Вы здесь: Главная /
Литература /
Мнение /
Видеокнига “Одиночество-13. Метаферонты” Арсена Ревазова: новый жанр в литературе. Рецензия
Видеокнига “Одиночество-13. Метаферонты” Арсена Ревазова: новый жанр в литературе. Рецензия
04.04.2021
/
Редакция
“Умная видеокнига должна быть интереснее тупого сериала”, — так представил свой новый роман “Одиночество-13. Метаферонты” писатель Арсен Ревазов. Главы из еще не до конца написанного произведения выходят в необычном и непривычном формате — на специальном YouTube-канале, как сериал, состоящий из сезонов и эпизодов. Книга живет в мире читателя уже в процессе создания и развивается в реальном времени.
Перспективы нового подхода писатель обсудил с прессой и читателями на 22-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction. Многие из присутствовавших засомневались: будет ли это востребовано и не отвлекает ли от сюжета? Мы посмотрели первые шесть глав (а всего будет 50), чтобы ответить на вопрос, оправдан ли новый формат или это просто очередная вычурная технологическая игрушка. Убедились, что это эволюционный, а не тупиковый путь, и предлагаем проследовать за нами в мир удивительной книги.
Зачем смотреть книгу?
Смотреть книгу — это оксюморон. Казалось бы, это можно делать только в единственном случае — только если видишь фигу. Причем классическая аудиокнига “Одиночество-13. Метаферонты” параллельно выходит и на Storytel: для чего же идти на YouTube?
Подчеркнем, что никто не предлагает выпускать книгу в кинотеатральный прокат для платного просмотра. На YouTube главы доступны всем совершенно бесплатно — отличный способ дистрибуции легального контента. Чем не революция? Арсен Ревазов отдает себе отчет в том, что пока такой способ проведения интеллектуального досуга непопулярен. Во главе угла не монетизация контента, а по словам самого писателя, желание возродить любовь к чтению. Иногда ступенью на пути к такой благородной цели становится дерзкий эксперимент, и да, нужен первопроходец, который вложится в это, приняв все риски. Надо пробовать — так Белка и Стрелка, а затем Юрий Гагарин в космос полетели — в совершеннейшую неизвестность.
Все же, зачем именно смотреть? Сейчас все повально “подсели” на разговорные Youtube-шоу. За ними подтягивается и жанр документалистики, которые многие считали мертвым из-за особенностей телевидения и отсутствия большой популярности у профильных фестивалей. В начале пути в эти форматы мало кто верил, но они “выстрелили”. Да, во многом благодаря яркой харизме ведущих, тщательной редактуре, щепетильном отборе фактов, современном монтаже и эффектах постпродакшн. Но все эти средства использует и Арсен Ревазов. Не зря он делает упор на “сериальность истории”.
Авторское чтение: не сразу можно понять, что это на самом деле за алмаз у нас в руках. Срабатывает “искажение современника” — читающих авторов-декламаторов полно, ими не удивишь. А что если посмотреть на ситуацию сквозь призму времени: вдруг Ревазов спустя годы станет такой же классикой эпохи, как сейчас Евтушенко, Маяковский, Бродский, чьими выступлениями мы восхищаемся и поныне? В этом смысле видеокнига Арсена Ревазова — потенциальный документ, свидетельство нашего времени для будущих интернет-археологов.
А если не мылить так далеко вперед?
Тогда можно наслаждаться видеокнигой прямо сейчас, смаковать ее во всех подробностях. Впечатляет актерская игра Арсена Ревазова, построенная на жестах, мимике и интонациях. Например, у Моти, который не любит гостей поутру, свой уникальный тон голоса, отлично выражающий его характер. Недоверие к происходящему, статусность, пафос, расслабленную манеру — филигранно передает Арсен Ревазов в манере общения героя. В печатной книге — тысяча слов, а Арсен может передать все это простым “И че?” от лица Матвея.
Мимика, например, передает неприятные ощущения Химика от скользкого пола, и брезгливость от заблеванной кошкой постели, и желание выпить виски в девять утра и многое другое. Ловкость рук и немного даже бровей, прищур, полуулыбка и никакой фантастики.
Почему же в видео нет “театральных и кино- эффектов” — анимации внутри кадра или например, применения реквизита? Когда герои наливают виски в стакан, Арсен в кадре не делает то же самое. Отнюдь не недосмотр, а принцип рассказчика — он не хотел превращать видеокнигу во влог или шоу, где внимание перетекает с текста на эффекты. В этом и есть новизна формата, который можно сравнить с качественным моноспектаклем в стиле минимализм. Главное — актер на сцене, душа персонажей и эмоции, внутреннее, а не внешнее.
Зато ролики наполнены музыкой и не какой-либо случайной. Арсен Ревазов не только писатель, но и музыкант, лидер московской рок-группы “Яуза”. Песни этого коллектива с альбома “Бабочки и танки” звучат и как музыкальные темы — в инструментальном лаунж-исполнении Михаила Огнянера. Над видеокнигой работали профессиональный монтажер Даниил Мерказаирский и звукорежиссер Саша Смирнов: все серьезно. Музыка — органичная часть сюжета. Она подсказывает, где надо замереть в ожидании, где порадоваться за героев, а где посочувствовать. При таком выверенном звуковом рисунке, одним из спецсредств становится и тишина. Она повисает, и мы понимаем, что это тоже художественный прием.
Что мне будет интересно, если я читал “Одиночество-12”?
Встреча со знакомыми героями — Иосифом, Антоном, Мотей, Машей, Германом … и Химик — живой. “Чтооо?” — удивленно воскликнет поклонник “Одиночества-12”. Смерть героя — отправная точка нашумевшего романа. Без этого ужасного обстоятельства ничего бы не случилось, персонажи так и коптили бы воздух в московских офисах. Неужели Химик воскрес? Или это друзьям удалось вернуть его к жизни? А может он супергерой, Капитан Америка, Бэтмен или Супермен, только выросший на отечественной почве? Это сиквел, приквел или параллельная версия? Интрига за интригой засасывают в водоворот романа. Обманчиво новая история кажется то началом, то продолжением романа “Одиночества-12”. Дорогого стоят флешбеки — мы увидим, каким Химик был в детстве, и как “честная компания” с ним познакомилась.
Язык московских хипстеров в исполнении Арсена Ревазова — отдельный шедевр. Модный сейчас стендап — это слишком пошло для сравнения с экранным образом писателя. Кажется, будто мы попали на концерт современного актуального сатирика — нью-скул Жванецкого наших дней. Даже первые шесть глав — сборник метких афоризмов: “отстой гарантирует успех”, “когда идешь в атаку, не стоит думать о видеонаблюдении”, “заспанные люди не склонны к розыгрышам”. Рваные дерзкие дружеские диалоги-наезды героев приобретают новую окраску в прочтении самого автора. Близость между друзьями определяется степенью их “быковства” по отношению друг к другу. Видеокнига — лучшее средство, чтобы передать эти неуловимые оттенки отношений. А четкий лаконичный стиль Ревазова легок и приятен для восприятия на слух причем вне зависимости от темы. И положения квантовой физики, и наблюдениях о том, как мы трахаемся, звучат особенно увлекательно. Названия глав — тоже целое искусство, анимированные заставки позволяют лучше их рассмотреть, запомнить и проникнуться.
А если я не читал “Одиночество-12”?
В таком случае автор заботливо все разложит по полочкам, подобно тому, как Иосиф объясняет свою историю засыпанному Моте… У него в руках странный артефакт, он вспоминает про угнанный самолет, про отношения Моти с его финдиректрисой, про его собственную пассию Машу. Все это имеет предысторию, и она станет понятна в общих чертах даже человеку, незнакомому со вселенной прежнего романа. Тем не менее, для прочитавших его это не повтор, а новый контекст. На шесть глав набралось несколько крутых сюжетных пике — словно в самолете, попавшем в зону турбулентности. Все может оборваться в любой момент, перевернуться с ног на голову, едва начавшись. Сначала Иосифу кажется, что Мотя потерял память и забыл обо всех приключениях. Но на самом деле они вернулись в прошлое — за день до гибели Химика. В этих изломах квинтэссенция стиля Арсена Ревазова. Вроде бы едешь по ровной сюжетной дороге, как вдруг навстречу летит грузовик, водитель тут же выруливает на обочину, сумев не опрокинуться и не потерять управление. Разворачивается и вновь несется вперед, выжимая 200.
Что еще нового для себя я узнаю?
Разноплановые культурный отсылки — айдентика писательского почерка Арсена Ревазова. Он и сам читатель-интеллектуал, пишет для похожих людей. Всего лишь в шести главах упоминаются Борхес, братец-кролик, “Монти Пайтон”, Чингисхан, “Война и мир”, Рим, Ватикан, Венецианский Карнавал, Куросава и Тарантино, “Интерстеллар” Кипа Торна — и все это между строк, невесомо. В ручную кладь такой культурный багаж не уместится, тут очевидный перевес… Может ли иной читатель столько взять с собой? К примеру, четвертая глава полностью посвящена дискуссии друзей о теоретической физике, и это не бубнеж седовласого профессора за кафедрой. Ну представьте: герои чуть ли не до драки спорят о теории симметричного времени Ричарда Фейнмана, говорят о первичности информации над материей, доктрине it from bit Джона Уилера, о концепциях Стивена Хокинга и о “волосах у черных дыр”. Роман засасывает интеллектуалов в себя как та самая черная дыра, при этом и оставляя обывателям шанс стать эрудированнее, так как все знания поданы без снобизма. У Арсена Ревазова перед глазами планшет — всезнающий компьютер, что сокращает дистанцию между нами и писателем, он использует те же средства и источники, что доступны любому. Автор вызывает доверие благодаря еще и домашней съемке в своем кабинете: становится не недоступным энциклопедистом, а человеком, у которого не стыдно спросить, просветиться, забив новый термин в поисковую строку. Но такое “самообразование” требует работы мысли. За научпоп-попкорном типа “Галилео” или “Орла и решки” — не сюда.
Кузнецова Ольга
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ