Пятница, 20.09.2024
Журнал Клаузура

«Танцы в сельском клубе» – «Или место встречи изменить нельзя». Ироническо-ностальгическое эссе советского студента брежневских времён

Смоленская обл. «ССО Вязьма-77»

В середине бригадир Толик, по бокам его доходяги. Совсем вас там не кормили что ли? Эх, благодать- дать- дать! Вот ещё б пожрать- жрать- жрать. Через час обед привезут- ведут- везут уже.

Предисловие

Но тема нашего сегодняшнего разговора — дискотеки 70-х. Во-первых, сразу поправлюсь. Никаких «дискотек» в то время не было, назывались они совершенно по-другому — танцы. Слово «дискотека» появилось в начале 80-х и очень быстро вытеснило «танцы». А в середине-конце 70-х были именно танцы.

«В сельском клубе танцы в это воскресенье.
Кто кого здесь любит под гармони пенье.
«Ручеёк» струится, парочки гогочут…
Стонут половицы…Кто кого захочет, —
В боковые двери, в сумрак кинобудки…
Только я – тетеря, к девонькам — не чуткий.
С белокурой крали не свожу я взора.
С кралей Колька местный– крутит с полуслова…».

Летом 1977 года после 1 курса МВТУ им. Баумана я работал в стройотряде в селе Туманово в Вяземском районе. И у нас почти каждую субботу были именно танцы, они начинались в 8 часов вечера и к открытию кроме нас подтягивалась и сельская молодежь, ведь именно для них, и организовывались танцы. Танцы были бесплатными, и никто за них денег не просил. Это в московском саду им. Баумана билет на танцы тогда стоил 50 копеек. Танцплощадка была ограждена высоким забором, который для прыгучего, ловкого и молодого юноши был не препятствием, ему всё было под силу, трудности только закаляли его волю. Танцы- это было одним из основных видов досуга молодёжи в выходные дни, если исключить кино, куда ходили чаще. Перед танцами, как правило, приобретался в складчину на последние деньги портвейшок по-народному «Три топора», по этикетке «три семерки» или плодово-выгодное винцо из червивых яблок по 1 рубль 17 копеек. Из бутылки вылезал пьяный весёлый червяк и с ухмылкой спрашивал: «Чё, мужики, для храбрости выпьете, чтобы коленки перед дамами не дрожали?!». «что придавало храбрости в приглашениях девочек на танец. Всякая танцплощадка жила по своим законам и порядкам, где-то — с обязательными драками в конце, где-то – вовсе с необязательными.

В середине бригадир Толик, по бокам его доходяги….

«Жорик, возможно, потомок Чингизхана»

– Жортинбек Тимирханович, в клуб пойдешь? Через час там танцы начинаются, – спросил я его, роясь в своём выцветшем от солнца рюкзаке, в надежде найти чистую рубашку и красивые брюки.

Настроение у меня было приподнято-возбуждённое, ведь местные девчонки в своём роде были очень красивы и в отличие от московских барышень, были скромны в силу своей ещё не испорченности, менее привередливы ко всему и всегда нас-студентов приглашали на танец – медляк. При этом сами «вгонялись в краску» — цвета ярко-алой вишни, которая ещё не созрела до конца, но налилась соком, который был немного с кислинкой, он «вязал» рот, который однако не закрывался во время танца ни на секунду, ему хотелось — «длинным языком» много рассказать, а студенту в это время поближе прижаться к упругому жаркому женскому телу, чтоб до мурашек, до дрожжи в теле, до «бабочек в животе»…

Жорик был из небольшого, но очень древнего городка Туркестан, что в южном Казахстане и возможно Жорик потомок самого Чингиз-хана, однако он не перенял от него удалецкой смелости и безрассудной дерзости. У него рассудок преобладал над страстью. Жорик не привык ещё к шумной Москве, девчонок сторонился и больше предпочитал сидеть над учебниками, «грызя гранит науки», чем прыгать на танцульках, считая это пустым занятием.

Вот и сейчас он лежал на кровати закатив глаза к потолку и читал. Нет, не на потолке что написано. Там была другая драма, паук, поймав в свои сети муху, тащил её в укромное место. А Жорик, оторвавшись от «Крокодила», был такой сатирический журнал, высмеивающий пороки советского общества, без энтузиазма ответил:

– Женя- джан, какие нафиг танцы- обжиманцы, я за неделю так натанцевался у бетономешалки с полными ведрами раствора и на обнимался со своей подругой — лопатой, так, что извини и отвали.

Я не обиделся, Жорик нормальный казах и пацан, как у нас говорят, по понятиям. Наконец я отыскал в рюкзаке свои парусиновые брюки кремового цвета, которые купил перед отъездом в стройотряд в магазине «Польская мода». Был такой в Москве популярный в советские времена магазин, где можно было купить студенту недорогую, но качественную одежду. Брюки – «маде ин Поланд»», извлечённые мною из рюкзака были жёваны, пережёваны будто стадом коров.

– Жорик, у тебя утюг есть? –  спросил я его, и на всякий случай отошёл от него метра на три, вдруг он запустит в меня чем-нибудь.

Жорик опять оторвал свой взгляд от журнала «Крокодил» читанного — перечитанного, наверное, всем стройотрядом и сказал:

– Возьми в моей тумбочке.

–  Ну, ни фига себе, я так, просто спросил, а он на самом деле в стройотряд с утюгом приехал, – подумал я. – Ну, спасибочко, уважаемый Жортинбек Тимирханович. Что пишет пресса?

 – Да вот читаю смешные объявления, нарочно не придумаешь. Вот послушай: «Из объявления в вестибюле бани. «Получить книгу жалоб можно у директора бани, раздевшись». Или вот такое заявление «Прошу разобраться с хулиганском поступке моего соседа Б.М. и строго его наказать. У меня пропали гуси-20 штук. Он написал письмо в радиоузел и попросил, чтобы исполнили, якобы, мою любимую песня «Ой вы гуси, до свиданья..». После этого надо мной все стали смеяться». Из футбольного репортажа «Арбитр пошел разговаривать со стенкой».

– Ладно, Жорик, а я пошёл гладить брюки.

«В сельском клубе»

Здесь в Туманово никакой открытой танцплощадки с высоким забором, на свежем воздухе и в помине не было. Танцы отчебучивали в местном сельском клубе, где до этого показывали кино, просто убирали деревянные скамейки и вот тебе танцпол готов. В клубе танцевали под живую музыку, на скрипучей сцене играл сельский ВИА-вокально-инструментальный ансамбль, за спиной которого красовался портрет Владимира Ильича со словами «Мы придём к победе коммунистического труда», видимо недавно здесь прошло партсобрание Тумановского совхоза. Музыку играли исключительно «лабухи» — молодые ребята, организовавшиеся в ВИА или как мы их ещё называли бухально- наливально-выпивальный- ансамбль. Тонкий намёк на то, что трезвостью они не страдали, а у нас в отряде был «сухой закон». Основной репертуар у них был советским, хотя, перековеркивая англицкие слова и в основном наигрывая одну только музыку эти «лабухи» спокойно могли что-нибудь этакое сварганить. Талантливые были ребята. Местная шпана за глаза нас, бауманцев, звала «подыхайки». Типа мы для них были, якобы, отдыхающими, и если не врагами, то «инородным телом» для села Туманово. Мы тоже с ними дружбу не заводили, да и когда нам было дружбанить, поэтому драк или так называемых «махачей» на их местном жаргоне, с ними у нас не было.

«Сегодня в сельском клубе танцы,
Нежданно нам, выпал выходной.
И девушки, гордясь убранством,
Стоят у стенки по одной.
«Машина времен» в почёте.
Кто в такт, кто в скок, а кто бегом.
Ребята после «ста» в залёте,
Вбивают ритм в пол сапогом.
И от такого завихрения
Стоят девчонки, открыв рот».

Что ВИА играли на сцене клуба? А вот эту: «Говорят, что некрасиво, не красиво, не красиво отбивать девчонок у друзей своих…». Это что был намек какой-то в нашу сторону? Да, нет, просто совпадение, так как местных девчонок мы у них не отбивали. А, кстати, вон они у стенок стоят и сами же в нашу «подыхайскую» сторону смотрят, мол, когда уже нас приглашать начнете на «медляк». Они были в коротких юбках, которые открывали нам крепкие загорелые красивые ноги, что даже мурашки бежали по спине и спустились в мои парусиновые штаны. Кто-то был в ситцевом платье, которое обтягивало их тело «кровь с молоком» так, что захотелось его испить. Но быть побитым местной шпаной, это желание перебивало, и я вышел на крыльцо клуба, чтобы покурить и успокоиться, чтобы все мурашки из моих парусиновых штанов разбежались, а я настроился на новую трудовую неделю, чтобы приблизить заветы Ильича — построить коммунизм, хотя бы в отдельно взятом селе- Туманово. Пока я курил, началась их любимая девичья песня «Алешкина любовь»: «Для меня нет тебя прекрасней, но ловлю я твой взор напрасно. Как виденье неуловимо каждый день ты проходишь мимо…». Наш дамский угодник -лавелас Вадик Кусков мимо не прошел и поймал чей-то девичий взор. После этого «медляка» особо нетерпеливая шпана уже кричали: «Шизгару дава-ай! Давай шизгару!». Но ВИА не торопился исполнять их желание. «Лабухи», посовещавшись, после очередного «медляка» начинали: «Есть герой в мире сказочном. Он смешной и загадочный…».

– Во, блин про меня уже стали петь, – подумал я и прислушался к дальнейшим словам.
«На крыше дом, ну, а в нем живет он — Толстый Карлсон.
Малыши просят Карлсона
Рассмеши нас пожалуйста
И к нам в окно залети и спой нам
Толстый Карлсон».

– Че это за песня, никогда не слышал?» – спросил я рядом стоящего и скучающего ловеласа Вадика, который ждал очередного «медляка».

– Да, так лабудовая детсадовская песня, её поют, по- моему на утренниках «Поющие гитары» – ответил он, зыркая по танцполу.

Я опять стоял на крыльце, а с неба уже лил тёплый июльский грибной дождь. А из клуба лился ещё один шлягер, как тогда казалось, всех времен и народов. «Льёт ли тёплый дождь, падает ли снег, я в подъезде против дома твоего стою…». И это было уже вторым совпадением. Третьего совпадения я ждать не стал, чтобы не получить в «пятак», я пошёл в наш школьный барак, спать.

Эпилог

Была уже ночь, я шёл мимо совхозного яблоневого сада и тихо, сам себе пел:

«Я хочу вам рассказать, как я любил когда-то,
правда, это было так давно.
Помню, брел я как-то ночью по аллеям сада,
чтоб шепнуть в раскрытое окно: «Ге-еол, ге-еол…»

Ветер, как паруса, развивал мои парусиновые штаны, купленные явно не для Туманово. В школьном бараке спал Жорик, «Крокодил» валялся на полу около его кровати и смотрел в потолок, где об тусклую лампу бился мотылёк, думая, что он самый умный на свете. А в клубе в это время
на полную мощь вступала басуха. И что там началось, я только догадывался! Стенки опустели, танцпол заполнился плясунами так, что яблоку некуда было упасть, если только на голову бедному Ньютону. Шизгара началась во всей красе сельского вечера!

Евгений Татарников

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика