Нужно уметь любить Отечество
02.06.2021
/
Редакция
Я радуюсь, когда школьники, у которых я преподаю иностранные языки, признаются, что любят Родину, гордятся Отечеством. Будучи вдали от дома, работая на американскую компанию «Continental Pools Inc.» в Северной Виржинии, затем и в Нью-Йорке, я чувствовал, как тяжело трудиться не там, где родился и не с теми, кто тебе бесконечно рад и любит просто так, а не за что-то. Да, я познакомился с американцами-протестантами, потом с украинцами и русскими, православными, но помогали те и другие чаще из корыстных побуждений. Протестанты подкармливали меня, нося сэндвичи с беконом и сладкий кофе, чтобы я скорей к ним присоединился, а украинцы и русские – чтобы рассказал о своих очаровательных соседках, с которыми я делил апартаменты компании. Только весёлые афроамериканские продавцы сотовых телефонов предлагали прокатиться с ними по магазинам или в другой штат – посмотреть достопримечательности, затем покурить и выпить виски. Неловко было соглашаться на их предложения, да и работал я каждый день. Отговаривали от этих поездок и мои очаровательные соседки, однокурсницы, которые ровно через год бросили учиться в институте и вернулись в США, чтобы успешно обустроить личную жизнь. Им это удалось – я бесконечно рад за них. А я вернулся, потому, что США – не моя эта страна, пусть великая и богатая, но не моя. Собственно данный материал не обо мне, а о писателе Юрии Мамлееве и его художественных работах, во многом посвящённых любви к Родине, к Советскому Союзу.
Читать Юрия Витальевича Мамлеева советуют сразу два авторитетных для меня человека: один – возрастной, писатель и журналист Н.В.Березовский, а второй – молодой, тренер по фитнесу и друг детства В. А. Базаров.
Николай Васильевич говорит, что проза Ю.В. Мамлеева, особенно его язык и стиль изложения в чём-то схож с моей манерой письма. Нередко я использую образы чудаковатых людей, которые вскоре совершают грандиозные поступки, хотя общество их по-прежнему осуждает и полностью к ним с доверием не относится.
– Ты почитай, Витя, рассказы или романы Мамлеева – «Шатуны» или «После конца», «Россия вечная»… – прикуривая от зажигалки, Николай Васильевич смотрит в окно, куда-то в небо.
Через некоторое время о прозе Юрия Мамлеева мы беседуем по телефону с другом детства, а ныне фитнес – тренером Виктором Базаровым. Он всерьез увлекается чтением самых разных авторов. Между тренировками он позвонил мне и сообщил, что Юра Мамлеев и я, похоже, родственники. Мы оба пишем про чудаков, только Мамлеев – был специалистом по менталитету русского человека, а я – описываю жизнь современных писателей и поэтов.
Проходит немало времени, прежде чем я беру в руки электронную книгу и читаю несколько произведений Мамлеева, написанных в разное время. Странно, что до писателей последнего столетия двухтысячных годов не добирается моя мама – она утверждает, что творчество этих людей оставляет желать лучшего. Эмигрантская проза и нонконформисты в целом по вкусу ей не пришлись из-за некой распущенности. Несколько десятков лет назад было респектабельно в творчестве отображать богему – быть распущенным, курить, часто выпивать и бродить, не чураясь мнения окружающих – это и не нравилось моей маме в битниках. Эдуард Лимонов, Юрий Мамлеев, которого считают гибридом Достоевского, Джек Керуак, Генри Миллер, Уильям Берроуз и т.д. – остаются не прочитанными целым поколением интеллигентных людей старше шестидесяти лет. Не беда, я думаю. Было бы время и хороший маркетинговый ход-зазывала, а желание ознакомиться с их творчеством найдётся обязательно.
Покинув родной СССР, эмигрировав в США вместе с женой, Юрий Мамлеев сравнивает жизнь за рубежом с жизнью на Родине. Он видит существенную разницу в материальном благополучии, но именно оно настораживает писателя потому, что за сытой, безбедной жизнью человек теряет важные качества и способности – сострадать, уважать людей любого достатка, готовность прийти на помощь нуждающемуся, а также наслаждаться малыми радостям и победам. Собственно это то, что сегодня мучает многих людей, людей не бедных, а вполне обеспеченных. Они порой гордятся новой машиной, коттеджем, крутыми гаджетами, за которыми совсем не видят проблем своих детей, страдающих от одиночества в богатой семье.
Работая в одном из университетов США, затем во Франции, преподавая психологию, Юрий Витальевич не перестаёт любить Отечество, восторгаясь искренностью людей, их простотой и чистотой помыслов. Через свой метафизический реализм Юрий Витальевич подавал не что иное, как любовь к людям. Почти любые людские поступки, не поддающиеся, скажем, здравому смыслу, писатель объясняет условиями, в которые попадает личность. Не всегда окружение правильно оценивает соседа, а совершённые им поступки – тем более. Мне ли, школьному учителю с огромной рабочей нагрузкой, не знать, что значит мнение толпы? Могу только представить, что пережил этот талантливый человек, покидая Родину.
Юрий Витальевич Мамлеев отбывает, словно наказание на чужбине, но скверного о Родине не скажет. Он ратует за простого человека и за православную ветвь христианства. Россия, а именно русская идея – глубоко связаны с Богом, подмечает писатель в произведении «Россия вечная». Сожалеет исследователь русского менталитета Мамлеев, что из-за вторжения материализма и атеизма в Россию с Запада множество российского народа остаётся неверующим. Хотя любовь к России, как Родине, привязанность к ценностям родной страны, познание её невозможно без веры в Бога, ибо исторически Россия неотделима от этой веры, определившей судьбу.
– «Необходимо, – пишет Юрий Витальевич в «Россия вечная». – чтобы любой неверующий, хотя бы во имя памяти о тех, кто ему самому дал жизнь по тысячелетней цепочке, попытался это понять и прийти к вере в Бога для собственного блага и по молитвам тех, кто молится за него по ту сторону земной жизни, принял бы и осознал смысл крещения, этой «печати бессмертия»».
Сам Юрий Мамлеев неоднократно ставит вопрос, обращаясь к неверующим, мол, неужели можно быть настолько равнодушным к собственной судьбе и к собственной душе, чтобы игнорировать то, что Бог дал людям «даром» во имя их же спасения и бессмертия? Неужели можно оттолкнуть дар спасения просто из-за лени, тупости или из-за каких-то собственных представлений о мире, всегда субъективных, относительных и ограниченных или же пронизанных дьявольским ядом современной контр-традиции и материализма?
Не ругает Юрий Витальевич католичество и протестантизм, поскольку явления эти имеют на Западе глубоко социальный характер. Люди сплачиваются в группы не ради стяжания Святого Духа, а чтобы получить и духовную и материальную поддержку. Проживая на территории США или Европы трудно начать разбирать их основные религиозные ветви и публиковать некие критические обзоры даже в частных литературных концернах. Относительно католичества, пишет Юрий Витальевич, проблема заключается в общей деградации современного христианства на Западе, который фактически переживает постхристианскую эру, что уже и само признаётся на Западе как спад религиозное идеи. Изначально православная Церковь имела явное превосходство над католичеством, не говоря о протестантстве (включая баптизм и т.д), которое деградировало значительно глубже, чем католичество, и большинство протестантских сект и «Церквей», особенно американских, представляют собой фактически пародию на религию. Религия может тогда называться религией, когда она вводит человека в сферу Духа, если же она остаётся только в сфере психики, эмоции, влечений или опускается на «буквалистский» или политический уровень – то она, собственно, теряет право называться «религией» (смысл которой связывать человека с высшим, Божественным миром, с миром Духа). Гротескный примитивизм «американской христианской религии», который Юрий Мамлеев описывает в работе «Россия вечная», опущен на уровень «простоты» и политизации американских идеологий, мало чем отличающихся от обычных «мирских идеологий», а в этом религиозном примитивизме и «простоте» заключается ловушка и соблазн для масс. В данное случае, католичество и протестантство становится, будто изобретением европейцев, а затем американцев, хотя истинным центром христианства всё же является православие.
Почему Ю.В. Мамлеева называются «гибридом Ф.М. Достоевского» – автор подаёт реальность в гипертрофированном или в искажённом виде. Герои Мамлеева обязательно больны настолько, что не могут восприниматься обыкновенным человеком в его повседневном психическом состоянии. Многие персонажи Юрия Витальевича – это люди на грани безумия или уже, к сожалению, свихнувшиеся кадры, чудящие на свободе. Автор мало разграничивает людей, проживающих в каком-нибудь закутке Отечества или Америки – проблемы способны изменить психическое состояния человека настолько, что меняется кардинально. Со мной согласятся многие, что и нам в 21 веке технологий и неустанного цифрового прогресса можно потерять самоконтроль настолько, что выходов почти не останется, или все они будут плачевны, в зависимости от степени тяжести, конечно, нашего общего самочувствия. Поддержку никто не отменяет. Здоров тот человек, предупреждают психологи, у кого поддержка имеется на разных уровнях. В семье и на работе. Грех остаться одному по своей глупости или кому-то посоветовать не прибегать к чьей-либо бескорыстной помощи.
В России Юрия Витальевича Мамлеева не печатают до поры до времени. Художественные произведения этого человека расходятся огромными тиражами в Европе, переводясь на языки мира. Художественные и научные труды метафизического реалиста начинают лишь тогда перемежатся в российской периодике, когда имя этого автора гремит уже повсеместно. Интервью у него берёт «Литературная газета», «Книжное обозрение» и прочие ведущие издания СССР, не утратившие свою оригинальную линию. Редактора журналов и крупные писатели того времени удивлялись в хорошем смысле насколько пронизаны произведения Юрия Мамлеева любовью к родной стране. Не писал Мамлеев в угоду современности, приумножая ширпотреб – он был своевольным писателем и вольнодумцем, разработавшим собственную литературную метафизику.
– Нужно уметь любить Отечество, Виктор, это природа души! – подчёркивает в очередной раз Николай Васильевич Березовский. – В нашей стране есть возможности для писателя говорить правду. Недаром твой наставник и большой русский писатель Пётр Фёдорович Алёшкин печатает тебя в журнале «Наша молодёжь», чтобы ты раскрыл юным сердцам дорогу к патриотизму, не боясь выразиться правильно, без прикрас. Свобода слова автору дана не для того чтобы накручивать витиеватость и стиль, а чтобы изъясняться от сердца!
Со старым автором я согласен. Бывая у него в гостях, слушая серьёзные для раздумья вещи, приходится брать на вооружение гораздо больше, чем лишь слова или цитаты. Я проникаюсь мудростью этого замечательного человека и плодотворного творца, меня радует дух мужества, сила искренности, с которыми он трудится во благо общества и мира в целом.
Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране не понимается важность воспитания идеи патриотизма в умах и сердцах молодого поколения. Принята на государственном уровне целая программа по данному направлению. Проводятся в школах мероприятия патриотической направленности, линия патриотического воспитания пронизывает многие школьные предметы. Казаки, юнармия, экологический кружок или спортивный – везде развиваются как интеллектуальные качества у ребят и физические задатки, так и упорство, сотрудничество, целеустремлённость, терпение и способность к сопереживанию не столько за свой индивидуальный успех, сколько за общее дело и коллективную победу.
Таким видел русского православного человека Юрий Витальевич Мамлеев, ушедший из жизни 25 октября 2015 года в Москве.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ