В мире звуков и слов
07.02.2022Расхожая фраза: талантливый человек талантлив во всем. Во многих проявлениях своего творческого дара. Вот о таком молодом нашем современнике я и хочу рассказать. Потому что это всегда особая радость – наблюдать взлет, быстрый, крутой взлет! – нового дарования, молодого таланта, очень рано проявившего себя. Причем, успешно себя заявившего не только в главном, основном своем призвании, но и в других видах художественного творчества.
Итак, Алексей Селезнев, замечательный пианист, успешно исполнявший на концертах сложнейшие музыкальные сочинения – уже в первые годы своего обучения. Алексею и сейчас всего 23 года. Он студент 3-го курса консерватории. Но уже лауреат ряда международных музыкальных конкурсов. При этом Алексей не только замечательный музыкант, но и уже несколько лет успешный педагог, активный «пропагандист» музыкальных искусств… и яркий поэт! Алексей лауреат нескольких весьма авторитетных поэтических конкурсов. Круг его интересов в художественной и общественной жизни широк, и, кстати, многое из житейских впечатлений отражается в его стихотворных строках. Но – обо всем по порядку.
Почему становятся художником, композитором, литератором, летчиком, моряком, ученым… музыкантом!.. не вопрос. Дар. Не всегда сразу проявляющийся, но рано или поздно открывающий себя. А вот – как становятся? Как складывается в юном существе то, что потом дает право говорить о нем: родился новый музыкант! Когда впервые ощущает юная личность: вот мой путь, и навсегда?
Месяца за два до своего шестого дня рождения Алексей задал родителям вполне естественный вопрос: «Вы подарок мне уже купили?» А когда услышал честный ответ – еще нет, то обрадовался и сразу же поразил родителей заявлением: «Хорошо-то как! Купите мне пианино». Так что вначале, как и положено, было слово. А затем наступил черед дела. Появилось пианино. И была приглашена на дом учительница. Если вы думаете, что ребенок лишился детства, гуляний, игр со сверстниками, сидений у гаджетов с играми… накатили всякие «галерные» ужасы — сольфеджио, часы принудиловки у пианино… Ничуть! Юный Алексей выбрал свой путь сам, подсказкой изнутри души – и радостно помчался по нему семимильными прыжками. Учительница, позанимавшись с увлеченным ребенком месяц, сказала родителям: «Не делайте большой ошибки! Без задержки отдавайте его в музыкальную школу! У Алеши абсолютный слух и большие способности. Он сразу стал играть двумя руками. И запоминает сразу любую пьесу». И уже через два месяца в Музыкальной школе им. В. Я. Шебалина Алексей участвовал в концерте. Он играл со своим педагогом в четыре руки концерт И. Берковича. А дальше… дальше обычный, насыщенный трудом, увлеченностью и событиями путь становления юного музыканта: занятия сочетались с выступления в различных конкурсах. Уже в 11 лет Алексей Селезнев – участник «Международного музыкального конкурса в Стокгольме» («STOKHOLM international MUSIC COMPETITION 2010»); по итогам конкурса он был удостоен сразу трех дипломов: первой и второй степени за игру на фортепиано в дуэте и сольно, и третьей степени — как солист-вокалист в академическом хоре. Через два года Алексей снова участвовал в этом музыкальном состязании — «Международном музыкальном конкурсе в Стокгольме 2012»; и на этот раз стал лауреатом! Однако, именно тогда и педагогам, и ему самому стало понятно, что в его игре чего-то не хватает.
Юному дарованию очень важно встретить в начале пути учителя, умеющего понять особенности дара своего ученика, дать ему верное направление и способного в полной мере раскрыть юный талант. Алексею повезло – в свои 13 лет в Москве он встретил замечательного педагога, заслуженного артиста РФ В. В. Пясецкого. Валерий Владимирович увидел у мальчика хороший потенциал. Но при этом (по словам самого Пясецкого) огромные пробелы в подготовке. Год занимался Алексей у В. В. Пясецкого, и после этого успешно поступил к нему на курс (на фортепианное отделение) в Московский государственный колледж музыкального исполнительства им. Ф. Шопена. И, как повелось с самого начала, Алексей стремится ставить перед собой сложнейшие задачи. На первом же курсе он просит у педагога благословения на то, чтобы подготовить «Чакону» И.С. Баха в транскрипции Ф. Бузони для фортепиано соло. А уже в феврале успешно исполняет это сочинение в концерте в Центре П. Слободкина на Старом Арбате.
Увы, гладким не бывает путь становления в художественном творчестве. Наступило время, когда Валерий Владимирович Пясецкий завершил педагогическую деятельности и был вынужден расформировать свой класс. Алексей перешел в класс не менее замечательного педагога, профессора МГК им. П. И. Чайковского М. В. Филиппова, лауреата Международного музыкального конкурса им. П. И. Чайковского. Время обучения в колледже – важный этап в творческом становлении Алексея. В эти годы он совершенствовал исполнительскую технику и приобретал опыт проникновения в образный строй и тематику сочинений выдающихся композиторов. Алексей исполнял сложнейшие фортепианные произведения, среди них – многочисленные сонаты Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта, этюды Ф. Шопена и Ф. Листа, произведения крупной формы, например: «Исламей» Балакирева, Хроматическая фантазия и фуга И. С. Баха и др. Эти названия и имена многое говорят об уровне, достигнутом совсем молодым пианистом.
«Промежуточный итог» закономерен: в 2017 году Алексей Селезнев исполнил произведения С. В. Рахманинова: «Фугу» и «Оркестровую сюиту в авторском переложении для фортепиано 1891 года» на Международном музыкальном конкурсе им. С. И. Савшинского в Санкт-Петербурге – и стал лауреатом.
А в 2018 году Алексей Селезнев успешно потупил в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, на фортепианный факультет, в класс профессора М. В. Филиппова, где и продолжает упорно и с увлечением заниматься любимым творчеством. И по-прежнему Алексей стремится к преодолению сложнейших задач, которые сам себе и задает. Неугомонный по природе своей характер ищет приключений на свою голову! Но ведь в искусстве нельзя иначе. Художественное творчество – это нескончаемое, на всю жизнь, приключение. Кстати, разобрав и сыграв сложнейшее произведение, Алексей в дальнейшем играет его наизусть. И уже на 1 курсе консерватории Алексей подготовил одно из сложнейших творений фортепианной музыки – сюиту «Гробница Куперена» М. Равеля…
Наверно, многие в филармонических залах на концертах музыкантов-исполнителей замечали такое: иные из слушателей сидят, закрыв глаза. Всем существом обратившись в слух. Они не хотят, чтобы зрительные впечатления отвлекали их от слуховых. Но то, как играет музыкант, как «общается» с инструментом, как «разговаривают» с инструментом пальцы музыканта – это само по себе удивительное, упоительное зрелище. Неотъемлемая составляющая концерта. Когда на сцене пианист, то перед нами словно бы четыре артиста – рояль, пианист и обе его руки. И вот такой «артистический ансамбль», особого рода «квартет» перед нами – когда у рояля Алексей Селезнев. Я не случайно упомянул об артистизме. Потому что игра музыканта высокого класса – это не только виртуозная техника. Это проникновение души исполнителя-интерпретатора в душу автора музыкального произведения, в отпечаток его души в этом сочинении.
На концертах пианистов в зале можно увидеть и таких слушателей (может, это продвинутые ценители, может — просто любители музицировать, может – студенты консерватории): на коленях у них разложен картонный «макет» рояльной клавиатуры – на бумаге напечатаны черные и белые клавиши. И пальцы слушателя беззвучно бегают по ним вслед за пальцами играющего для нас пианиста.
За руками, за пальцами Алексея Селезнева следишь с напряженным восторгом. Не буду говорить о постановке рук, об особенностях его исполнительской техники. Потому что речь веду все же не о технике. А вот об этом, сквозящем в каждом движении каждого пальца чувственном, душевном проникновении в дух творчества автора, в высокий духовный строй музыкального сочинения…
Ну, а теперь о поэтическом творчестве Алексея Селезнева. Если даровитость человека проявляется в нескольких видах творчества, то окружающие непременно задаются вопросом – а каким образом эти виды творчества связаны между собою? Есть же, видимо, какая-то глубинная связь? Вот еще одно расхожее утверждение: музыка – это математика. Кстати, нередко и о поэтическом творчестве говорят похожее: стихи – это математика. В музыкальных ритмах и в ритмике поэтических строк, да, многое значит мерность. Владение ритмами и мерностью – это не только владение техникой, «законами» и «правилами». Но это – и особенное, врожденное и развиваемое неустанным трудом, многочисленными опытами, чутье… чувство этой самой мерности, особой ритмики жизни. Умение услышать «внутренним слухом души» явные и, гораздо более многочисленные и многообразные, скрытые ритмы жизни, способность усвоить их, вжиться в них – и передать в своем творчестве (в случае с Алексеем Селезневым – в музыкальном и поэтическом). Кстати, и в изобразительном: в фотографии. Алексей с детства увлекся художественной фотографией. Подробности окружающей жизни, неповторимые красоты природы… Изображение – в том числе, и фотографическое – это линия, рисунок, абрис, колорит, тональность. Тональность… понятие, родственное и музыке, и стихам. Но изображение – это еще и ритм. Ритм в изображении такое же неотъемлемое образное выразительное средство, как в музыке и в стихах. Так что, различные творческие проявления Алексея – это не «прыжки» туда-сюда. А проявление общих, родственных свойств различных ипостасей его души. Вот строки из раннего стихотворения Алексея:
«Фото как память от тех, кого нет:
Здесь – добрый друг, ушедший так рано,
Здесь твои милые бабушка, дед,
На этой – сестра… ее нет… и так странно…»
Как видим, он и в самих стихотворных строках отразил родство творческих проявлений, о котором сказано выше. А сейчас выскажу крамольную вещь: любое художественное произведение – это реалистическая, я бы даже сказал, натуралистическая «фотография» действительности. Но созданная движением души, особым «оптическим аппаратом» душевного зрения. Интересы Алексея простираются далеко за рамки музыкального искусства. История, актуальные, важные, острые события в жизни общества и многое другое находит отклик в его душе – и отражается в его стихах:
«Ты смотришь в мир, где войнам нет конца,
Где счастие подобно сладкой грезе,
Где деньги для людей милей отца
И по планете всюду льются слезы, —
Позволь надежде сердце приоткрыть:
Ведь с нею смуту сможешь пережить!»
Но техника стихосложения, как и пианистическая техника музыканта, это не самоцель. Это средство выразить свои переживания, свой душевный и духовный строй. И все это, как и явные философские мотивы, звучит в стихах Алексея. И, хотя нередко там говорится и о трагизме жизни, о драматических моментах бытия, но лейтмотив стихов Алексея – светлый, позитивный взгляд в будущее, которое освещено надеждой:
«Две вечные подруги – жизнь и смерть —
Бегут, бегут, играют в догонялки…
И неизменна эта круговерть:
Жизнь устает, а смерть ломает палки
И сеть прядет в своей коварной прялке… —
Живи, твори моменты и дыши!
Ах, как эти моменты хороши!»
Первые стихи Алексей написал в 12-13 лет. Несколько неожиданно для окружающих (а, может, и для самого себя). Но ведь известно – стихи не пишутся, а случаются. По форме это, в основном, стихотворные монологи. И уже ранние стихи были достаточно сложные и глубокие. Неудивительно! Ведь любимые поэты Алексея – И. Бродский, В. Маяковский, Дж. Китс. А из прозаиков – Э.-М. Ремарк, А. Рэнд.
Так что к нынешнему времени поэт Алексей Селезнев — победитель Литературного турнира городов 2015/2016 гг. и призер Литературного турнира городов 2017/2018 гг., номинант Всероссийской премии «Поэт года» 2017 и 2020 гг., а также лауреат Национальной премии «Золотое перо Руси» 2020 (в номинации «Духовность»).
Казалось бы, творческая жизнь Алексея – полна и насыщенна. Однако, сам он, человек увлекающийся, фонтанирующий идеями и энергией, так никогда не считал. Одним только исполнительским творчеством, выступлениями на музыкальной сцене Алексей себя ограничивать не хотел и не хочет. И оказался вполне удачлив и успешен и в других начинаниях. Он организовал на платформе Яндекс.Дзен канал об искусстве – «ЛИТМУЗБЕС», собрал там команду молодых музыковедов и журналистов и занимается этим каналом по сей день. В качестве лектора Российского общества «Знание» Алексей читает лекции об искусстве на платформе «МЕГАКАМПУС», а также является идейным вдохновителем и креативным директором музыкального образовательного проекта PIANOROOMS Hobby, входящего в состав PIANOROOMS Group, известной по сети музыкальных репетиториев (классов) PIANOROOMS.
Преподаванием (фортепиано, музыкально-теоретические дисциплины) Алексей увлекся очень рано, ещё во время обучения в МГКМИ им. Ф. Шопена, после уроков профессора В. В. Пясецкого. Педагогический опыт приобретал в работе с детьми разного возраста, разного характера и уровня способностей. Он внимательно вглядывается в каждого ученика и сам словно заново проходит с ним нехоженой тропой творческого саморазвития, разбирая, уточняя, шлифуя нюансы, чтобы достичь законченный качественный результат. И старается передать ученику не только освоение техники, но и стремление не успокаиваться на достигнутом, жажду неустанного поиска и совершенствования. Рейтинг Алексея как педагога растет с каждым днем. Наверное, и свою разнообразную организаторскую и «популяризаторскую» деятельность в сфере музыкального творчества и свою педагогическую работу, Алексей Селезнев внутренне воспринимает как своеобразную миссию. Вот что он сам говорит о музыке:
– Я искренне убежден, что музыка — не просто лекарство от меланхолии и насущных проблем. Музыка — это наша с вами жизнь! Она окружает нас повсюду, заставляя всё вокруг играть совершенно иными красками…
Валерий Москвитин
Фото из архива Алексея Селезнева
комментария 2
Светлана
09.02.2022Приятно узнать о молодом, талантливом человеке. Это вселяет надежду на будущее. Пока живо классическое искусство — жива культура, жив род человеческий…
Спасибо, автор!
Инга
08.02.2022Богатейший БОЖЕСТВЕННЫЙ ДАР, полученный Алексеем Селезнёвым в детстве, он успешно развивает, благодаря своему педагогическому опыту, трудолюбию и любви к избранному делу жизни, отдавая всё людям! И в этом смысле — это его миссия! Желаю Алексею Селезнёву дальнейших творческих успехов на избранном пути и обязательно крепкого здоровья!
Огромное спасибо автору статьи за интереснейший материал и знакомство с удивительной личностью.