Вы здесь: Главная /
НОВОСТИ /
Раскалённое восприятие Константина Гамсахурдия. К 130-летию писателя, филолога, историка-литературоведа
Раскалённое восприятие Константина Гамсахурдия. К 130-летию писателя, филолога, историка-литературоведа
15.05.2021
/
Редакция
Интеллектуальные страсти, их напряжение и бушевание определяли жизнь К. Гамсахурдия со стадии студенчества: познакомившись с «яфетической теорией» Н. Марра, он, из сторонника её, превращается в яростного противника; покидает университет, продолжает учение в Германии…
В Германии же публикуются первые стихи и короткие новеллы Гамсахурдия: неистово-заострённые, точно рождённые в недрах немецкого экспрессионизма, но и отмеченные влияние Т. Манна.
Длинный и сложный период его жизни связан с возвращением на родину, где неистовое новое разливается слишком сильно, чтобы не затронуть писателя-интеллектуала.
Он узнаёт поражение, заключение, свинец пребывания в Соловках; откуда его освобождают условно-досрочно; от самоубийства его спасает работа над переводом «Божественной комедии»: вечные терцины отрицают возможность согнуться от временных трудностей.
Роман о Гёте является началом его своеобразного художественного исследования жизни художника в определённые периоды времени: и философская составляющая романа дана параллельно художественному изображению действительности.
«Десница великого мастера» — главный роман Гамсахурдия – трактует эту тему с пристрастием и тою силой, за которой прочитывается индивидуальный опыт.
Архитектор-строитель храма Арсакидзе – и царь Георгий I: словно полюса, чья огненность не предполагает схождения; писатель задумал серию исторических романов-полотен – которую, однако, не успел закончить.
В книгах К. Гамсахурдия много огня: раскалённого восприятия мира; много солнца и свет вина точно изливается в помощь ему; мастерские изображения общественных отношений, обрядов, деталей быта сплетаются в причудливые гирлянды, чья сущность выше обычных орнаментов бытия…
…тайны которого писатель упорно и умело расшифровывал своей жизнью и сочинениями.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ