Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

К 85-летию А. Кончаловского

«Первый учитель» Айтматова, данный в нежных акварельных разводах воздушной прозы, пропитанной, тем не менее, всей конкретикой жизни, нашёл сложное, и…почти адекватное воплощение в экранизации А. Кончаловского: редкий случай – литературный язык сопротивляется переводу на язык кино; но первый фильм режиссёра прозвучал сильно…

…были некоторые оттенки, словно позаимствованные у Куросавы, под влиянием которого находился мастер, но всё сияло самостоятельно, и опыт великого японца словно был пропущен через соответствующие фильтры дара и режиссёрской особости Кончаловского, его специфического взгляда на мир.

…режиссёр всегда был внимателен к кадру, к его композиции, вещественного наполнению – словно и – взаимодействию предметов, попадающих в силовое поле плёнки; суммы кадров, собираемые им в фильмы, живописны, а некоторые можно рассматривать, как своеобразные шедевры изобразительности.

 Русская классика гипнотизирует: и, как бы ни сложен и ветвист был путь экранизации, Кончаловский находит адекватное звучание киноязыка, представляя «Дворянское гнездо» и «Дядю Ваню» и литературным, и кинематографическим космосом.

 Проблемы, завязанные узлами русского романа и пьесы, развязать не удастся, но, данные через вариант кинематографа, они получает новые оттенки значимости.

Вспыхивала мощными огнями «Сибириада» – монументальное повествование, киноэпопея, своеобразный, яростный и мятущийся, страстный и темпераментный сибирский миф…

…проведённый, впрочем, через конкретику мира, исследуемого средствами кино.

Мысль, данная через образы: метод Кончаловского: и мысль пульсирует – человеческими судьбами предельного натяжения.

Однако, «Романс о влюблённых» — музыкальная мелодрама – своеобразно уравновешивает вариант кипения «Сибириады».

Кончаловский разнообразен.

Начинается эмигрантский период его бытования в творчестве.

Мини-сериал «Одиссея» невероятно красив: от романтизма в настрое фильма больше, нежели от мифологии; и краски, играющие в динамично развивающейся ленте, столь насыщенны и богаты, что лицезрение завораживает.

Он использует авангардные технологии: в фильме «Щелкунчик и крысиный король» мешается столько разнообразных мотивов, что звучание новых средств логично.

Кончаловский создал свой киномир (отчасти – киномиф) – светлый и праздничный, мучительный и трагичный, и именно такое смешение полюсов придаёт ему выпуклость и значительность.

Александр Балтин

фото взято из открытых источников

 


1 комментарий

  1. Инга

    Следуя за яркими и глубокими наблюдениями автора статьи, невольно попадаешь под очарование его богатой палитры красок, рисующих мастерство и изобретательность режиссера
    А. Кончаловского в процессе работы над каждым фильмом, основанным на талантливых материалах художников слова и на гениальных находках самого кинематографиста, что и делает любой его фильм произведением искусства, художественным шедевром, идущим прямо к сердцу зрителя. Спасибо.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика