Как угодить редактору ЭКСМО?
07.08.2023«Ну ты и чепуха!» – этимология данного выражения довольно прозрачна, а производные вроде «чепушила» давно и хорошо известны не только специалистам в области изучения сленга и арго, но и широкому кругу россиян. Но именно до умиления наивная и именно – чепуха (если не сказать – чепушня) издательских слоганов пожирает сегодня ракообразными метастазами умы русскоговорящих граждан значительно мерзотней, чем говор всех вместе взятых чиновничьих отписок официозного словоупотребления или сленговые говоры гопоты.
Область поражения такими метастазами – культура Русского мира. Да, да, зарабатывать хочется каждому, но не каждый способ заработка может быть приемлем. Всё самое поганое всегда плавает на поверхности, а запах разносится из каждого интернет-утюга, где ушлые и оборотистые деляги из некоего обобщённого хоть эксмо, хоть аст, хоть ёпрстэ и т. п. дотягиваются своими рекламными рассылками до любого гражданина, поинтересовавшегося об издательской политике этих самых издательств.
Вот вам на электронную почту приходит письмо, в теме которого прямо указан повод «КАК УГОДИТЬ РЕДАКТОРУ ЭКСМО?» Честно говоря, аудиторию, что с вниманием и прилежностью исполнительного кретина станет вычитывать — как же угодить? — даже страшно представить. Но такая аудитория несомненно есть, более того, именно издательствами она и взращивается в том или ином виде.
Так как же угодить редактору ЭКСМО? Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько адекватно человек осознаёт само действие, которое необходимо произвести – угодить. Угодничество само по себе довольно низкое явление в нашем обществе и неизменно связано с тем, что государев человек и русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов сформулировал уже бог знает сколько лет тому назад: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Рекламные слоганы издательств зовут прислуживаться, угождать – это настолько очевидно, что отвратительно и тошно становится буквально, физиологически.
Если человек готов прислуживаться и угождать некоему «редактору», то вряд ли вообще можно говорить о том, чем должен заниматься писатель, ведь здесь уже не о литературе речь, а об угодничестве – раб/господин. Кроме того, сама постановка вопроса указывает не на культуру, а скорее на отсутствие таковой, и даже на унижение и обесценивание всех достижений предыдущих и ныне здравствующих писателей Русского мира.
Иными словами, никакому «редактору» в таком случае угождать не то чтобы не нужно, а даже противопоказано, если вы действительно хотите называться писателем. Все остальные виды окололитературного паразитирования – это да, это вам прямая дорога в издательства современной России, но тогда забудьте о культуре, литературе и всех достижениях, которыми и отличается художественная традиция письма на русском языке и в парадигме Русского мира.
Потому вопрос об угодничестве, это вопрос о том, готов ты или нет лить воду на эту поганую мельницу? Но, отвечая на него, необходимо помнить, что для такого типа крутящих механизмов совершенно не имеет значения на какой воде крутиться – канализационной ли, сливной ли от химзавода. В любом случае важен только один момент – издательская мельница в современной России крутится только вокруг получения прибыли.
Бизнес есть бизнес и получение прибыли от продажи книжной продукции для издательств совершенно понятно и совсем неудивительно. Намного большее удивление вызывает тот факт, что одни и те же руки печатают Достоевского и астрологическую чепуху, а называют писателями одинаково и Фёдора Михайловича, и тех, кто астро-коуч-гороскопную чепуху сочиняет тоннами макулатурных разноцветных листков.
Последствия такого «издательского» бизнеса неизменно катастрофичны, как для культуры в целом, так и для каждого отдельно взятого человека в частности. Можно перефразировать слова нобелевского лауреата Иосифа Бродского, и показать, что снижение семантического пафоса художественной литературы, её философского и эстетического содержания неизменно приводят к деградации общества. Литература, действительно, не может иметь целью говорить на языке улицы и медиа, в противном случае нам придётся вернуться в пещеры.
Но именно деградация и оказывается истинной целью всех современных издательских «мельниц», так как в плоском и отупевшем сознании всегда проще найти повод для угодничества, а, следовательно, и прибыли на лёгкой и массовой книжной продукции. Сочинитель становится прислугой, обслуживающей интересы дельцов, даже если эту прислугу везде называют по имени-отчеству и периодически выдают какой-нибудь премиальный бонус.
Как угодить редактору ЭКСМО? Судя по всему для этого необходимо стать прислугой и выполнять указания господина максимально точно. Правда, тогда писатель в традиционном понимании, как творец, рефлексирующее сознание, ноющая душа совершенно не нужен, а следовательно не нужна никакая художественная литература – только книжная продукция на развесёлых книжных ярмарках тщеславия.
Иван Образцов
Иллюстрация ЖК и ИИ
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ