Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Почему сбежал гоголевский нос? О литературной студии «Не медленное чтение» Марианны Дударевой

«Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать» — так писал великий русский художник слова И. А. Гончаров.

Каждый человек, который так или иначе был вовлечен сердцем и душой в литературу, ее художественный космос, понимает роль оной в мировой истории. Особенно это важно в цифровом XXI веке, когда метафизически отрешенный человек находится на перепутье научного развития и духовного благосостояния, которые сильно влияют на понимание искусства. Человек развивается технически, но душевно он может деградировать, находясь сегодня в состоянии социальной энтропии.

Именно это и отображено в рассказах М. Горького «Наваждение», В. Гаршина «Красный цветок», Н. Гоголя «Нос», которым были посвящены лекции-перформансы профессора, доктора культурологии Марианны Дударевой в рамках государственного проекта «Не медленное чтение», состоявшегося в библиотеке № 186 им. С. А. Есенина.

Первая встреча студентов, филологов и живописцев Института славянской культуры с ученым, прошедшая в марте, была посвящена герменевтической реконструкции этосов жизни и смерти, дома и семьи в святочном раннем рассказе М. Горького «Наваждение», который воплощает своего рода культурологическую модель по изучению русского быта, идей, мировоззрений людей XIX века.

На второй встрече, в апреле, художественно выразительно читали рассказ «Красный цветок» и наблюдали за борьбой гаршиновского героя с мировым злом. Профессор М. А. Дударева подробно рассказала о культуре Нового времени, о бытийной глухоте человека, живущего исключительно рационально, и показала работу образов-символов в известном рассказе.

Третья встреча с литературоведом представляла собой настоящий художественный перформанс: лектор разыграла произведение Н. Гоголя «Нос» по лицам, показав тайну рождения нового человека, то есть носа, который, по славянским фольклорным представлениям, получает новую судьбу. Эта встреча останется в памяти надолго, поскольку профессор М. А. Дударева приоткрыла нам секреты творческой лаборатории известного писателя (которому в этом году исполняется 215 лет), поставив главный онтологический вопрос перед аудиторией: почему сбежал гоголевский нос? Об этом не задумываешься в школе, наверное, и потом тоже не задумываешься… Но уникальность проекта «Не медленное чтение», перерастающего на наших глазах в литературную студию при есенинской библиотеке, в том и состоит, что в простых вещах ты открываешь для себя новую глубину, получая эстетическое удовольствие и филологическую выучку.

 

P.S.: гостями и участниками проекта стали и студенты филологического направления, и художники, и учащиеся разных школ Москвы, и люди, неравнодушные к судьбе русской культуры.

Тимофей Толстихин,

студент 2-го курса группы СКФ-122

Института славянской культуры РГУ имени А. Н. Косыгина

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика