Счастье и горе Реджины. Неаполитанская «Королева-мать» на сцене Театра Вахтангова
31.05.2023На Новой сцене Театра им. Евг. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Королева-мать» по одноимённой пьесе Манлио Сантанелли в постановке Сергея Яшина.
Эта история совсем не о Екатерине Медичи, не об Анне Австрийской и даже не о матушке Елизаветы II Елизавете Боуз-Лайон, и никакого отношения ни к одному из королевских дворов не имеет.
Но если даму зовут Реджина (regina (ит.) – королева), королева она изначально – королева собственной жизни, пусть даже в съёмной квартире в Неаполе. И трагедия случится вселенского масштаба, потому что история, придуманная Манлио Сантанелли абсолютно архетипична, ведь для драматурга неаполитанца «архетипы» – не пустой звук, речь о глубинной части характера, которую можно выразить маской.
Поставить эту историю взаимоотношений матери и сына Сергею Яшину предложила Людмила Максакова, выполняя, по её словам, завещание переводчицы пьесы Тамары Скуй и незабвенного Романа Виктюка, которые в образе Реджины видели именно её.
«Пьеса итальянская и мы во время репетиций превратились в итальянскую семью, — рассказывает режиссёр. – И было всё — вопли, обиды, слёзы, смех. Людмила Васильевна – просто фонтан всяких идей. Идеи утром и вечером, идеи на репетиции, иногда даже не знаешь, с какой согласиться, но подумать всегда стоит. С чем-то я соглашался, над чем-то раздумывал. Это ведь взаимное творчество, а когда возникает творческий контакт, дело уже не в том, твоя придумка, кого-то из артистов или даже пришедшая со стороны».
Похоже, это тот самый случай, когда создателей, что называется, несёт – какой-т о божественный вихрь подхватывает их и не отпускает, пока работа не обретёт определённую законченность. И уж тем более, если речь идёт о любви, а вернее, о её недостатке.
По мнению Людмилы Максаковой, да и, конечно, не только её, любовь не делится на ту, что к мужу, отдельно к сыну, дочери, родине и т.п. «Нет, любовь разной не бывает, — говорит актриса, — любовь бывает одна – чувство, которое заставляет сердце биться и сжиматься. А иначе мы уподобимся Анне Карениной, которая считала, что, сколько людей столько и сортов любви».
Альфредо, сыну сеньоры Реджины материнской любви не хватило, всё забрал гениальный отец (с гениями всегда всё непросто). А поскольку для героя это невыносимо, он готов устроить любую разборку, придумать самое жуткое действо на самой острой, мучительной грани, лишь бы привлечь внимание матери. Уже взрослый, самостоятельный, но так и не перерезавший пуповину. Страдающий от того, что человек всегда одинок и видящий выход из этого всё-таки в любви. Эту роль изумительно ведёт актёр Владимир Логвинов.
Его себе в партнёры по праву королевы тоже выбрала Людмила Максакова, и ничуть не прогадала. Дуэт умопомрачительный, родом из каких-то хтонических реалий, увлекает всё вглубь и вглубь, разверзая одну за другой внутренние бездны. При этом всё по-неаполитански сочно, ярко, выпукло, карнавально – и атмосфера, и характеры на фоне музыкальных переливов солнечного города от радости к гневу.
Огромный плюс постановки – в её неоднозначности, здесь нет рецептов. Зато мощный обмен энергией с исполнителями поможет зрителю самому делать выводы, соглашаться с героями или нет, он сам унесёт ту рану, что отвратительна, как всякая правда, и станет примеривать на себя. И от этой внутренней работы обязательно что-то случится, откроется.
А на вопрос журналистов, возможны ли в принципе нормальные отношения матери с сыном, Людмила Максакова ответила так: «Должен быть очень высокий уровень развития человека, чтобы понять, что он получил жизнь благодаря неземному существу. Такой человек понимает, что произошёл неслучайный великий чудесный акт появления его на свет, и тогда отношения между матерью и сыном получаются очень тонкие и нежные, трогательные».
Наталья Косякова
Фото: Яна Овчинникова
Фото к статье: Сцена из спектакля
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ