Признать в себе хоть в чём-то совершенство.

Не допусти, чтоб на устах у всех

Моё звучало превосходство и главенство.

Не дай мне Бог перерасти себя,

Когда движенье дальше — только вспять.

Чтоб ослепления, молю Тебя,

Самой собой мне никогда не знать.

Не дай мне Бог всё в жизни получить,

Пресыщенной на пир друзей явиться

И расхотеть стремиться и учиться —

Не дай мне Бог — их захотеть учить…

В конце 2007 года при её непосредственном участии и киноведа, доктора искусствоведения И. Гращенковой, а также благодаря инициативе АНО «Эковидеофильм» был открыт Московский клуб документального кино «Окно в Россию. Связь времён». Клубные регулярные занятия проводились в кинотеатре «Художественный» и она надеялась, что:

«… и в дру­гих ки­но­те­ат­рах по­явят­ся такие се­ан­сы, когда зри­те­лей при­гла­сит до­ку­мен­таль­ный экран»

Джемма Сергеевна продолжила то, что не успел Владислав Микоша: издавала его книги, готовила фотовыставки и фотоальбомы его работ, создала о нём фильм. До конца дней она активно принимала участие в съёмках, собиралась долго жить, строила планы, не унывала и никогда не жаловалась на здоровье, но её сердце остановилось в канун Дня Победы – восьмого мая 2012 года. С этого времени Московский клуб документального кино стал носить имя Владислава и Джеммы Микоши. Теперь уже в Малом зал Дома кино Союза кинематографистов России проводят встречи с авторами- с показом документальных фильмов, организаторы клуба- д.и.н.,И. Гращенкова, М. Космачёва.

Взгляд Джемы Сергеевны на ушедшее в лета современников и Время-это взгляд мастера своего дела, очень красивой женщины и человека с большой буквы. Это взгляд большого таланта кинодокументалиста, нашего современника, Джеммы Фирсовой-Микоши взгляд за горизонт своей судьбы, за горизонт своего времени …

Галина Ергазина


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика