«В поэтических сетях»
30.05.2023ВСЕМПОЭЗИИ. Фестиваль.
Санкт-Петербург.
март 2023
Мы все учились понемногу и русский знаем как-нибудь. Но если доказывать, что знаешь его настолько, что можешь выразить и между слов, то поэзия – самый точный тест. Она не очень завязана с «мейнстримом», не привлекает соблазнительного госфинансирования, сама себе живет, вопреки. А уж издал книгу стихов – получи известность! А если не известность, то хоть шаг к ней – право на чтение своих опусов вслух народу! Продать книгу стихов трудно, немногие издатели идут на этот подвиг за свой счет, это нормально, всегда так было! Еще в середине 1980-х Сергей Владимирович Михалков сказал (и не только он!): «На стихи не прожить. Пишите прозу, желательно сказки». И мы, писатели, родившиеся в 1960-х в СССР, это усвоили:
«Красиво не соврать – истории не рассказать!
На поэзию, как на чужой роток, не накинешь платок!
Поэзия, как вода, и камень точит!
Соловья баснями не кормят, – а в сытой неволе птица поёт под чужую дудку!…»
И вот уже новое поколение поэтов новой страны выходит на никем еще не арендованную большую дорогу прямого общения! Поэты никогда не публиковавшиеся, поэты без специального образования вообще! Поэты без филологического образования, а также графоманы, маниаки, чиновники и мудаки, умеющие складывать слова в рифму и строить их в столбик. – Дорога «литературного процеса» широкая, слушатель – благодатный: он еще помнит рэперов, а с другой стороны, поэтические читки в Политехническом музее 1960-х. И вездесущий УК РФ контролирует пока только отдельные слосочетания, но пока не «свободный микрофон». Публичное чтение стихов в стране происходит многоуровнево и вытекает в слэмы, я с этой системой не знакома, предпочитаю «бумажные» публикации, но, как оказалось, процесс определения «лучших» существует и на этом поле и идет достаточно бурно. Несколько ручейков литературного потока удалось обнаружить в интернете этой весной. И пальцы тянутся к перу, чтобы описать два таких поэтических мероприятия, в которых и мне удалось поучаствовать в Петербурге.
25 марта 2023 года в Санкт-Петербургском Союзе литераторов, в старинном особняке рядом с Гостинным Двором, в отданном литераторам одном из коридоров Музыкальной Школы им Римского-Корсакова отгремели однодневным залпом «Всемирный День Поэзии», «День Работника Культуры» и V Международный фестиваль «ВСЕМПОЭЗИИ». Организатор конкурса поэзии и фестиваля – поэт и член Правления Петербургского Союза литераторов, выпускница ВЛК Литинститута им.М. Горького Стефания Данилова – при содействии Председателя Союза литераторов СПб. Владимира Викторовича Юркова и еще 26-и членов жюри предварительного отборочного конкурса подарили городу луч света в темный дождливый день. В зале старинного петербургского особняка запотевали стекла, но атмосфера внутри была непринужденная. Организатор и ведущая перформанса проявляла себя и как жесткий маркетолог, режиссер и администратор, а с другой стороны, как психолог и воспитатель молодых талантов, с третьей же – как прожжженный преподаватель поэтического ремесла.
Мероприятие проводилось на базе предварительного проведенного в интернете конкурса на сайте «Рифма. ру». Поэтов отбирали в финал жюри из профессиональных филологов университетского уровня, редакторов известных журналов и издателей, членов Союза литераторов. Лауреатство дает возможность для публикации подборки стихов в журнале «Аврора», альманахе «Перекресток судеб», а также, видимо, по высказываниям организаторов, рекомендацию для вступления в Союз литераторов. Фестиваль собрал ребят, девчонок и романтически настроенных прекрасных дам и мужчин не только из Петербурга, но и окрестностей: Самара, Казань, Нижний Новгород, Кронштадт, Сестрорецк, Петрозаводск, Выборг и Гатчина, Томск, Пенза и даже Йошкар-Ола (в моем лице, как члена Союза писателей РФ, напросившейся поучаствовать в чтении стихов в поэтическом молодежном мероприятии на родине моих предков). – На общем фото я 4-я слева, рядом с В. Юрковым, мэтром авторской песни, председателем Союза литераторов СПб.)
На конкурс подано 1425 заявок из 63-х городов, отбирали 29 членов жюри!
В рамках фестиваля прошел «Свободный микрофон», в котором и мне, как «напросившейся» члену СП РФ, удалось выступить под условие публикации отзыва о фестивале, и экспресс-разбор стихов Стефанией Даниловой совместно с главным редактором журнала «Аврора» Кирой Грозной. На котором всех особенно повеселило пожелание Стефании начинающим авторам сократить свои пространные мэсседжи «до трех катренов». Но критика была конструктивной, виртуозной , стремительной и плодотворной. Атмосфера дружественности, никто не бегал курить, не ругался матом, не пил алкоголь и не употреблял запрещенных УК РФ словосочетаний. Все пели песни и читали великолепные собственные стихи о нашей Родине.
Реальность перестраивалась в стихах и превращалась в некий «прекрасный порядок» (выражение театрального художника 19-го века Пьетро Паоло ди Гонзага). Обилию поэтов в Петербурге я невольно позавидовала. Но, видимо, сохраненная концентрированная красота этого города и история всё еще располагают к поэтическому ходу мыслей.
На следующий день, 26 мая в кафе «АФРИКА» произошел совершенно удивительный камерный поэтический «салон» под названием «ирисник», организованный поэтом и галереистом Ирис Аполло, лауреатом конкурса «Всемпоэзии». Эта редкого восточного облика женщина, дизайнер, коллекционер японских кимоно, пишет прекрасные русские стихи о реальности, проходящей через глазах и сознание прекрасной женщины. Они вне времени. Наверное, так писали в «серебряном веке» русской литературы, когда женщины нежили своих детей и только в порядке выпендрежа начали носить брюки и красить губы красным бантиком. Язык ее стихов напоминает мед с зернами и имбирем, орехами и пряными специями. Жесты выразительны без напряжения. Я была несколько удивлена, что она живет в Москве и организует поэтические вечера-салоны под названием «ирисники» примерно раз в месяц в разных городах. Чтение стихов, как в классическом литературном салоне, чередуются с показом роскошных этнографических костюмов, пением и игрой на кельтской арфе и флейте молодых девушек (поэтов с консерваторским образованием…).
Следующий званый вечер Ирис состоялся уже в Москве в конце апреля, во время 45-го Московского Международного кинофестиваля. Но я на него, к сожалению, не успела, хотя приглашение и просьба «детских стихов давай!» – заранее было. До сих пор кусаю локти…
А в тот, петербургский вечер 26 марта в подвальчике «Африка» я познакомилась с удивительной, тоже дикой восточной красоты женщиной, переводчиком с пяти восточных языков, писателем-историком от природы. Я обернулась и в полумраке увидела сидящую рядом брюнетку с востояными скулами и длинными ресницами и ее необычно красивую застежку на зеленом суконном пальто – из роскошных ажурных медных кнопок, с лицевой полы украшенных полудрагоценными камнями! Во мне вдруг проснулись разом «зов» всех моих предков-портных: питерского прадедушки, обойного мастера Антона Евстафьевича Буренко, бабушки-модистки Буренко-Котляровой Марии, дедушки, Ивана Степановича Копылова, известного вятского мастера по европейской верхней одежде… Немея от восторга, я попросила загадочную женщину показать мне подкладку ее удивительного пальто и когда ее увидела, издала вздох восхищения: натуральный шелковый китайский атлас! «А вы книги пишете?!» – чуть не сорвалось с языка.– «Я всего одну книгу написала», – с аристократической скромностью сказала женщина. Ее историчекий роман о малом народе, который российские газовые компании оставили без «мест обитания», без их лесов, в которых стояла их единственная на планете деревня Лужицы в Ленинградской области. К 2020 году их осталось 99 человек на всей планете. Роман об исчезающем древнем финно-угорском народе «водь». (О нем, о восстановлении его родовых территорий обитания год назад кинорежиссер А.Н. Сокуров просил президента РФ на Совете по правам малочисленных народов, но вызвал негативную реакцию и президентом услышан не был. Государство не препятствует газовым и сотовым компаниям нарушать Конституцию РФ, лишая целые народы пространства их обитания, устраивая, в порядке компенсации за захват, туристические фестивали в Петербурге, ярмарки, мастер-классы «по «возрождению языка и культуры» – за гранты организациям-посредникам). Леса, которые у народа отняли и вырубили, сотавляли основу картины мира этого народа, основу быта, питания, дыхания: к живому лесному воздуху генетически привыкли лёгкие. И «прогресс» предлагает им «адаптироваться в соляной кислоте». Но ведь ДНК в кислоте разрушается, – это знает любой химик. И эта женщина, Людмила Лазебная, совершила попытку историческим романом защитить от уничтожения природный ландшафт и древний язык, написав на этом языке почти весь роман, то есть все диалоги! Роман опубликовала в интернете, поступило предложение от издателя выпустить роман тиражом, следом – предложение написать киносценарий. Но она внимательно и серьезно относится к славе и возможностям, зная, какие духовные «камни» могут таиться в денежных потоках. Как профессиональный переводчик с нескольких языков, она и психолог одновременно. В кафе «Африка» она пришла по приглашению Ирис, будучи в Петербурге по делам всего один день, после выступления уехала домой, на работу – в Москву. Она очень востребованный переводчик.
Вот вам уровень современного литературного салона! Поэзия и автор оттачиваются и презентуется здесь более бережно, человечно, без рейтингов. Я благодарна Ирис за эту атмосферу, за то, что она снова окунула меня в аутентичность, в атмосферу, из которой я когда-то выросла, из которой вылупляются поэты и художники в больших городах. И жалею, что во время 45-го Московского кинофестиваля в следующем месяце не пришла на ее «ирисник» в Москве, чтобы читать стихи для детей и не только. «Служенье муз не терпит суеты». Ирис, как мне показалось, именно такой человек. После того, как мы съели по куску домашнего торта, т.к. в «Африке» праздновали одновременно день рождения одной из прекрасных дам, мы пили пиво и она рассказывала мне о своей собаке… А я о своей… Расстались под дождем. И я долго счастливо плутала в давно известном районе в час ночи, не находя родного дома и отвечая на вопросы встречных, как пройти куда-нибудь…
…Отчего люди всё ещё пишут стихи? Зачем?! Когда есть комп, телефон, телек? Для кого?! Кто их читает!? – Но таковая практика общения с Временем и Пространством продолжает активно существовать в Санкт-Петербурге – в этом странном с утра ливне, в снеге среди лета, рядом с Эрмитажем, башней Газпрома, Петродворцом, с его золотым великолепием, Площадью Восстания, бывшими публичными домами на Советской улице, банями на Мытной, превращенными восточными ребятами в хостелы, с Лаврой, в которую до сих пор ходит крестный ход с Казанской Божьей Матерью на руках через весь Невский проспект… – И все это взаимосвязано как единая сеть, в которую всё еще ловится ПОЭЗИЯ, – некое состояние гармоничного согласия и примирения всего со всем, удивительное, редкое состояние понимания мира, когда ты его словом можешь защитить.
Немногим оно доступно: не мобильник в магазине! ( А то б так все – повадились!)
МАРИНА КОПЫЛОВА,
член СП России, МГО СП РФ,
Гидьдия киноведов и кинокритиков СК РФ,
поэт, писатель, сценарист,
участник V «Всемпоэзии» в СПб. 2023 года
Йошкар-Ола – Санкт-Петербург – Москва – Йошкар-Ола. Март-май 2023.
комментария 2
Константин Николаевич Севостьянов
30.05.2023Зачем я всё ЭТО читал?!Теплилась надежда до последнего абзаца что вот автор сейчас напишет…Ну про стихи, про поэзию и поэтов, про конкурс или что же там, в Санкт Ленинграде, происходило.Короче — «славов многа» но в основном это всё о себе, любимой!
Князев Михаил Александрович
30.05.2023Питер буквально фонтанирует поэзией. перечисленные тусовки так или иначе связаны с толстыми журналами. Своя литературная богема. Она и при Союзе даже Н.Рубцова не обласкала. А ныне при многих библиотеках есть замечательные литературно-бардовские объединения. Я, пишущий с 15 лет, издавший за свой счет 5 сборников, постоянно выступаю на Невском 20 в Маяковке клубе Ирины Тарасовой и в других местах. Очень семейная обстановка. Более сотни интересных поэтов и бардов. Выступаем в той же «Африке». Питер как всегда — столица поэзии по формуле Маяковского — больше поэтов, хороших и разных