Новое
- Александр Николаевич Радищев, русский прозаик, поэт, философ, известнейший деятель эпохи Просвещения
- Тишина Освенцима — как приговор. А книга — как голос сквозь тишину
- Наш авангард
- «Мертвец идет»: любовь, смерть и респект. О струне Достоевского в американской культуре
- Великая сила России: Вера в Бога и верность Отечеству
- Александр Балтин. «Песни в исполнение Серёжи Парамонова». Рассказ
Вальран. Петербург. Ноль ноль
10.03.2025
7 марта в 18.00 в галерея МАТИСС КЛУБ (Санкт-Петербург, Никольская площадь. 6 — угол канала Грибоедова и Никольской площади) открывается выставка Валерия Вальрана «Зимний Петербург».
… Мы давно знакомы. Не встречались лет тридцать. То есть постоянно виделись на выставках, не рисковала подходить. Известный человек. В толпе почитателей и знаковых петербуржцев.
А сейчас эта удивительная выставка. Маленькая. В тесном помещении, явно убористом для такого обзора его работ. Мои студенты говорят: «Его полотна, как окна». Как иллюминаторы в «Солярисе» Тарковского.
Чувствуется романтика 70-х и в псевдониме и упрощении, сказала, бы 60-х годов «Ближе к правде». Безлюдные ведуты.
— Очищенные от людского сора?
Взгляд сверху. Чтобы не замечать шероховатостей, занозистых щелей, щербин, утраченных фрагментов, соринок, летящего мусора? Мои интерпретации. Так бы стала делать я, если бы…
Почему тогда не дружили – робела. Они были очень хороши, братия Виктора Григорьевича Онушкина, европейца, космополита, тогдашнего главы Института Образования Взрослых, молодые ребята, научные сотрудники, знавшие несколько языков, раскованные, свободные, насмешливые… Помнится стул Валеры в лаборатории психологии, где всегда стоял портфель и небрежно наброшенный плащ, якобы «только что вышел»…
Те времена. Как будто их и не было. Моя любимая комната на Васильевском, затенённая тополями двора, навощенный паркетный пол, пахнущий тепло и «блестяще» воском. Стол у окна. Чисто и ясно. Хотя и выпивки бывали, и похмелье, и вина от этого. Чем я тогда занималась? Ведь не писала же. Общением? Но рефлексия была слабовата. — Накоплением впечатлений.
А теперь эти картины, как запах, вдруг вовлекли меня в 70-е, очищенные и простые. Как будто там было мало предметов. Как будто обходились немногим.
Собственно, наверное, выставка об утраченном пейзаже. Но и о чем-то важном. Времени? Надежде? Вере? Чем-то она напоминает мне неосуществленные советские архитектурные проекты (фильмы о Москве, в стиле последнего «Мастера и Маргариты», «Шпион» с Козловским, «Atomic Heart»…). Еще и офорты Пиранези Le Carceri d’Invenzione, «бумажная архитектура», «техничность, пространственность, монументальность»… Фатальные, энигматичные пространства, известные с детства, но вдруг становящиеся странными, как во сне. «То да не то». Онейричность, сюрреальность происходящего не полотнах еще и из-за света, неявного, но всепроникающего, размытого, разаквареленного. Как будто он и рассеян и идет снизу, от снегов. И цвет слабеет, истончается, никнет…
Как бы то, чего нет. «Но было же было».

Валерий Вальран (Валерий Козиев, 1949, Коми АССР – Санкт-Петербург)
Живописец, график, фотограф, публицист, куратор выставок.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ