Вы здесь: Главная /
НОВОСТИ /
Спрятанные сокровища. Импрессионисты и другие коллекции. Эрмитаж
Спрятанные сокровища. Импрессионисты и другие коллекции. Эрмитаж
28.04.2025
/
Редакция
Проблематика так называемых “hidden treasures” достаточно объемна. Речь идет о коллекциях искусства, которые вывозились из стран после завоеваний. Но у каждой коллекции своя история, обобщать их мероприятие – достаточно сложное.
В издательстве «Слово» когда-то выходила книга «Культура как скандал. Из истории Эрмитажа», написанная британской журналисткой Джеральдин Норман и директором музея Михаилом Пиотровским. Об этом неоднократно писали СМИ.
Когда в 2014 году Эрмитаж отмечал свое 250-летие, необычный жест дружбы со стороны Британского музея был превращен в непростую историю. Нил Макгрегор, в то время директор Британского музея, решил, что столь грандиозное событие требует чего-то исключительного. И отправил мраморную статую речного бога Илисоса в Санкт-Петербург для временной экспозиции в течение двух месяцев.
Родом с фриза Парфенона в Афинах, датируемая V веком до нашей эры статуя (подобно шедевру из фильма «Как украсть миллион» с Одри Хепберн) была вывезена вместе с другими мраморными скульптурами британским послом в Османской империи лордом Элгином. В 1816 году Элгин продал свою коллекцию Британскому правительству за 35 тысяч фунтов стерлингов, что было значительно меньше той суммы, которую он заплатил за приобретение реликвий, и правительство подарило скульптуры Британскому музею.
С тех самых пор Греция призывает вернуть Афинам мрамор Элгина. Временное предоставление статуи Эрмитажу стало первым за два столетия случаем, когда какой-либо из мраморных предметов покидал стены музея.
Британский поэт лорд Байрон возмутился тогда не на шутку. Назвав лорда Элгина вандалом, он восклицал в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда», опубликованной в 1812 году:
Глух тот, кто прах священный не почтит
Слезами горя, словно прах любимой.
Слеп тот, кто меж обломков не грустит
О красоте, увы, невозвратимой!
О, если б гордо возгласить могли мы,
Что бережет святыни Альбион,
Что алтари его рукой хранимы.
Нет, все поправ, увозит силой он
Богов и зябких нимф под зимний небосклон.
(Перевод В. Левика)
Впрочем, подобный радикальный взгляд не всегда имеет под собой хоть какие-то основания. У Эрмитажа нет претензий, уходящих в такие далекие времена, как мраморы Элгина, но приходится сталкиваться с множеством проблем более позднего периода. Основные из них проистекают и следуют за событиями революции и Второй мировой войны. Произведения искусства, вывезенные Советской армией из Германии в 1945 году, знаменита и обсуждается до сих пор.
В последние месяцы войны и первые годы мира Советская армия вывезла из Германии около двух миллионов произведений искусства. Первоочередной целью был вывоз промышленных объектов и стратегических материалов в Советский Союз. Но художественные ценности также входили в сферу интересов специально созданной комиссии: их рассматривали в качестве компенсации за дворцы и памятники, разрушенные немецкой армией. Комитет по делам искусств советского правительства выделил для выполнения этой задачи специальные бригады, в состав которых входили искусствоведы, художники, реставраторы и другие специалисты. Вывезенные ими произведения искусства вызывают горячие споры в течение последних 70 лет.

Как пишет в своих доступных широкому читателю интервью, директор музея, М. Пиатровский, в первые постсоветские годы, когда начались жаркие дискуссии по поводу «трофейного искусства», был открыт ящик Пандоры. Речь идет, конечно, же, о произведениях искусства, принадлежавших евреям, обнаруженных в музеях Франции, Австрии и даже самой Германии. В частных коллекциях всплывали предметы из немецких музеев. Началась череда судебных дел и конференций. Последовали иски против музеев Европы и Америки с требованием возврата произведений искусства, вывезенных из Египта, Турции и многих африканских стран. Президент Франции Макрон даже поднял вопрос по поводу морального статуса одного из музеев в Париже, где выставлено искусство Африки, Азии, Океании и обеих Америк. Вопрос о культурных ценностях, «перемещенных» в ходе Второй мировой войны, уже не казался единственно животрепещущим.
Например, рисунки из Кунстхалле в Бремене. Рисунки были найдены в тайнике за стеной в замке Карнцов, к северу от Берлина. После того как сломали стену, молодой советский офицер Виктор Балдин подобрал около 300 рисунков в подвале, где они валялись. Балдин распознал знаменитые работы Дюрера, Рембрандта, Ван Дейка, Ван Гога и других мастеров. После войны он передал свою находку Музею архитектуры имени А. В. Щусева в Москве, директором которого стал в 1963 году. В начале 1960-х годов рисунки были отправлены в Эрмитаж для экспертной каталогизации в условиях строжайшей секретности. Жемчужиной коллекции считался рисунок Дюрера с изображением городского пейзажа, существующего до сих пор.
В какой-то момент Эрмитаж получил разрешение правительства на показ произведений искусства из частных коллекций, которые все еще оставались в спецхране. Это картины импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Отто Кребса, Отто Герстенберга и Бернарда Келера, и среди них — шедевр Дега «Площадь Согласия».
Все трофейные произведения искусства являются собственностью России, при этом исключения сделаны для жертв нацизма и религиозных учреждений. Закон, таким образом, содержал более количество исключений для владельцев, не замаравших себя связями с нацистами.

Когда-то знаменитый Шлиман, обнаруживший сокровища Трои, передал в дар российским музеям некоторые из своих находок, и они были собраны для выставки под названием «Шлиман —Петербург — Троя». Находки Шлимана (так называемое «золото Шлимана) во многом можно сопоставить с общей тенденцией XX века, когда, например, англичанами впервые были вскрыты гробницы Тутанхамона в Египте. Поиск сокровищ прошлого – не сиюминутный вопрос для обсуждения. Он требует вдумчивости.
26 ноября 1922 года англичанин Говард Картер со свечой в руке всматривался в темному гробницы Тутанхамона, усыпальницу фараона Древнего Египта. Событие потом привлечет внимание прессы и обрастет мифами и легендами. Например, весь мир узнает о «проклятье Тутанхамона». И даже я, много лет спустя, буду ни раз встречать друзей тех археологов, которые были на месте экскавации, и даже лицезреть слепки украшений, найденных в захоронениях, которые археологи дарили своим знакомым девушкам (англичане рассказывали, как это девушки хвастались находками, потрясая приятно облегающие запястья в украшениях).
Вскрытие гробницы Тутанхамона было, действительно, и знаменательное событие, и событие, которое привлекло к себе много мифологических и даже энергетических таинственных событий.
В 2019 году состоялась выставка одного шедевра — «Виктории Кальватоне», статуи богини в легком одеянии. Этот редкий образец древнеримской бронзы, сохранившей позолоту, случайно выкопали рабочие фермы на севере Италии в 1836 году. Тогда нашлись три части: голова, торс и сфера. В сочетании они образовывали грациозную богиню, парящую над земным шаром. Надпись на шаре отсылает к победе римлян над варварами и может быть датирована 161–169 годами. Профессор Густав Вааген, директор Берлинского музея в 1832 году, купил ее в Италии в начале 1840-х годов. Его реставраторы радикально изменили внешний вид статуи. Ей восстановили не только руки и другие части тела, но и приделали позолоченные бронзовые крылья внушительных размеров. «Вылеченная» богиня провела следующие 100 лет в Берлине, где величественно царствовала на мосту между Старым и Новым музеями.
По словам Михаила Пиотровского реституция оказывает существенное влияние на культурную историю. Джеймс Шмидт, хранитель картинной галереи Эрмитажа, начал свою заметку о Кассельской коллекции в 1918 году словами о том, что, если мы начнем отдавать предметы искусства, тогда сокровища Стокгольмского музея должны быть немедленно возвращены в Прагу, и так до бесконечности. В этом смысле, единственно правильного ответа на эти вопросы не существует.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ