«Он живописал биографии людей…» К 55-летию смерти А. Моруа
07.10.2022Рассказы Моруа, пронизанные психологизмом, делающиеся часто на ироническом изломе: причём ирония распространяется на все линии общества: как в «Истории одной карьеры», где пустота человеческая адекватна социуму, позволяющему герою быть пустым.
Страшный «Отель Танатос», блистательная мадам Кирби-Шоу, организующая счастье взаимности перед неминуемой смертью…
Она вообще неминуема, как известно, но здесь, в отеле вам предлагают убыстренный вариант, имея в виду длительность вашей жизни.
Он работал на двух полюсах: Андре Моруа, некогда чрезвычайно популярный в Советском Союзе; он живописал биографии людей, чья жизнь прошла в недрах человечества блестящими лентами: Шелли, Байрон, Бальзак…
Дюма-отец и Дюма-сын были особенно яркими: учитывая колорит отца – немудрено…
Жизни разматывались детально – клубком тайн; жизни восстанавливались с истинно французским изяществом; жизни мерцали суммами огней: ослепительных, но не ослепляющих.
Эпохи сменялись: но, казалось, девятнадцатый век куда ближе Моруа, нежели современность.
Век, ещё не проеденный скоростями, уже набирающими, однако, обороты.
Второй полюс – психологическая новелла: именно психологическая, изощрённо толкующая сад человеческого внутреннего устройства.
Он часто оказывается разорённым – сад этот; и о том, входя в пределы разорения, также повествует Моруа.
Возле букинистического дальних времён, столь отличного внутри от нынешних книжно-торговых Вавилонов:
-«Три Дюма» есть?
-Пойдём отойдём.
И шёл интеллигент за барыгой в подворотню, и платил свой красный червонец, бывший тогда серьёзными деньгами…
И казалось, писатель – с тонок-аристократическими чертами лица –улыбаясь хитровато, взирает на сие действо…
Александр Балтин
фото взято из открытых источников
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ