Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Татьяна Дегтярева. ««Кураж» в Эрмитаж»

Ярким театральным событием явился спектакль «Кураж», который был сыгран 10 февраля 2012 московским театром «Эрмитаж» в постановке Михаила Левитина на сцене мастерской Петра Фоменко. Премьера состоялась в день рождения автора пьесы «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольда Брехта, что явилось счастливым совпадением, но, конечно же, не это определило успех спектакля. Иногда страшно жаль, что нет у меня театроведческого образования, чтобы подать свои впечатления от просмотренного спектакля в строгой форме рецензии или критического разбора. Но мне кажется, что мнение реального   зрителя, не ставящего своей целью осмысливать и вникать в суть проделанной режиссером и актерами работы, а пришедшего увидеть воплощенный результат их творчества, тоже может быть интересно. Тем более, если спектакль не просто понравился, а вызвал в душе бурю эмоций и, да простят мне мой пафос! – перевернул жизнь.
Это было совсем непросто для меня — пойти в театр на премьеру.

В последнее время мне трудно выходить куда бы то ни было, я живу тихо и сонно, ни чувства, ни страсти не тревожат меня. Состояние такое ровное, я бы даже сказала — подавленное, будто бы я принимаю финлепсин. На самом-то деле нет, но я думаю, что, переживая стресс, организм нашел внутренние возможности подавить проявление всех эмоций, чтобы накопить силы и дать самому себе время восстановиться. Мне верится, что к весне я буду в полном порядке. Наверное, буду…
Я не просто так прибегаю к рассказу о своем психическом состоянии, а лишь для того только, чтобы дать возможность оценить описанные ниже эмоции, захлестнувшие меня. Ведь если на меня в моем удрученном состоянии спектакль оказал такое потрясающее впечатление, то, будь я на своей привычной отметке шкалы эмоционального задора, я бы реагировала с еще большей силой.
А, может, как раз наоборот: именно мне, такой потухшей сейчас, спектакль дал ясное представление, что ничего красивого в страдании нет, что жизнь — есть жизнь, и она у нас одна, что двигаться вперед можно только, если ты находишься в состоянии счастья. Именно так! Счастье — не цель, а средство, чтобы жить! Счастье — это те дрова, которые мы кидаем в топку жизни, чтобы заставить ее элементарно двигаться. Старый фургон должен катиться! И я вместе с режиссером Михаилом Левитиным, вместе с артистами проговариваю это заклинание на счастье! Да глупости, что счастья нет, оно есть, его надо просто взять! Эта финальная песня выбила-таки слезы, это было так неожиданно-обжигающе, но, вместе с тем, принесло сумасшедшее облегчение: отреветь, вытереть нос, сорвать липкую паутину, накопившуюся вокруг, и вкрутить лампочки поярче! Пусть жизнь — это бесконечная сюрреалистическая война, грязь и одна за другой следующие неудачи, ну и что с того! Не спрыгнуть, не сойти — значит поехали! Я вышла из зала с комом в горле, сердце скакало, как мяч, но я была так счастлива, честное слово! Постояв на пороге, успокоилась, выкурила свою последнюю (в том смысле, что вообще больше курить не буду!) сигарету, и решила-таки выкрасить волосы в красный цвет!
Вообще, спектакль навалился на меня сразу и без подготовки. Я не читала «Мамашу Кураж и ее дети», ни разу не видела этот спектакль ни в каком другом театре, а из Брехта знала лишь «Трехгрошовую оперу», которую видела в МХТ и которая меня абсолютно не задела. Здесь же я авансом была настроена к одобрению артистов, как бы они не играли. Ну просто потому, что люблю «Эрмитаж», и потому, что такая ситуация с театром сейчас сложная, и потому, что я видела в зале огромное количество знакомых лиц, уважаемых мною людей театра, так что доверчиво полагала, что спектакль обязательно получится милым и заводным. И Левитин своим вступительным словом настроил на комедию, и первое появление артистов — такое балаганное, красивое, когда каждому выходу героев хлопали, как цирковому номеру! Дарья Белоусова, исполняющая главную роль, так обольстительно улыбалась, так двигала бедрами и плечами, что я расплылась от предвкушения действия яркого, настроилась на демонстрацию открытости чувств и ожидала некую интригу, из которой героиня станет выпутываться легко и без внутренних потерь, ведь недаром ее зовут «Мамаша Кураж»! Ха!

Вместо легкости бытия — дикий жизненный ужас! Бесконечные встряски, после которых, повыв, надо впрягаться в жизнь снова. Сумасшедшее эмоциональное напряжение, демонстрация скорее животных инстинктов (отсюда все они там немножко звери, да?), чем чувств — вот что такое этот спектакль! Он воплотил мое представление об истинном творчестве, чистом искусстве. Я увидела театр, вынимающий душу, толкающий мысль, рвущий эмоции. И в те моменты, когда уже, кажется, впечатления вот-вот взорвут мозг, начинали звучать зонги живительной волной чистых детских голосков. Маленькие артисты поют песенки, которые меняют восприятие происходящей на сцене истории, возвращают тебя обратно в театр, в театр, в театр, в котором лишь игра, всего лишь представление, в котором нет прямого правдоподобия с окружающей нас жизнью, а то, что на сцене — это другая реальность, только и всего. Или нет?!!
Господи, ну как артисты играли! Это блеск, а не игра. Полная отдача и демонстрация всех граней таланта. Странная просьба — назвать того, кто больше всех поразил и зацепил — это невозможно сделать по именам! Дарья Белоусова, Ирина Богданова, Ольга Левитина, Борис Романов, Евгений Кулаков, Станислав Сухарев, Алексей Шулин, да всем, всем, кто вышел в этот вечер на сцену, я бы каждому говорила о его роли и игре, захлебываясь в превосходных эпитетах, заглядывая в глаза и благоговея от невозможности самой даже вообразить — ну как так можно вообще, ну как можно так вот мощно БЫТЬ. Удивительное попадание каждой роли! Прекрасная, глубоко индивидуальная, отважная игра — милые мои, вы просто герои! Созданные образы так богаты, что из каждой мелочи грима или костюма, из каждого жеста, из каждой интонации произносимых героями слов, можно слепить всю их прошлую жизнь, не будучи Шерлоком Холмсом. Я видела то, что не видела никогда до этого — роль, сыгранная без единого слова, но говорящая так много. Я не просто восхищалась Ириной Богдановой в роли немой дочки Катрин, я любила и жалела ее героиню до спазмов в горле. Меня трясло от перемен в образе Дарьи Белоусовой: то, как Кураж взлетала от трагедии к счастью — это невозможно интересно. И это почти страшно — ощущать на себе такое воздействие спектакля!
Ах, спасибо, спасибо режиссеру за иллюзию счастливого понимания того, что происходит на сцене, за радость чувствовать себя умницей и прозорливицей, читая аллюзии, за догадки — а что Вы имели в виду — за прочее богатство образов и смыслов, режиссерских находок и за такое сладкое чувство сопричастности, сотворчества, созвучия Вас, артистов и… меня.


комментария 4

  1. Виктор

    Ходил на спектакль «Кураж» театра Эрмитаж. Оценка — хуже не бывает.
    Те, кто не читал оригинал Брехта, никогда не поймут — о чём же спектакль.
    А те, кто читал или смотрел классические постановки этого спектакля, с ужасом пытались понять «новаторские» а, по-видимому, просто шизофречнические идеи режиссера.
    Может быть, режиссёр пытался поставить Брехта, но выставил лишь самого себя.
    Много крика, фиглярства, бутафорских эмоций. Избыток вычурных форм при полном отсутствии или извращении содержания.
    Жаль артистов, которые растрачивают свой талант на такие постановки.
    Жаль Любовь Полищук, в память которой якобы поставлен спектакль.
    Жаль Брехта…
    Жаль зрителей, особенно молодежь…
    Многие ушли в перерыве. Ушел и я.
    Не ходите на эту постановку. Не надо.

  2. Несмеянова Ольга

    Такие зрители вполне могут вытеснить т.н. официальных штатных театральных критиков с их(зачастую) удручающим уровнем,унылым замыленным глазом и притупленным восприятием, превращающих театральный обзор в кухонную сплетню недалеких тетушек. В блогах давно пишут лучше и интереснее. Потому одна из задач журнала — эта альтернативная культурная среда должна быть

    Не голословно. Просто другого почитать у т.н. профессионалов нечего

    Жаль что нет фотографий в таком репортаже

  3. Лариса

    Очень приятно читать и осознавать, что автор прекрасно чувствует театр, умеет сопереживать и жить театральным действом. Татьяна принесла нам, читателям, это свое острое чувство сопричастности с происходившим. Такие зрители дорогого стоят.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика