Суббота, 21.06.2025
Журнал Клаузура

«35 лет коллекции музея». Выставка в музее современных искусств имени С. Дягилева (СПбГУ)

Несколько дней назад в музее современных искусств имени Дягилева принимали дорогих гостей и весело праздновали 35 лет основания Дягилевского центра искусств, а соответственно и его коллекции, которую с любовью собирала Татьяна Семеновна Юрьева, подарившая ее СПбГУ.

Интервью с Екатериной Денисовой-Станюкович, заведующей музеем современных искусств имени Дягилева СПбГУ, куратором выставки «35 лет коллекции музея»

Здесь представлены экспонаты из собрания СПбГУ, самый ранний относится к 1962 году, а поздние – 2025. Мы постарались представить основные тенденции собрания. Первый этап – это 2009 год, когда была музеефицирована коллекция, включающая более 200 произведений русского и зарубежного искусства, в основном ленинградского нонконформизма, подаренная профессором СПбГУ Татьяной Семеновной Юрьевой, тогда эти предметы вошли в состав коллекций университета официально. И здесь, на выставке чуть больше половины представленного состоит из того, что поступило в 2009 — художники, которые прославили ленинградскую школу в 80-90-е годы.

— Какие картины?

— Наше собрание значительно больше. На выставке — работы более 40 художников, каждый из которых представлен одним произведением, репрезентированы основные направления и школы. Есть художники, которые были связаны с арт-центром Пушкинская-10, входили в разные художественные объединения (школа Сидлина, стрелиговцы, «Петербург», СПАСИ, ТЭИИ), есть мастера, которые работали независимо, такие как Евгений Ухналев, который был художником Государственного Эрмитажа, автором современных орденов и Государственного герба России, великолепный график. Есть живопись, книжные иллюстрации, фотографии и скульптуры более позднего периода — то, что поступило в последние годы.

— Яркие картины здесь очень!

— В центре — картина Заславского «Пять углов», узнаваемый мотив. Рядом с ним коллаж Владимира Воинова, изобретателя методики коллажирования, связанного с понятием память. Память о жителях города, о Серебряном веке. Работая в музее, он, искусствовед, собирал бытовые предметы, которые утратили свою функцию и не могли быть музеефицированы. Это могли быть обрывки газет, разбитая посуда, то, что хранит память о Петербурге. О деятельности петербуржцев. «Силуэт пролетариата» — яркая работа. Мы видим с одной стороны — графику, а с другой стороны – черно-белая и цветная фотография. Часть фотографии из проекта времени пандемии – «Уединение».

— На выставке — богемная атмосфера. Русский театральный деятель Сергей Дягилев? Или это посетители? Почему?

— Представлены вещи, которые охватывают разные периоды развития. Ранняя работа – ей более 60 лет. При таком диапазоне – сюда приходит настоящая петербургская публика, из-за состава предметов.  Есть даже немного цифрового искусства.

— Дягилев и Философов?

— Это его двоюродный брат. Сначала они были в Париже, вместе учились на юристов в Санкт-Петербургском университете. Дягилев уезжал заграницу, брал даже справку, что он вынужден там пребывать, учился параллельно с Александром Бенуа, здесь, на юридическом факультете в Петербурге. Уезжал, приезжал.

— Дягилев распространял русскую культуру заграницей?

— Сначала он создал журнал «Мир искусства», побывав во Франции и Германии. Потом он приходит к новому этапу. Интересуется скандинавскими художниками. Хочет их представить в России. А потом новый этап. Вывозит русский круг. Начинает с живописи. Хочет создать музей современного искусства, делает исторические выставки. Он для нас – прото-куратор.

Интервью с художником Алексеем Смирновым

— Расскажите о себе.

— Работаю в авторской технике, делаю эксклюзивные картины.

Что это за выставка, какие работы представлены?

— Разные работы. Дягилев. Дягилевские сезоны. Франция, «Петрушка». Русский балет, Франция. Это все выполнено в объемной, абстрактной технике. Мне было интересно посмотреть, что здесь собрано на тему Дягилева.

— Вы могли бы прокомментировать работы или полотна?

— Я знаю Заславского, работу «Пять углов», Вячеслава Михайлова, его работы прекрасные. Много работ собрано значимых, людям будет очень интересно увидеть, если кто-то не знаком с петербургским искусством. Я знаю этих людей лично.

— Расскажите что-нибудь, что важно для людей донести?

— Я художник, я могу донести только так. У меня свои картины, выполненные в авторской технике. Началось это спонтанно, 8 лет назад, я взял в руки масло и стал писать маслом.

— Вы учились рисовать?

— Я нигде не учился. Акрилом, пастелью, темпера сложнее выразиться. Мы с моим другом сделали авторскую объемную технику. Дягилевские сезоны… Как занавес. Создано это было просто так, нигде не учась. Была первая выставка, обо мне узнал Валентин Алексеевич Носкин, были выставки персональные на Невском, у Шемякина я выставлялся. В пандемию начал заниматься графикой. А что завтра будет, я не знаю…

  

Музей благодарен создателям и участникам Дягилевского центра, художникам и дарителям, коллегам и студентам — всем друзьям музея, которых мы всегда очень рады видеть в Голубом зале на Шмидта и на других проектах.

Нина Щербак


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика