Среда, 05.02.2025
Журнал Клаузура

Роскошь, блеск и скука: театр «Савой», Стрэнд, Лондон

На полях книги Оливии Вильямс «Секретная жизнь «Савоя»

Передо мной книга «Секретная жизнь Савоя», Оливии Вильямс, рассказывающая историю известного отеля на авеню Стрэнд, в Лондоне. Я вряд ли стала бы рассказывать об этом отеле столь подробно, если бы не известный театр оперы, который там расположен, совсем небольшой, но уютный, и даже роскошный (впрочем, как многие театры Вест-Энда). Театр носит название Гилберт и Салливан, в честь своих основателей.

Местоположение гостиницы «Савой» — уникальное.  Стрэнд – одна из улиц Сити, где дома совершенно потрясающей красоты. Это центр Лондона, где высятся огромные здания, выходящие своими грандиозными окнами на реку Темзу.

Гилберт и Салливан — театральное сотрудничество викторианской эпохи либреттиста Уильяма Гилберта (1836—1911) и композитора Артура Салливана (1842—1900). В течение 25 лет, в период с 1871 по 1896 год, они создали четырнадцать комических опер, которые часто упоминаются как оперетты, среди которых наиболее известными являются, например, «Микадо».

Опера «Микадо» характеризуется ярко выраженной японской атмосферой. Известно, что к концу 1885 года в Европе и Америке оперу ставили 150 театральных компаний. В России оперу ставил молодой К.С. Станиславский на домашней сцене, сыграв главную роль Нанки-Пу.

Гилберт создал причудливые сюжеты опер, в которых всё было «шиворот-навыворот» (англ. topsyturvy). Так и назван известный фильм Topsy-Turvy, посвященный театру. Здесь каждый абсурд доводился до логического конца: феи вращались в обществе британских лордов, флирт являлся преступлением, гондольеры претендовали на монарший престол, а пираты оказывались вдруг заблудившимися аристократами. Салливан был младше Гилберта на 6 лет, внёс вклад своей музыкой, легко запоминающимися мелодиями, которые передают и юмор, и пафос.

Театр Савой стал первым общественным зданием в мире, полностью освещённым электричеством. В 1889 году Карт построил также отель «Савой», рядом с театром.

Помимо «Микадо» и других известных оперных премьер Гилберта и Салливана, в театре состоялось первое исполнение «Саломеи» Оскара Уайльда (1931) – одного из классиков английского театра, и «Неугомонного духа» Ноэла Коварда (1941), другого законодателя английского театра, тоже известного драматурга, друга актрисы Вивьен Ли.

Смерть двадцати-двухлетней актрисы Билли Карлтон, связанной с наркотиками, послужило причиной жесткой смены отношения к проблеме в Лондоне, породило проверочные рейды в Ист-Энде. Как следствие, в Вест-Энде было поставлено целых три пьесы, освещающие проблематику, с целью остановить преступность, и очистить Лондон от нечистот.

В последние годы в репертуаре театра были не только опера и мюзиклы, но также пьесы Шекспира и другие драматические произведения.

И история постройки. Около 1505 года король Англии Генрих VII планировал открыть большую для того времени больницу для бедных, нуждающихся людей, и выделил деньги, приказав ее строить.  В 1864 году пожар сжег больницу. В 1880 году Ричард Д‘Ойли Карт выкупил территорию для строительства театра «Савой», специально для постановок опер Гилберта и Салливана, которые сам продюсировал.

Главный вход в театр изначально был со стороны набережной. После того, как Карт построил отель «Савой», в 1889 году, вход в театр был перенесён на нынешнее место, во внутреннем дворе отеля, со стороны авеню Стрэнд.

На протяжении столетия, в течение которого семья управляла театром, клан Д’Ойли Карт настаивал на «максимальном внимании к обеспечению высочайшего качества».

В «Савое» были обои Уильяма Морриса, известного художника-прерафаэлита, и красные ковры. Там были гидравлические лифты, аварийная электростанция и артезианская скважина.

В отеле была собственная шоколадная мастерская, обжарочный цех, печатный станок (для тиснёных меню) и пекарня, которая производила 45 000 булочек в неделю.

Этот «город в городе» был детищем Ричарда Д’Ойли Картса, театрального импресарио, который сколотил состояние на постановке «захватывающе популярных» оперетт Гилберта и Салливана.

Он мог легко позволить себе это предприятие, поскольку только HMS «Пинафор», если добавить доходы от национальных и международных гастролей, приносил прибыль в размере 22 000 фунтов стерлингов в неделю, в пересчёте на современные деньги.

Идея заключалась в том, что «Савой» должен был поддерживать свои стандарты независимо от стоимости, — и это была выигрышная формула.

Томас Дьюар, наследник винокурни, поселился здесь и прожил 40 лет. Великий импрессионист-художник Клод Моне приезжал сюда, и здесь же написал вид из окна верхнего этажа. «Лондон был бы довольно уродлив, если бы не туман», — высказал он своё мнение. Что ж, понятно. Он был французом.

Оскар Уайльд выставлял счета на 6000 фунтов стерлингов в неделю лорду Альфреду Дугласу, и когда дело дошло до его печально известного суда, горничная из «Савоя» «подробно рассказала суду» о его пребывании и жизни.

Обычно персонал «Савоя» был сдержанным и «решительно невозмутимым».  В журнале регистрации постоянных гостей фиксировались их причуды, от предпочитаемой температуры овсянки до жёсткости матраса.

Луи Армстронгу выделили звуконепроницаемую комнату, чтобы он мог играть на трубе в постели. Мэй Уэст требовался большой гардероб, так как она приезжала на короткое время с 150 платьями и 60 парами обуви.

Компания D’Oyly Cartes хотела открыть ресторан мирового уровня, где подавали бы «в основном французскую еду в тихих комнатах, отделанных деревянными панелями». Первым шеф-поваром был Огюст Эскофье, «король шеф-поваров и повар королей», который за неделю съедал целую тонну нормандского сливочного масла для своих рецептов. Позже его уволили за «взяточничество» с поставщиками.

Но именно комментарии шеф-повара о женщинах-поварах поражают сегодня. По словам Эскофье, дамы не должны заходить на кухню, так как «они будут отвлекать молодых людей, не смогут поднять кастрюлю, а в определённое время месяца свернут майонез».

Викторианская эпоха славилась двойными стандартами, фальшью и строгими нравами. В общественных местах женщинам разрешалось находиться одним, особенно если их мужья были в мужских клубах «Пэлл-Мэлл».  «Савой» даже отправлял еду суфражисткам, заключённым в Холлоуэе. В первую волну феминизма суфражистки были весьма агрессивными, и выступали за свои права нервно и нарочито воинственно.

Во время экономического спада, последовавшего за Первой мировой войной, «Савой» парадоксальным образом процветал. Аристократам, которые покинули свои лондонские особняки и продали их, всё равно нужно было где-то останавливаться в городе. Отель был отремонтирован в стиле ар-деко и стал местом для многих розыгрышей Bright Young Things: на Рождество ресторан был покрыт искусственным снегом, в фойе приземлился маленький самолёт, махараджа был встречен слонёнком, но настоящие лебеди в фонтане погибли, отравившись химикатами, которые добавляли в воду, чтобы она стала ярко-синей.

«Светлые молодые люди» — название британского драматического фильма 2003 года, сценарий и режиссура которого принадлежат Стивену Фраю.  Сценарий, основанный на романе Ивлина Во «Мерзкая плоть» 1930 года, который представляет собой сатирический социальный комментарий о светлых молодых людях — молодых и беззаботных лондонских аристократах и представителях богемы, а также об обществе в целом в межвоенную эпоху. Эпоху, которая характеризовалась экономический спадом, эстетикой декаданса и безнадежности словно отмирающего, погибающего аристократического класса.

Во время Второй мировой войны Черчилль трижды в неделю бывал в «Савое» — проводил заседания кабинета министров в подвале, встречался с Рузвельтом и де Голлем или пил здесь портвейн.

Когда взрыв бомбы сбросил дирижёра оркестра с трибуны, все продолжили есть и разговаривать, как будто ничего не случилось. «Ни за что бы не пропустил это зрелище», — с гордостью сказал драматург Ноэл Ковард.

Подробный список с перечислением особенностей гостей начали составлять с появлением в «Савое» Ноэла Коварда, который отличался особой придирчивостью в отношении заказов.

4 июля ознаменовало важное событие, когда известный американский писатель, Фицджеральд, столь известный в Голливуде, посетит «Савой» вместе со своей супругой Зельдой, той красавицей, которая потом сгорит в алкогольном опьянении. Эталон красоты в лице четы Фицджеральдов будет ярко описан Хемингуэем в «Празднике, который всегда с тобой». Небольшая вещица «Две вины» — произведение Фицджеральда, которое зародилось в стенах «Савоя». «Савою» же будет посвящено произведение «Королевский Дворец» (1930) Арнольда Беннетта.

Именно в 30-е годы писатель Арнольд Беннетт общался с молодым, не так известным тогда автором Г. Грином, который даже волновался, ожидая их встречи на банкете в 1929 году. В своем дневнике впоследствии известный писатель Г. Грин (дипломат, выпускник Оксфорда, который будет работать с дипломатической миссией в разных странах, ссорится с СССР и мирится, меняя политические лагеря), напишет: «Я обнаружил, что я — молодой гость, и незнаком с обстановкой, даже перепуган, когда обедаю за длинными столами, поставленными под правильным углом. Все это мне кажется какой-то застывшей геометрией … Я вдруг обнаружил, что сижу рядом с Арнольдом Беннеттом, который, когда официант подал мне бокал, весьма жестко констатировал: «Серьезный писатель никогда не будет пить ликера». Грин прислушался к совету Арнольда Беннетта, и свои пристрастия поменял.

История и книга о «Савое» рассказывает нам и о том, что для таких писателей как Ивлин Во, Г. Уэллс, для режиссера Альфреда Хичкока или даже президента Эйзенхауэра в гостинице были специально приготовленные «плечики» для одежды. В общем, историй, связанных с отелем, было просто море. Тем более, что знаменитая Флит-Стрит, с редакциями тысячи различных газет и печатных компаний, помещалась совсем рядом с гостиницей и с театром.

***

Книга о «Савое» и театре дает хорошее представление о запахе и цвете той эпохи. Время между двумя войнами – время экономической разрухи в ожидании полного краха. Это и время взлета кинематографа, активного взаимодействия Великобритании и США. Постоянные перелеты Ноэла Коварда из Британии в США, перелеты Вивьен Ли, Мэрлин Монро и других актеров словно переносят нас в то время, определяя ценностные характеристики эпохи, ее аромат и зеркальную поверхность иллюзорной картины мира.

И конечно же есть определенная печать роскоши и фальши, закрепленной за той эпохой. Роскошь, которая ставит своей целью достижение материального, роскошь, которая будет потом душить на протяжении целого века миллионы людей. В постоянной погоне за этой роскошью целые поколения будут считать комфорт и богатство важной ценностью и основным драйвом машины желания. Это богато и роскошно. Это удобно и счастливо, словно будут повторять они в забытьи. И вот я листаю эту книгу о роскоши, столь красиво написанную, с портретами известных актеров, с хорошими и яркими примерами их жизни. И мне немного грустно, потому что этот ценностный фон, конечно же имеет мало общего с ощущением уюта и счастья, он давно ушел в прошлое, в те далекие 20-е и 30-е годы, оставшись ориентиром того времени, и для жизни, и для кинематографа.

Знаменитая пьеса Теннесси Уильямса «Трамвай Желаний» в общем-то об этом, на так ли? Перья и любовь героини довоенной эпохи разбиваются после Второй мировой войны о грубость неотесанного мужика (знаменитая роль Вивьен Ли и ее же второй «Оскар»). Сцена насилия, и вот ее уже ведут в сумасшедший дом, под ее же известную фразу «Я всегда доверяла себя прихоти незнакомцев!» Но это не история о жестокости простоты. Это история об ушедших идеалах довоенного времени, с романтикой «под луной», с романами и алкоголем, с безумием и наивностью, которая граничит с полной глупостью. Эпоха грез, которая пройдет, и которая будет заново выстраиваться и менять свои ориентиры, как в Европе, так и в США послевоенного времени.

Нина Щербак

Литература

William, O. The Secret Life of the Savoy and the D’Oyly Carte Family. London, 2020


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика