Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Александр Ралот. «Эволюция одного из многих». Рассказ

− Дед, ты это специально? − внук Тимофей материализовался за моей спиной, и смотрит как я начинаю писать новый рассказ из нескончаемой серии «Происхождение вещей».
− Не понял? Поясни, − я крутанулся на своём писательском кресле и взглянул неугомонному потомку в глаза.
− Чего же тебе неясно? Допустим, я взял в руки журнал с твоим рассказом и читаю его название. Из него мне ничегошеньки не понятно. О ком или о чём идёт речь? Вот я и спрашиваю, ты нарочно так пишешь?
− Понимаешь, их много и они совершенно разные, абсолютно не похожие…
− Ещё больше запутал, − бесцеремонно перебил меня Тимоха, − Если они разные, то и названия у них должны быть разные! Иначе как люди поймут о чём, идет речь. Разве не так?
Я искренне улыбнулся, − не знаю, как в других языках, но в нашем, русском, именно так. Простое слово, состоящее из пяти букв. Уверяю тебя, его ты слышишь минимум два раза в день, но скорее всего много чаще.
− Уф! Я понял, что ничегошеньки не понял. Два раза в день, нет, целых три, я слышу от бабушки, «Тимофей мой руки и марш за стол». Но в этой фразе не пять букв, а гораздо больше.
− И идёшь в ванную, открываешь кран, из которого льётся вода. Так?
− Ну, − внук утвердительно кивнул.
− А в кран она как попадает?
− Из городского водоканала, −  ну дед ты даёшь! Такой ерунды не знаешь?
− А в нёго откуда вода поступает?
− Из нашей реки Кубани.
− А река как рождается? Знаешь?
− Ледники на Кавказе тают и ещё ключи всякие из земли вытекают и в реку воду несут, — нам на уроке Кубановедения об этом рассказывали.
− Прекрасно! В этом предложении и прозвучал ответ на то, о чём я буду сейчас писать рассказ.
− О реке? Воде? Но в этих словах по четыре буквы, − Тимоха вспомнил, что лучше всего думается, если почесать затылок и немедля приступил к этому занятию.
Я выдерживал театральную паузу и медлил с подсказкой.
− Раз ни река, ни вода не подходит, а кран, подходит, но не совсем то, остаётся только ключ! Точно! Ведь они бывают и замковые, то есть те, что отпирают всякие запирающие приспособления, и родники, − место выхода подземных вод наружу, бывают ключи − музыкальные. И ещё, этот, как его, вспомнил − такой элемент, при помощи которого расшифровывают шпионские послания и письменность древних цивилизаций.
Глаза внука радостно заблестели и он, не удержавшись, запрыгал на месте, − ключ, у кого он есть − тот, конечно же − везуч! Так, о котором из них, ты будешь писать? О шпионском?
− Нет. О тех, которые, умеют запирать и открывать. Не было бы ни нынешней мировой экономики, ни частного капитала и, вообще, мир бы был совсем иным, если бы наши потомки, много веков назад не изобрели, его Величество − ключ!
Услышав это, Тимофей удобно расположился на старом диване и сложил руки на груди. Такая поза означала только одно. Внук был готов слушать очередную историю изобретений.
***
− Понимаешь Тимоша, во все века существовали люди, которые праведным или иным путём нажили богатство, и были те, кто хотел этот капитал украсть. Вот для охраны всевозможных сокровищ в древности и изобрели замки и ключи к ним. И знаешь, как они выглядели, десять тысяч лет назад?
Тимоха пожал плечами и развёл руки в стороны.
− Первые замки были очень подвижны и агрессивны. Они лаяли и кусали грабителей. А древние египтяне для этих целей использовали нильских крокодилов. Ну а первые, неподвижные замки представляли собой завязанную в хитрый узел верёвку, скреплённую личной печатью хозяина добра. Сказку про Красную Шапочку помнишь?
− А при чём тут она? − буркнул внук, не видя аналогии.
Я торжественно продекламировал:
− «Девочка подошла к домику и постучалась в дверь. — Кто там? — проскрипел старческий голос. — Это я, Красная Шапочка. — Детка, дёрни за верёвочку — дверь и откроется.» − как видишь, кое-где даже в Средние века, использовали такие примитивные запоры.
− Вот сюда погляди, а ты говоришь, Средние века, − Тимоха протянул мне смартфон, на экране которого, светилась надпись: «Древние римляне придумали такую систему пазов и выемок для ключа, которая кардинально не менялась в течение тысячи лет».
− С Гуглом не поспоришь, − согласился я, но «Царь замок» − то есть самый большой замок в мире, изготовили, всё же, русские кузнецы-замочники, − высшая каста кузнечного ремесла и весит сей замочек четыреста пятнадцать килограммов, а высота ключа, с человеческий рост − один метр восемьдесят пять сантиметров.
− Ого! И что же такой замок запирал? − Тимоха округлил глаза.
− Наверное, ворота старинных замков.
− Где жили великаны?
− И они тоже, − согласился я и продолжил, − время шло, и человечество придумало замки вообще без ключей…
− Кодовые? − в обычной своей манере перебил меня внук.
− В 1860 году в Америке, изобретатель Джеймс Сарджент – придумал замок, открывающийся без ключа. Примерно такой, как на моём старом портфеле-дипломате. Ты с ним любил играться, когда совсем маленький был. Пока не сломал.
− Он, что прототип современных сейфов? Вот это да! Но в них, сейчас, сплошная электроника, и сенсорные кнопки. Такой уже не взломать! Надёжность − сто процентов. Я прав? Или в твоих книгах, всякие злодеи всё же ухитряются?
− А хочешь загадку? Про старинный замок. Который нельзя взломать! − предложил я и посмотрел на часы. Редактор газеты должен был позвонить с минуты на минуту и потребовать текст рассказа в вечерний выпуск.
− Конечно! Ещё спрашиваешь! Давай. Задавай, − Тимофей даже вскочил с дивана.
− Только чур не Гуглить ответ, а порыться в бумажных энциклопедиях. Договорились?
− Тимофей кивнул, соглашаясь.
− Тогда слушай и запоминай. Повторять не буду.

***
Английский столяр и краснодеревщик по имени Джозеф и по фамилии Брама, на досуге увлекался созданием разных механизмов. Некоторые из его изобретений живы до сих пор, в частности, сливной туалетный бачок. Но загадка не о нём, а о замке, который в 1790 году он повесил на витрине своего магазинчика и снабдил следующей надписью:
«Мастер, который сможет открыть этот замок получит 200 гиней[1]»…
− И в чём же загадка? Что я должен отгадать? − Тимофей смотрел то на меня, то на вибрирующий на столе телефон.
− Она проста? Кто и когда этот замок смог открыть? − вымолвив это, я схватил смартфон и лихорадочно нажал кнопку «ответит». Главного редактора нервировать − себе дороже!
=================================
Ответ: Желающих получить немалые деньги, было множество. Пробовали победить сложный механизм и кузнецы, и слесари, и конечно же, воры-медвежтники[2] — но замок оставался целым. Продажа его собратьев-близнецов взлетела до небес, принося хорошую прибыть Браму.
Лишь спустя шестьдесят один год, американский изобретатель Альфред Хоббс смог «вскрыть» замок. Потратив на работу целых шестнадцать дней! Брама выполнил своё обещание и отдав деньги принялся усложнять механизм, принёсший ему всемирную славу.

[1]— английская золотая монета середины 17 века.

[2]     − взломщики сейфов.

Александр Ралот

фото взято из открытых источников


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика