Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Было за что преследовать учительницу, читавшую стихотворение Введенского?

Вот само стихотворение (1934 года):

Мне жалко что я не зверь,

бегающий по синей дорожке,

говорящий себе поверь,

а другому себе подожди немножко,

мы выйдем с собой погулять в лес

для рассмотрения ничтожных листьев.

Человек одинок почти до умопомешательства. И, чтоб не сойти с ума, предъявляет себе абсурдные видения дружбы, жалея, что они абсурдные.

Жалость, что нечто абсурд – это есть отрицание абсурда (двух «я»). То есть утверждается что? – Дружба. А жалость, что она недостижима, как абсурд, предполагает бегство в иномирие, где всё наоборот (не по правилам, по которым происходит одиночество в Этом  мире).

Мне жалко что я не звезда,

бегающая по небосводу,

в поисках точного гнезда

она находит себя и пустую земную воду,

никто не слыхал чтобы звезда издавала скрип,

её назначение ободрять собственным молчанием рыб.

Другой абсурд – движение звёзд, будто птица ищет гнездо с птенцами, а находит его пустым, как воду без рыб. То есть нечего было улетать, чтоб корм принести. Ибо назначение другое: ободрять собственным молчанием рыб. Что дологично: связь по одному практическому признаку (здесь – молчанию). То есть, всё равно абсурд, можно сказать. И вот этого другого абсурда жаль, искания своего места в жизни. Ибо в Этом мире такое неплодотворно. Т.е. мечта какая? – Бежать в иномирие, где всё наоборот.

Ещё есть у меня претензия,

что я не ковёр, не гортензия.

Мне жалко что я не крыша,

распадающаяся постепенно,

которую дождь размачивает,

у которой смерть не мгновенна.

И так далее.Наверно, ковёр и гортензия имеют то общее с крышей, что перестают функционировать долго. А раз жалко, то это отвергается. (Почему? Наверно, потому что функционировать – скучно, ибо это по правилам.) И раз отвергается, то во имя противоположного: иномирия, где – по противоположности – смерти, прекращения функционирования вообще нет.

То есть очевидно, — для тех, кто знает, что такое философское ницшеанство, ултьтразочарованное во всём, всём и всём в Этом мире, — каким идеалом движим был Введенский, сочиняя эту, казалось бы, белиберду. А сочинялось это в стране, в СССР, считавшей себя самой лучшей в мире по параметру Справедливость. Большинство так думало. Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы свой, мы новый мир построим: кто был никем, тот станет всем. В реальности же 600.000 человек одних расстрелянных без войны. В 1934-м число было меньше, но всё равно. – Можно разочароваться во всём, всём и всём, правда?

То есть самим фактом обращения учительницы к этому стихотворению в России сейчас, когда идёт реакция на 90-е годы и ностальгия большинства по времени Сталина, и не объяснением исторической ограниченности Введенского, не сумевшего увидеть, что было и гораздо больше, чем негатива, позитива (видного и тогда большинству), превращает эту учительницу практически в представителя пятой колоны, хотящей исчезновения России с политической карты мира.

Что у учительницы был-таки перевес негатива к тем временам, говорит и её признание, почему она избрала это стихотворение для чтения десятиклассникам. Её поразило одно произведение о детях репрессированных.

А вот  директор школы поступил неквалифицированно. Он не сделал урока разбора этого произведения в том духе, в каком это сделал я выше. Чем поколебал бы учеников, шатнувшихся к пятой колоне. Он напустился на учительницу, что Введенский был арестован в 1941 году за распространение пораженческих настроений. (Что было доносом и соответствовало правде очень мало, почему Введенский и был реабилитирован после смерти Сталина.) Директор тем ещё больше толкнул учеников к пятой колоне. А тот факт, что учительница уволилась из школы, толкнул их туда ещё больше.

Чем вообще не страшны произведения Введенского? – Философичностью его ницшеанства. Её, правда, нужно уметь вскрывать. А без такого умения они таки опасны – смутной заразительностью негативом. И  такого умения повсеместно нет (осмеливаюсь я утверждать, опираясь лишь на своё чутьё). И тогда к директору школы возвращается какая-то доля правоты.

Соломон Воложин

 


комментария 3

  1. Лидия

    А то что у этой учительницы оказалось судимость -значения не имеет? Сделали страдалицу на пустом месте.,приплели политику и забыли про уголовщину. Лишь бы мусор поднять на власть. Тьфу и на автора и на эту учительницу.

  2. Михаил Александрович Князев

    В России не быор гениев? Для чего читать детям этот литературный хлам — Хармсов и прочих

    • Андрей

      Всё зависти от точки зрения, мнений… Что хлам а что гениальность ни кто не знает..

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика