Мой Николай Рерих*
06.03.2023
/
Редакция
«Я хочу послать мой самый сердечный, горячий привет всем, кто несёт в сердце желание узнать больше о Николае Константиновиче и, так или иначе, присоединиться к его работе».
С.Н. Рерих
«Эверест Человечности»
Когда стоишь у подножия огромной горы и, сощурив глаза, пытаешься разглядеть сияющую на солнце заснеженную вершину, то … почти ничего не видишь. Однако, всем существом чувствуешь величие грандиозного явления Природы. Нечто подобное происходит и с восприятием образа Н.К. Рериха. Когда произносится имя «Николай Рерих», в сознании не возникает образа человека из «плоти и крови», а рождается образ-монумент, нечто такое, что представить, охватить и осмыслить невозможно. Как та сияющая заоблачная вершина, до которой идти, идти и идти…
Мне же вместе с читателем хочется прикоснуться к человеку-Рериху.
Задаю себе вопрос: «Почему Николай Константинович так остро воспринимал и лелеял идею Красоты, Гармонии, Светлости? И отвечаю: «Видимо, потому, что с раннего детства «стёр случайные черты» и по известной формуле Александра Блока сумел «увидеть, что мир Прекрасен». И через всю жизнь пронёс открытую в природе и человеке Красоту, сделал её «красной нитью» собственной жизни и судьбы. Сам уверился в могуществе благотворного влияния Прекрасного и других постарался уверить в том, что «мир спасёт культ Красоты». И ведь спасает! Отчасти, но спасает.
Красота делает жизнь не бессмысленной, творит жизнь созвучную устройству Природы. Поскольку в Природе нет ничего безобразного, в ней всё самодостаточно и рационально. Велика была надежда Н. Рериха на то, что человек, как мыслящая часть Природы, наконец-то, последует вслед за Создателем к Красоте и Гармонии жизни.
Каким же человеком увидел автор Н.Рериха во множестве написанных очерков, пытаясь разглядеть «подробности» характера, конкретные устремления личности?
Свет знания
В натуре и характере Н.Рериха прежде всего, подкупает неукротимая тяга к знаниям, культ образования и поиска истины. Именно в этом Николай Константинович видел основу, фундамент Культуры вообще и культуры в человеке в частности. При этом призывал не путать грамотность с просвещённостью: «Быть грамотным ещё не значит быть просвещённым». Этой важной теме Н.Рерих посвятил очерк «Борьба с невежеством», написанный в «Урусвати» 10 июня 1936 года. Наказ философа и гуманиста таков:
«Всякое отрицание истины невежественно и вредно не только самому отрицателю, но и пространственно».
Этот постулат сохраняет силу и в отношении фактов биографии человека, скрыть которые даже «из благих побуждений» оказывается «опасно пространственно». Как видим, невежество одного субъекта опасно для всего общества и даже на большом расстоянии.
Что же делать? Рецепт Н.Рериха прост: «Нужна оборона всего лучшего, прекрасного, просвещённого». Тем более, что «мысль может быть внушаема, или, вернее, передаваема». А вот и образ настоящего учёного: «Истинный учёный имеет глаз открытый и мысль нестеснённую».
В Природе, в науке не бывает истин удобных или неудобных. Зато они сплошь и рядом встречаются в общественно-политической жизни. Так возникали (вспомним А.М. Горького) «несвоевременные мысли»…
И это можно как-то понять. Но когда отрицается неоспоримый факт учёным? Этому нет прощения. А ведь и сегодня мы встречаем с высокими званиями учёных (по определению Н.Рериха — невежественных), для которых на необъяснимый факт «лучше закрыть глаза». Для таковых не существует ни астрологии, ни парапсихологии, ни явных, ставших массовыми, феноменов природы и человека. Н.К. Рерих смотрит в корень: «Гидра невежества не только в безграмотности, но и в окаменелости восприятия и в человеконенавистничестве». Вот насколько серьёзно приводит познание «от лукавого»!
«Совершенно новое»
Н. Рерих не пропускал, казалось бы, даже малозаметного факта проявления мира непознанного. Всё необычное, необъяснимое наукой , возбуждало его разум и чувство, прочно входило в сферу его интересов. То, что выглядело как пустяк, со временем могло обратиться в нечто весьма серьёзное, и потребовать пристального изучения.
В очерке «Совершенно новое» он пишет о возможности чтения мыслей, передачи мыслей на расстоянии, во что никак не могут «поверить» некоторые современные физики. Рериха поражает умение жителей Тибета всецело использовать внутренние резервы организма, например, спать раздетыми в мороз на снегу. Или заниматься телепатией: «Телепатия так же хорошо развита в Тибете, как телефон в Европе». Его восхищают технические новшества, например электрический аппарат для подсчёта голосов в шведском парламенте. И на собственное удивление неожиданно отвечает: «Что же тут нового? Казалось бы, нет ничего нового. А в тоже время радуешься всем таким сообщениям».
И предлагает: «Очень просим, не поленитесь добросовестно, хотя бы кратко сообщать наблюдённые вами факты». Особенно необычные факты проявления психики: «Изучение человеческих излучений и психической энергии настоятельно зовёт человечество к ближайшим изумительным достижениям».
В очерке «Потустороннее» отмечает, что «о всяких таких одиночных и массовых явлениях можно составить целые списки». И вполне верит в явление телекинеза: «О предметах, передвигающихся без видимой причины, можно слышать от вполне достоверных людей».
И уточняет: «Особенно ценны сообщения людей, вполне уравновешенных, которые могут спокойно и сознательно оценивать виденные ими обстоятельства».
К таковым относит себя и автор этих строк, в октябре 1968 года в г. Краснодаре ассистировавший на концертной сцене Вольфу Мессингу. Воочию, убедившись в том, что «мысль может быть прочитана».
«След мысли»
Н. Рериха интересовали разнообразные аспекты мыслительного процесса. Например, тот факт, что «большая часть мозга не участвует ни в каком умственном процессе». Как такое возможно? Рерих с интересом сообщает, что двум профессорам из Кембрижда (Адриану и Метиусу) удалось «произвести кинематографический снимок человеческой мысли», за что Адриан в 1932 году получил Нобелевскую премию. Разные мысли вызывают на плёнке разные изображения. Рерих с подробностью описывает проводимый эксперимент, тем самым обнаруживает полную личную заинтересованность. Его волнует факт, что удалось замерить пульс растений, что растение, как и человек, реагирует на боль, свет, отравление, повреждение, а в минуту смерти, испытывает судороги…
И приходит к оптимистическому выводу:
«Итак, нечто вполне естественное и, может быть, давно известное, запечатлевается уже и грубыми механическими аппаратами».
Оказывается, с растением можно разговаривать, как разговаривают с молчаливым собеседником! Поскольку «сэр Джагадис Боше из Индии отметил воздействие человеческой энергии на жизнь растений» и «на огромнейшие расстояния ясно звучит человеческий голос, посланный мыслью».
В очерке Н. Рериха «Свет опознанный», написанный 5 марта 1935 года в Пекине, читаем об эксперименте Пауля Добнера, связанного с излучениями тела человека. И, опять- таки, следует подробное описание эксперимента, подчёркивание того факта, что излучение является функцией состава крови, а «у раковых больных аура исчезает». Н. Рерих рассуждает о роли медицины, о судьбе Парацельса, о том, что «поражённый болезнью организм не излучает свет». И приходит к философским обобщениям.
Он задаёт вопрос: «Что нужно для того, чтобы вывести людей из бездны быта?». И отвечает, для этого необходимо «не простое накопление сведений, но расширение миросозерцания и устремление к наивысшему».
И так во всём! Какую бы тему для обсуждения не брал Н. Рерих, он неизменно стремился к её мировоззренческому осмыслению, зачастую в масштабах космоса, поскольку «всегда напоминали о себе излучения и сияния и земные, и надземные».
Н. Рериху импонирует мысль профессора Варшавского университета Зелинского о том, что герои мифов — реальные персонажи, о том, что Будда существовал на самом деле (и археологические находки это подтверждают), что Христос — не мифическая персона.
На что же уповает философ Николай Рерих? На то, что «медленно, но верно оборачивается колесо эволюции, неся с собой восстановление забытой правды». И в тоже время, «лживый скептицизм продолжает свою подпольную работу». Призывает больше доверять летописям, поскольку археологические и исторические находки показывают, что летописи заслуживают «гораздо большего почтения».
Рериху симпатичны фантазёры и мечтатели, несмотря на то, что сам он был реалистом, человеком «строгих правил», «конкретным» человеком. Но мечтать необходимо! Почему? Да потому, что «мечты не знак безграмотности, но отличия утончённых душ».
«Прозрения» Николая Рериха
Тому, кто хотел бы больше узнать о «сверхчувственных» качествах Н. Рериха рекомендую обратиться к книге «Рерих: жизнь, творчество, миссия». Книга выпущена в Москве в 2008 году «Золотым фондом эзотерики». В частности, в очерке Натальи Ковалевой, указывается на экстрасенсорные способности выдающегося художника и философа.
«Интенсивно воспринимать различные указания из мира Тонкого и стремиться укрепить этот канал, установить постоянный контакт с Источником, уже вполне сознательно связанный с именем Учителя М» может человек только с развитыми и углублёнными экстрасенсорными качествами. Автор пишет о «даре ясновидения и предвидения будущего», что воплотился в художественном и литературном творчестве, в главных поступках жизни Н. Рериха. Известно, что многие картины художника явились воплощением пророческих сновидений, информации поступающей из Тонкого мира.
А что же в бытовой жизни? Николай Грамматчиков, побывавший с Рерихом в экспедициях, вспоминает, насколько проблематично оказывалось выбрать маршрут и отправиться на поиски минералов, предметов археологии или пополнить ботаническую коллекцию. Но Н. Рерих, словно заранее знал, в каком направлении следует отправиться на поиски: «Съездите завтра с Мишей туда, думаю, что найдёте что-либо».
И вот результат: «На другой день возвращаемся нагружённые костями, чуть ли не каменного века, кусками добытого из под земли дерева и прочими интересными вещами».
Дар редкой по силе интуиции? Вероятно.
Н. Рерих удивительным образом указывает сотрудникам направление в степи, где следует поискать ботаническую редкость. В результате был «найден новый, очень ценный вид агропирума». Свидетельствуют о том, что Николай Константинович мог заметить молчащему человеку:
«Мысли Ваши мне не нравятся…»
Однажды к Рериху пришла группа альпинистов, штурмовавшая Эверест. Пришла по необычному поводу. Оказывается, на одной из картин он изобразил старый глетчер, который можно видеть лишь тому, кто восходил на вершину. Как же художник «увидел», невидимое глазу? Рерих успокоил спортсменов, заявил, что на вершину не восходил и восходить не собирается. Об удивительных качествах Рериха свидетельствует его долговременный помощник Владимир Шибаев:
«Очень — очень редко что-либо менял в тексте, так как мыслил необыкновенно ясно и отчётливо, как шахматный игрок, на много ходов вперёд»
Обычный человек многого опасается в жизни. А необычный Рерих? Владимир Шибаев пишет: «Он не знал страха, ничего не боялся, не пугался даже самых зловещих и чудовищных явлений жизни». Так мог поступать человек хранимый Богом, твёрдо знающей, что с ним ничего страшного случиться не может.
Георгий Ясько пишет о том, что Николая Константиновича «опекал св. Иоанн Кронштадский». Случайно ли? Не случайно, а по известному принципу: «родное, принимает родное». А ведь при жизни св. Иоанн Кронштадский имел славу ясновидца и пророка…
Но это случаи из обычной жизни. А проявлялись ли сверхчувственные качества Н. Рериха по-крупному, в историческом плане? Павел Беликов, автор духовной биографии Рериха, пишет о том, что накануне 1914 года «ЕИ и НК ждали приближения грандиозных катастроф, прозревали за ними коренное переустройство мира». Указывает на факты «прозрения» и сам Рерих: «И вещие сны вели нас. И друг моей жизни, жена моя Лада, прозревала на всех путях наших. Нашла она водительство духа. И укрепила она путь наш» (статья «Единство» 26.10.1917г.).
В 1926 году Рерихи приехали в Москву с «Посланием Махатм» для встречи с членами Советского правительства. Но почему в 1926 году?
К тому времени вождь революции Владимир Ленин умер, образовался СССР. Какими путями пойдёт развитие социализма в союзе «республик свободных»? Вот в чём вопрос!
И Рерихи, и Махатмы предвидели предстоящий тяжкий, кровавый путь развития страны и в 1926 году предприняли попытку «внести нужные коррективы», подсказать правильный путь развития и тем самым уберечь народы от трагедии. Увы, к Н. Рериху не прислушались…
В 1933 году к власти в Германии пришёл фашизм. Рерих сразу же определил, какую страшную угрозу несёт нацизм мировой Культуре, а значит, и делу всей его жизни. Вот почему благодаря трудам Н. Рериха в апреле 1935 года Международное сообщество приняло Соглашение о сохранении памятников культуры во время военных действий.
Рерих воочию «прозревал» Вторую мировую войну, повсеместную гибель художественных ценностей, театров, музеев, книг, картин, библиотек…
«Внизу, как и наверху»
Этот широко известный афоризм древней астрологии следует понимать таким образом: всё, что происходит в Космосе, находит отклик на Земле.
Иными словами, общественно-политическую, экономическую и иную «погоду» на планете Земля формируют законы развития Космоса, законы движения и взаимодействия планет Солнечной системы.
Познав указанные тайные закономерности, мы получим доступ к прогнозированию мировых событий, познаем Будущее. Этим, по сути, и занимаются астрологи. Что касается рождения и жизни отдельного человека, то известная поговорка «мы родом из детства» не совсем справедлива. Астролог бы выразился иначе: «Мы родом из момента рождения, времени и места появления на свет». Из той самой «минутки», когда нас извлекают из чрева матери под непредсказуемые флюиды космического пространства.
Всё, о чём говорилось в отношении Н. Рериха выше, в значительной мере объясняется счастливым «моментом рождения» (по версии автора в 11 часов 35 минут), почти в символический полдень.
Только один пример. Можно ли найти объяснение «триумфальному шествию» Н.Рериха по Америке? Почему семью Рерихов за океаном приняли с распростёртыми объятьями? За короткий период было проведено 28 выставок картин, основан Институт объединённых искусств и Центр интернационального искусства «Корона Мунди» и уже после отъезда Рерихов (24 марта 1924 года) открыт Музей его имени. За что такая честь? Оказывается, согласно гороскопу рождения ( см.портал «Адамант» от 2.02.2023 г), за выдающиеся личные качества.
Это умение получить поддержку влиятельных лиц (Уран), расширить сферы своего влияния в делах профессии, привлекать пожертвования и благотворительность власть имущих, участвовать в гуманных предприятиях (Юпитер). Н. Рерих хороший психолог, удачный посредник и миротворец, умело убеждает других в преимуществе собственных идей (Юпитер).
Какой видится «формула жизни» Николая Рериха? Попробуем определить слагаемые удивительной формулы, которые суммируясь, явили бы потомкам феномен «Николай Рерих», своеобразный «Эверест Человечности». Составляющих «Формулы Жизни Рериха» (ФЖР) насчитывается 7.
ФЖР = Тяжёлый, ежедневный труд + Развитие заложенных Природой замечательных качеств (в том числе, и экстрасенсорных) + Культ Красоты и Гармонии + Стремление к Знанию, к Истине + Умение воплотить материальное в духовное и духовное в материальное + Неуклонное движение к Совершенству + Восприятие наставлений великих Учителей Белого Братства.
Александр Херсонов
* Примечание
В 2014 году данная работа опубликована в «Трудах международной научно-практической конференции «Рериховское наследие» (Санкт-Петербург) к 1150-летию зарождения Российской государственности.
1 комментарий
Князев Михаил Александрович
07.03.2023Идеи Рериха необычны, чувственны,словно его картины или Сальвадора Дали, но не реализуемы. На его идеях государство и общество справедливости и культуры, которое воплотили Ленин и Сталин, большевики, не создашь. Рерих это красивый миф. Это поняли большевистские вожди в 1926г. Советский социализм это правда жизни русского мироустройства, иногда жесткая, иногда жестокая. А про»кровавые» годы 30-х годов автор исходит от придумок либералов, которым плевать, что русский народ принял большевистскую правду как свою. Была построена великая мощная индустриальная и культурная держава, каковой не было в истории человечества. А в 90-х ее такие как автор статьи уничтожили