Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

О фильме «Сквозь снег», и не только

Фильм этот достаточно старый, (2013г., США, режиссёр Пон Джун Хо.) но в нём, как в зеркале, отражаются все проблемы и тенденции современной «западной» фантастики. Не «второсортной» и откровенно слабой, а «передовой», или мнящей себя таковой: то есть – фантастики преимущественно англосаксонской: США и Великобритании.

Рассмотрим вкратце основной так называемый «сюжет» фильма.

Каста нижайших слоёв Социума, обитающего в замкнутом мирке хвоста поезда, мчащегося по замкнутому маршруту сквозь снег в условиях глобальной ядерной зимы, постоянно недовольна условиями своего содержания. Особенно – качеством и количеством пищи. Но бунты и проявления неповиновения жестоко караются. За малейшее неподчинение – наказания. Суровые. Показательные. В виде лишения, например руки, выставляемой на мороз.

(Хотя, если совсем уж честно, непонятно, для чего, кроме предоставления маленьких детей для «Большого Босса», Машиниста, вообще нужна эта каста: никто из этих «отбросов общества» ничего не делает! Т.е. – не занят никаким общественно же полезным трудом. И фактически все эти «униженные и оскорблённые» — нахлебники, балласт для руководства поезда. К тому же часто устраивающий и массовые беспорядки, и вечно нагнетающие обстановку крамольными речами и действиями. Для контроля за которыми к ним и приставлен отлично законспирированный агент. «Старик», иногда сам же и провоцирующий «народные» выступления.)

Фильм начинается с того, что в недрах этого «балласта» назревает очередной бунт. Возглавленный на этот раз, для разнообразия, реально сильным, харизматичным и хитрым, лидером.

Чтоб не тянуть резину, рассказывая о весьма динамичном и жестоком содержании фильма, снятого по всем канонам зрелищного блокбастера, просто подведём итоги восстания: уничтожена большая часть восставших, и боеспособная часть полицейского контингента поезда, как раз и предназначенного для сдерживания поползновений «народа». И группа главарей бунта беспрепятственно проходит сквозь весь состав, наблюдая вместе со зрителями фильма мирки «элитных» вагонов, где обучают детей начальства, и где пируют и валяют дурака прихвостни власть имущих, вплоть до головы поезда – до Машиниста.

Где выясняется, что поезд приводится в движение «вечным двигателем», и для его обслуживания как раз и нужны маленькие дети, поскольку взрослые и большие не пролазят в люк, ведущий в нутро агрегата.

Заодно выясняется, что бунтовать-то было – бессмысленно. Поскольку ни остановить состав, ни качественно изменить условия существования в поезде невозможно: для поступления свежей питьевой воды он должен непрерывно ехать, всасывая лёд и снег приёмными устройствами в носовой части локомотива, а условия жизни снаружи абсолютно не подходят для выживания человека.

И заканчивается вся эта немудрёная интрига банальностью: поезд со всеми пассажирами гибнет в крушении, и в живых остаются только женщина с ребёнком. Впрочем, поскольку у них не имеется запасов пищи и источников тепла, они тоже обречены на крайне мучительную смерть в дебрях ледяных гор.

Рассмотрим для начала основные «ляпы» сценария.

Для выращивания младенцев «подходящего размера» вовсе не нужно было оставлять в живых столько, вот именно, балласта. Бесполезного, необразованного, тупого, озлобленного, и поддающегося разного рода провокациям от опасных элементов. Достаточно было бы оставить в живых несколько десятков женщин плодоносного возраста, и к ним – одного-двух «качественных производителей» — так всё организовано, например, в стаде кур. Или гусей. Или – львов. Или многих других сообществах стайных животных: оленей, обезьян, и т.д.

Это сразу позволило бы руководству поезда избежать: во-первых – огромных проблем с питанием всего «народа», пусть и производимого с помощью батончиков из прессованных сверчков-тараканов, а во-вторых, и это главное, – бунтов. Поскольку бунтовать было бы просто некому. И сразу отпала бы необходимость в содержании огромного штата полицейских сил: если нет угрозы – для чего кормить и тренировать этих отожравшихся бездельников?!

Но такое положение вещей в течение двадцати (!) лет почему-то руководство поезда устраивает. Что странно. И не говорит о стремлении этого руководства действительно, сохранять в их замкнутом мирке — статус-кво, и экономить главное – продукты.

Ну а с этим – вообще большие проблемы. Ну вот не может такого быть, чтоб всей элите хватало пищи! Поезд – это поезд. И невозможно на длительное время запасти в его ограниченных объёмах продуктов на 20 лет. Даже с учётом «замкнутой» безотходной экосистемы.

С «батончиками» для народа – вообще комедия. Чтоб прессовать месиво из сверчков-тараканов в эти самые батончики, необходимо этих насекомых вначале – вырастить! То есть – где-то должны быть чудовищные по объёму камеры для их размножения и выращивания. А для этого нужен субстрат – то есть, то, что эти насекомые будут кушать. Чтоб вырасти до состояния, когда они становятся годны в пищу. И масса такого субстрата должна быть в несколько раз больше, чем выход получающейся «протопищи».

Но почему-то о таких камерах и таком субстрате в фильме — ни звука!

Дальше – больше. То, что вечный двигатель создать в принципе невозможно, знает любой, даже двоечник, окончивший школу. Законы физики ещё никому не удавалось ни обойти, ни нарушить. Но!

Даже если бы и удалось это как-то сделать, осуществив тот или иной тип «дарового» двигателя, самое главное возражение против такого двигателя – невозможна его непрерывная работа в течение двадцати (!) лет! Ведь все механизмы и детали делаются из железа. А у него есть определённый срок службы. И понятие «усталость металла», «износ», как и банальное истирание трущихся или вращающихся деталей, никакая смазка предотвратить не может. Все автолюбители прекрасно знают это: после определённого пробега любому автомобильному ли, или – тепловозному, или корабельному двигателю нужен капитальный ремонт. Или просто замена на новый.

А больше всего нервирует финал фильма. Поскольку всё население состава фактически гибнет, и в живых остаются две особи женского пола, ясно, что даже если они и выживут, спустившись куда-нибудь на равнины, к более тёплым местам, дать продолжение человеческому роду они не смогут. В силу как раз того, что не осталось «самцов». Спрашивается: из-за чего был весь сыр-бор?!

Но — зрелищно, зрелищно. Динамично. И напряжённо: тут возразить нечего…

Ну, теперь мы рассказали достаточно, чтоб проследить глобальные, и весьма мрачные перспективы современной «западной» фантастики. Собственно, при старом, коммунистическом, режиме, всё это было бы ещё яснее и конкретнее описано: «проклятый загнивающий капитализм в который раз доказал, что не видит иного будущего для современного ему Общества, как только погибнуть в глобальной катастрофе. Если не будет слепо подчиняться и соблюдать правила жизни, навязанные умными и заботливыми Глобалистами (Читай: Руководства!) И перспектив на выживание у человечества нет».

Сейчас же, при современном положении в Российской идеологии в целом, и литературе в частности, можно констатировать, что современная западная, (А кое-где и кое у кого – и русскоязычная!) фантастика «основного потока» выродилась в банальный энтертейнмент. То есть – почти голый, пусть и динамичный, и зрелищный, «экшен». Развлекалово. Без даже попыток это безобразие как-то идейно обосновать. (Ну, если не считать той чуши, что герои всегда кого-то спасают: то человека, то группу людей, или даже – весь мир!)

И больше всего здесь имеется фильмов, произведённых в Голливуде, и других англосаксонских, и не только, студиях, назовём их условно – первого типа. Энтертейнмент в «чистом» виде.

То есть — «мочилово-стрелялово», типа боевичков вроде «Последний рубеж», «Девятый район», «День независимости», или «Сойка-пересмешница», или «Линкор», и огромный косяк фильмов про зомби, вроде «сериала» про «Обитель зла», или «Битва за Лос-Анжелес», «Монстро», «Обливион», или кучу других тупеньких фильмов аналогичного содержания, где на Землю нападают агрессивные и не признающие компромиссов и договорённостей инопланетные монстры. Желающие только одного: подмять под себя людишек, чтоб безнаказанно грабить сырьевые ресурсы планеты Земля.

Что является полной чушью: уж если бы чёртовы «агрессивные захватчики» захотели – захватили бы и планету, и людей уничтожили бы так, чтоб самим при этом не гибнуть, и свои драгоценные корабли и прочие механизмы не терять.

Например, когда мы хотим уничтожить термитов, заведшихся в деревянном доме, или огромное гнездо шершней, охотящихся на медоносных одомашненных пчёл, мы – что? Стреляем в каждое враждебное насекомое из пистолетов? Пушек? Взрываем их гранатами? Нет. Мы спокойно и без суеты упаковываем такой дом, или такое гнездо в огромный пластиковый мешок, и пускаем туда инсектицид. Или – пар.

Так что же инопланетяне – глупее нас? Кто им, при их «продвинутых» и специализированных технологиях, (Которыми они наверняка обладают, раз уж странствуют меж звёзд, и уже имели кучу прецедентов с сопротивляющимися планетами!) мешает разработать для теплокровных млекопитающих универсальный «инсектицид», или уж – смертоносный вирус или бактерию, и выпустив это дело на поверхность, просто спокойно и терпеливо подождать пару недель? Ну, или просто облучить всех «гипнолучами» подчинения, и затем оснастить шапками, которые не допускали бы крамольных мыслей в отношении Хозяев. («Огненный бассейн».)

Вторым типом современных фантастических фильмов являются базирующиеся на детской развлекательной литературе, (Если можно так назвать журнальчики с картинками и минимумом текста.) комиксы. Тут идейной подоплёки искать не надо. Тоже нет полутонов: чёрное – белое. Вот мы, вот – враги. Будь то очередной маньяк, или ведьма, мечтающие захватить власть над планетой, («Черепашки-ниндзя», «Человек-паук», «Первый мститель», «Хэллбой», «Последний охотник на ведьм», и др.) или те же злобные инопланетяне («Трансформеры», «Мстители», «Железный человек», и т.д.). Суть одна: добрый и мужественный супер-Герой, или команда сверх-людей, собранных из других фильмов и комиксов, персонажей, спасает Америку, всю планету, и нас с вами от этих поползновений. Ни о каких социальных проблемах, или разрешении «классовых» противоречий речи не идёт. Всё очень красочно, всё взрывается, стреляет, враги и их техника (Или колдовские чары) разносятся в мелкие дребезги, и «наши побеждают». Ф-фу-у-у…

Кстати: такие фильмы, с гарантированным хэппи-эндом, очень нравятся нетребовательной сейчас публике. И не только подросткам, но и вполне состоявшимся людям. Поскольку всех их ещё в школе отучили думать и анализировать — как раз с помощью таких фильмов. Где опять-таки – «наши победили»! Ну, и «продвинутых» учебных программ, когда, окончив школу 50% таких выпускников даже не умеют… Читать!

К этому же подклассу можно смело отнести все те Голливудские поделки, что «базируются» на мифах: будь то древнегреческих, древнеегипетских, древнескандинавских, и т.д. Причём при этом оригинальные тексты изменяются сценаристами фабрики грёз до неузнаваемости, полностью искажая смысл, который в эти мифы вкладывали создавшие их народы, и всё адаптируется опять-таки к обще-американским, или англосаксонским стереотипам и шаблонам: «вот мы – вот враги». Персей, Один, Изида, и их коллеги и друзья из маленького клана-группировки – хорошие, поскольку любят людей, а все прочие – плохие.

Фильмы третьего типа затрагивают проблемы хронопутешествий («Патруль времени», «Петля времени», «День курка», «Начало», и др.) Начало всему этому безобразию положил ещё Айзек Азимов своей монументальной эпопеей «Конец вечности». И с тех пор сюжет этот с какой только стороны не показывался сценаристами всех мастей. Идея обычно состоит в том, чтобы как обычно – «спасти мир»! Который про эти усилия героя или героев, разумеется, и не подозревает. Но одно должно быть непоколебимо: «наши победят»!

Четвёртый тип фильмов и книг всё же, пусть намёками, или косвенно, пытается затронуть нравственные и социальные проблемы при встрече с инопланетянами другого типа: аборигенами на осваиваемых или покоряемых землянами планетах.

В частности, попытка всё же как-то поднять и справедливо разрешить проблемы туземного населения, погибающего или притесняемого захватчиками-землянами, жаждущими прибрать к рукам их минеральные ресурсы, ставится в фильме «Аватар». Где главный герой в финале предаёт свою планету, свой народ — людей, и продаёт их – «за синюю девку». Или фильм «Валериан и город тысячи планет». Там мирные и хитрые аборигены, не имея возможности и желания воевать, решают просто… обмануть захватчиков! Поселившись у них под носом, в Городе 1000 планет. И в конце два главных героя разоблачают злобного и коварного «какашку» — своего же адмирала, и преподносят этим аборигенам «свободу» — на блюдечке с голубой каёмочкой.

Что является гнусной ложью: вся внешняя и внутренняя политика англосаксов всегда сводилась, сводится, и будет сводиться к очень простой идее: «Хороший абориген – мёртвый абориген»! Что цинично и максимально достоверно показано в фильме «Игра Эндера».

Где команда подростков полностью уничтожает «жукоидов», поскольку они «пусть и не нападали, но – создавали угрозу»!!!

И такая позиция очень характерна для США, Великобритании, НАТО и иже с ними: «Россия и Китай создают угрозу для наших идеалов Демократии! И экономики!» И доктрину стремления решать такие проблемы чисто военными методами никто не отменял. И пока сдерживает Запад от соблазна применить своё оружие только существование у России и Китая огромных запасов баллистических ракет с ядерными боеголовками. То есть – военная и политическая верхушка осознаёт, что ответный удар неотвратим, а ядерная зима не позволит выжить даже в супер-бункерах. (Что не мешает им делать деньги на гонке вооружений, и пытаться ослабить Россию и Китай экономическими методами, провоцированием оранжевых революций, и нагнетанием напряжённости в этих странах, или у их соседей, пропагандировать опосредовано свои ценности типа «демократии» через фильмы 1–3  типов, и т.д.)

Эту же позицию в недалёком прошлом мы прекрасно видели и на примере судьбы североамериканских индейцев, и аборигенов Австралии, Тасмании, Индии, Канады, и прочих колоний. «Они занимают место, где могли бы жить мы! А уж ресурсов у них – непозволительно много! Надо оттяпать!» Не говоря уж о том, что небезызвестная Маргарет Тэтчер предлагала с трибуны в открытую: разбомбить всю Россию, оставив в живых только 5–10  миллионов для обслуживания «трубы». Подающей в их пресловутый «райский сад» дармовые нефтепродукты.

Пятым типом фантастических книг и фильмов представляются те, где социальные проблемы являются сюжетообразующим элементом. Но!

Таковых в чистом виде сейчас практически не пишут и не снимают!!!

Достаточно вспомнить, например, монументальное произведение Оруэлла «1984». Где противоречия и суть западных способов мышления и отношения «элиты» к подчинённому социуму показаны максимально остро: три мировых державы ведут перманентную войну друг с другом, то заключая временные союзы, то отменяя их, лишь с одной целью: эксплуатировать народы своих стран непрерывно и почти бесплатно, содержа в «чёрном теле», как действовали в отношении рабов в своё время – римляне. И – главное! – нужно лишить людей способности к критическому мышлению и реалистичному видению ситуации. Для чего цинично и беспринципно, и так же перманентно, переписывается история. (Так, как сейчас пытаются её переписать, лишив Россию звания реального победителя во Второй Мировой, и приписав эту заслугу и славу – себе!) Сам роман написан реально – качественно, ярко, до дрожи достоверно, особенно в отношении описания сборищ, где разжигают ненависть к тем, кто «не с нами».  И вызывает «1984» действительно – страх. Перед таким будущим. И желание как-то нашу действительность изменить. Пока не стало так.

Ещё одним поистине хрестоматийным и монументальным примером такого глубокого и идейного содержания является роман О. Хаксли «О дивный новый мир!». Где общество выращенных искусственно, вне тела матери, и воспитанных и обученных в своих узких кастовых традициях, людей, фактически сразу обладают идеологией рабов. Винтиков в едином и непогрешимом механизме. И никто даже не помышляет о том, чтоб изменить свою судьбу. Поскольку – НЕ мыслит. А пользуется готовым набором вдолбленных гипнопедией штампов – типичных реакций в типичных ситуациях.

Поэтому неудивительно, что человек, воспитанный свободным, и с нормальными нравственными принципами (Индеец) просто не в силах принять эту идеологию рабства и всеобщего пофигизма, и встроиться в такой Социум. И предпочитает свести счёты с жизнью.

Беспросветность жизни без идеологии показана и в романе П. Валё «Гибель тридцать первого отдела». Собственно, его экранизировали ещё при Союзе, на одной из прибалтийских киностудий, полностью извратив главную Идею. В книге показано, как журнал, выпускаемый элитой интеллигенции в этом отделе, руководство Концерна, подмявшего под себя всю прессу страны, использует в качестве… Коррелята! О чём и как НЕ следует писать. Чтоб не вырывать народ из тенет «розового сна», в котором руководство заинтересовано чтоб этот народ пребывал. Вечно. Ну а в советском фильме говорится лишь о том, что заключение этой группки непримиримых писак-интеллигентов в замкнутом пространстве комнаты под крышей явилось «убийством» лично для них самих: конфликты, ссоры, и т.д.

Ещё показателен в этом отношении роман Р. Сильверберга «Вертикальный мир». У нас, в постсоветском пространстве, он не очень широко известен, вероятно потому, что сам автор обозначил его жанр как «эротическая антиутопия». И это действительно она и есть. А «идейна» — поскольку пытается указать путь, как решить проблему перенаселения. И на Земле людей – 70 млрд.

В огромных башнях-небоскрёбах живут, и каждый вечер – «блудят», спариваясь с первыми попавшимися женщинами, те, кому «повезло»: в мире имеются тысячи трёхкилометровых в высоту гигантских зданий-крепостей, и население каждой такой гонады насчитывает до миллиона человек. И внутренний мир организован чётко и грамотно: каждый на своём месте, каждый занят делом. (Пусть и зачастую бессмысленным, как население нижних, рабочих, этажей, где всё могли бы делать и роботы, но! «Нужно же чем-то их занять!», как говорит циничный Верховный Администратор из верхних уровней одному из своих возможных преемников.) Есть в гонадах и бюрократы, и техники, и даже клан «художников и музыкантов». В этом плане с Сильвербергом вообще мало кто может сравниться: мир, созданный и описанный им, тоже, как и у Оруэлла, до дрожи достоверен и… жизнеспособен! Ведь всех недовольных просто… Отправляют в «Спуск». Где их тела превращаются в энергию, отапливающую чудовищное здание. Но этой убыли не заметно: все начинают плодиться с 13 лет, и в семьях – по 5–8  детей.

С другой стороны, кушать что-то кроме субпродуктов, нужно и обитателям гонад-зданий. И вот один из взбунтовавшихся «винтиков» уходит из привычного Мира, а точнее – мирка, чтоб «взглянуть на природу, мир, и море». И что же он видит?

Сообщество фермеров. Мораль, религия, и жизненные установки которых выродились без должного образования до примитивных культов. Примерно таких, за которые ратовал в своё время Гитлер – поклонение духам Земли, воды, лесов, и т.п. И фермеры приносят жертвы: богам урожая, дождя, и т. д,, и проводят и другие кровавые ритуалы, жертвой которых чуть было не становится наш беглец. Однако когда он, спасённый полюбившей его женщиной, оказывается снова в своей гонаде, её руководство быстренько, без суда и следствия, отправляет его в Спуск – во избежание распространения ненужных слухов и недопущения внесения смуты и сомнений в правомочности «единственно верной» идеологии этого самого руководства.

И поскольку мы заговорили о «примитивных», или – нехристианских, религиозных установках для Мира будущего, как не вспомнить роман Ф. Ж. Фармера «Плоть». (Это мы уже переходим к Шестому типу произведений. Где пропагандируются новые типы религий. Более «подходящие» для миров будущего.)

Космонавты, вернувшиеся из длительной разведки дальнего космоса, обнаруживают на Земле совершенно выродившееся Общество. Религия – одна. Поклонение священной Матери. Богине Корлумбии. Дающей жизнь, и покровительствующей выжившему после ядерного апокалипсиса человечеству. И вот одного из космонавтов – капитана! – выбирают Главным Слугой этой богини. А это значит, что оснащённый с помощью хирургической операции – рогами, несущими заряд очень мощных половых гормонов, он должен целый год путешествовать по стране, чтоб в еженощных оргиях оплодотворять как можно большее число «избранных» — девственниц, предназначение которых состоит в том, чтоб принять семя «полубога», и родить новое, чистое и здоровое, поколение. Взамен вырождающемуся от радиации и прочих последствий апокалипсиса. И в конце «героя-оленя» должны принести в жертву! Неудивительно, что взбунтовавшийся экипаж грузится снова на свой корабль, запасясь подходящим количеством усыплённых похищенных женщин, и бежит подальше от Земли, надеясь где-то на подходящей по условиям для жизни планете возродить старое, христианское, общество.

Вообще, о творчестве Фармера стоило бы сказать отдельно: он слишком заметная фигура в фантастике 60-70-х, чтоб упомянуть его имя вскользь. И пусть у него есть и чисто «развлекалово» первого типа — романы типа «Многоярусный мир», или «Пробуждение каменного бога», но есть и монументально-идейные. Такие, как «Ночь света», где пропагандируется мысль о том, что каждый человек, в-принципе, несёт в себе и хорошее и плохое, но! В условиях одной из новооткрытых планет может и – стать Богом!!!

Или добрым Богом, Иессом, или – злым: Алгулом. И выбор, кем стать – только за самим Человеком.

К сожалению, опять-таки из-за, вероятно, ярко выраженной «эротичности», и идеи насилия, иногда даже пропагандируемого Фармером как единственный способ решения проблем Социума, эти и другие романы этого автора не получили на постсоветском пространстве широкого распространения. И мало кому известны.

К социально-религиозному направлению творчества Фармера и ещё кое-кого, вроде Р. Брэдбери, («451 по Фаренгейту») и А. Азимова, («Стальные пещеры» — отличная антиутопия, повествующая о сложностях взаимодействия землян-рабов с расой тех, кто переселился на планеты-колонии, и чья идеология сейчас не скована шорами рабства. И о нетерпимости землян к роботам, отбирающим у них работу.) примыкает, пожалуй, и скучноватая, но очень идейная повесть Хаксли «Обезьяна и сущность». Общество пост-апокалипсиса тоже – скатилось до культов секса и мракобесия. Женщины доступны только раз в году – в «Праздник Оплодотворения». И уж тут – «все спариваются со всеми»! И дико для местных устоев этой так называемой религии выглядит желание влюблённой пары жить только друг с другом. Поэтому им и приходится просто… Бежать!

А вообще заметна именно эта глобальная тенденция в западной фантастике и литературе: социально острые моменты и заведомую несправедливость общества эксплуатации человека человеком сейчас там предпочитают… Обходить! На первый план выставляя гендерные и подобные проблемы. И, конечно – экшн!

Поэтому книг и фильмов пятого и шестого типов почти не снимают.

А зря. Потому что в поделках первых четырёх типов, вроде «Бегущий в лабиринте», «Дивиргент», «Инсургент», «Сойка-пересмешница», «Путешествие к центру Земли», «Я, робот» (Содержание произведения Азимова исказили в нём так, что автор, наверное, в гробу от злости переворачивается!), и большинства романов К. Саймака, Р. Шекли, и многих, многих других, и прочих аналогичных произведений авторов меньшего масштаба, социальные проблемы зачастую затушёваны, скрыты, а на первый план выдвигается именно приключенческая, «бегательно-стрелятельная» составляющая. Разумеется, красочная и щедро оснащённая спецэффектами.

То есть, даже если в «Сойке-пересмешнице» понятно, что существующая власть – плохая, и она эксплуатирует почти рабский труд общин-«дистриктов», обитателям которых для успокоения показывают беспрерывное шоу-марафон, в котором выживает только один, сильнейший, абсолютно непонятно: чем лучше будет мир, который собираются создать повстанцы, не имеющие никакой, а не то, что – чёткой, программы гуманизации и демократизации Общества. Получается, что просто работающие люди посадят себе на шею вместо одних Хозяев – других…

Ну а в «Дивергенте» доведена до абсурда та же идея, что описана в романе «О дивный новый мир»: о том, что всё общество будущего должно быть жёстко и навсегда поделено на касты-классы.

Есть и седьмой тип фантастических произведений: это все поделки о «Хищниках», «Чужих», «Кукловодах», и прочего рода хитрозадых не-гуманоидных захватчиках Земли и землян, обосновавшись для начала в их телах, а затем и выползя наружу. Они, несомненно, тоже очень зрелищны, и пугают до дрожи. Хотя, выйдя из кинотеатра, или переключив канал по окончании фильма, потребитель такого рода поделок прекрасно осознаёт, что ничего нового не узнал, а просто… Поужасался! Отдохнул душой. (Собственно, так же, как после просмотра большинства современных детективов и боевиков: «наши победили»!)

Такая фантастика, 1, 2, 3, 4 и 7 типов, без сомнения, тоже имеет право на существование. И именно её сейчас пишут и пишут западные писатели и сценаристы, очевидно, впечатлённые и мотивированные успехом произведений фэнтези: знаменитой «Игры престолов». И цикла о Гарри Поттере: раз зрители и читатели – смотрят и читают, значит – вперёд! И стадо авторов-эпигонов, словно толпа леммингов без собственного воображения ломится по проторенным дорожкам…

Кстати: как ни крути, но знаменитый «Сталкер» Стругацких и Тарковского – тоже из «третьего» типа. Существующее положение и строй изменить никто не пытается, а речь идёт только о том, чтоб добраться до Машины, осуществляющей личное желание или мечту человека. О материальном благополучии.

Можно было бы в качестве примеров упомянуть ещё такие «канонические» книги, относящиеся к 1–4  типам, как «День триффидов» Дж. Уиндема, «Воспламеняющая взглядом» С. Кинга, «Неукротимая планета» Г. Гарриссона, «Лунная пыль» А. Кларка, фильм «Прибытие», где инопланетяне прилетели, пообщались, и… улетели, фильм о Луне и её «тайной начинке». Но – зачем?

Читатель с мало-мальски развитой способностью к анализу и сам легко теперь определит – что перед ним.

Но как итог этого очень и очень условного деления и далеко неполного обзора можно было бы заключить, что, к величайшему сожалению, основополагающие, нравственные и социально острые проблемы, ставящиеся Жизнью перед современным Социумом, такие поделки 1-4 и 7 типов даже не пытаются решать. И очень жаль, что не осталось таких Титанов Идей и творчества, как Хаксли, Оруэлл, Сильверберг, Азимов, и им подобных.

Что – печально. Но вполне – «в тренде».

Потому что как показывают социологические исследования за последние 20 лет уровень Ай Кью в среднем по миру упал на 20 же пунктов. И эта опасная тенденция сохраняется. Может, как раз потому, что современные масс-медиа и литература не дают возможности потребителю их продукции – думать? Заставляя только любоваться спецэффектами, и радоваться победам героев?

Но, может, ещё просто не настало время для новых титанов Идей?..

Вернувшим бы людям желание думать и выбирать самостоятельно?

А не просто – потреблять готовую, красочную и динамичную, но бессодержательную литературную и «кино-жвачку»…

Андрей Мансуров

 

Иллюстрации (кадры из фильма) с сайта КиноПоиск


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика