Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Цвет и воздействие на зрителя: работы живописца Хоакина Соролья

Хоакин Соролья — одно из величайших имен в испанской живописи XX-го века, художник, прославившийся сияющей цветовой палитрой. Он любил рисовать на открытом воздухе, изображал залитые солнцем пляжные пейзажи. Среди его произведений — яркие портреты и проникновенные сцены повседневной жизни.

Клод Моне однажды назвал этого художника из Валенсии «Мастером света». Соролья находился под влиянием современников импрессионистов. А импрессионисты, как известно, ломали традиции и меняли ощущение восприятия, включая в свой арсенал палитры все цвета, кроме черного, рисуя на мольберте, а не в студии, нанося краски сразу на холст, не смешивая их, меняя и ломая правила композиции.

Сам Соролья считал себя ближе по стилю к другим художникам своего времени, таким как, например, Джон Сингер Сарджент или Джеймс Уистлер, американский живописец, который ставился как пейзажами, так и игрой со светом, и проникновенный отношением к декорированию и декору (включая белые кабинете, кабинете, отделанные под «павлиний глаз» и т. д.)

Сарджент и Уистлер разделяли интерес импрессионистов к свету, внимание к нему, но придерживались более комплексного подхода к фигуре, силуэтам, что свидетельствовало об их строгой академической подготовке.

Живописный стиль Х. Соролья был описан, таким образом, как импрессионистский и натуралистический. Соролья часто использовал в своих работах целую гамму ярких цветов. Он использовал множество смелых оттенков, таких как желтый, красный, синий и зеленый, чтобы создать контраст и придать своим композициям дополнительное ощущение жизни, ее интенсивности.

Соролья использовал в своих картинах тщательный подход к освещению, который редко встречался у его современников. Он очень тщательно подбирал правильные источники света и использовал их для выделения определенных областей своих картин или для создания темных теней. Это и было инновацией, так как на картинах классических мастеров (например, Рембрандта) – традиционное освещаются основные фигуры, главные действующие лица, расположенные по центру.

Соролья преуспел в написании портретов, пейзажей и монументальных произведений социальной и исторической тематики. Его наиболее характерные работы характеризуются мастерским изображением людей и ландшафта под ярким солнечным светом Испании и освещенной солнцем воды.

Соролья был старшим ребенком в семье торговца, годом позже родилась его сестра Конча. В августе 1865 года оба ребенка остались сиротами, когда их родители умерли, возможно, от холеры. После этого о них заботились тетя и дядя по материнской линии.

Соролья получил начальное художественное образование в возрасте девяти лет в своем родном городе, а затем под руководством нескольких учителей. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Мадрид, где усердно изучал картины мастеров. После окончания военной службы Соролья в возрасте двадцати двух лет получил грант, который позволил ему в течение четырех лет изучать живопись в Риме, Италии, где он был радушно принят и обрел стабильность.

В 1888 году Соролья вернулся в Валенсию, чтобы жениться на Клотильде Гарсия дель Кастильо, с которой он впервые познакомился в 1879 году, работая в мастерской ее отца. К 1895 году у них родилось трое детей: Мария, Хоакин и Елена. В 1890 году они переехали в Мадрид, и в течение следующего десятилетия усилия Сорольи как художника были сосредоточены главным образом на создании больших полотен ориенталистской, мифологической, исторической и социальной тематики для показа в салонах и на международных выставках в Мадриде, Париже, Венеции, Мюнхене, Берлине и Чикаго.

Его первый поразительный успех был достигнут с «Другой Маргаритой» (1892), которая была удостоена золотой медали на Национальной выставке в Мадриде.

Вскоре художник приобрел широкую известность и стал признанным главой современной испанской школы живописи. Его картина «Возвращение с рыбалки» (1894) – а именно этой тематике, тематике «марины» посвящены многие его картины — вызвала большое восхищение на Парижском салоне, и была приобретена государством для Люксембургского музея.

За участие в Парижской Всемирной выставке 1900 года Соролья был награжден почетной медалью и награжден орденом Почетного легиона.

Специальная выставка его работ – сюжетов, пейзажей и портретов – в галерее Жоржа Пети в Париже в 1906 году затмила все его прежние успехи и привела к его назначению офицером ордена Почетного легиона. На выставке было представлено около 500 работ.

Иногда влияние других художников на работы Соролья очевидно. Так, желание соревноваться со своим другом Джоном Сингером Сарджентом реализуется в «Портрете миссис Сарджент».

А влияние Веласкеса на творчество Соролья сказывается сильнее всего в картине «Моя семья» (1901), в которой очевидна отсылка к «Менинам» (Las Meninas), где на переднем плане изображены жена и дети, художник за работой отражается в зеркале вдалеке.

Las Meninas – не просто картина, это своего рода эталон объяснения того, что же такое эстетическая парадигма. Las Meninas указывает на ультра-модернистскую особенность стиля. Известный французский философ пост-структуралист Мишель Фуко в какой-то момент написал книгу «Слова и вещи», в которой подробно описал картину Las Meninas Веласкеса, указывая на ее способность передавать современную парадигму, для которой мир языка – оторван от мира вещей, не имеет с ним ничего общего. Оторван в том смысле в каком он не содержит в себе ни изображаемого объекта, ни оригинала. Зритель в этом ситуации – достраивает изображение, целиком додумывает то, что должно быть центром картины, но вынесено за ее пределы. А именно – художник выносит «за скобки», то есть во вне картины того, кого художник рисует, а именно — королевскую особу. Королевская чета расположена в зоне действия зрителя, за пределами картины.

На удивление, современные средства визуализации искусства словно подхватывают идею Мишеля Фуко. Современные средства организации выставок имеют в своем арсенале оснащения для путешествия внутри картины, инсталляции, которые могут значительно разнообразить возможны пути и средства воздействия на зрителя, перенося фокус с области картины – в сторону зону зрителя (как это делает Веласкес в интерпретации М. Фуко).

Творчество Соролья, таким образом, яркий пример индивидуальности и традиции, которая становится неимоверно современной на данном этапе развития живописи и ультра-современных средств ее демонстрации.

Нина Щербак

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика