Вторник, 02.12.2025
Журнал Клаузура

Духовный мир будущего: с Богом или против него

13 ноября 2025 года The Economist (Великобритания) выдал свой очередной годовой прогноз, касающийся уже приближающегося 2026 года. В нём определены 10 тенденций, на которые, по мнению аналитиков этого издания, «стоит обратить внимание» в предстоящем году. На седьмом месте в прогнозе обозначены «страсти по искусственному интеллекту». Отмечая «безудержные расходы», затрачиваемые в США на инфраструктуру ИИ, авторы исследования приходят к выводу, что данная технология «имеет реальную ценность».

Сосредоточив внимание на экономической стороне вопроса, аналитики предупреждают, что «тревога» из-за влияния ИИ на рабочие места «будет лишь усиливаться». В частности, это коснётся в первую очередь выпускников вузов. Однако, судя по словам «страсти», «тревога», «усиление», аналитики «Экономиста» вполне отдают себе отчёт в том, что проблема ИИ не ограничится исключительно экономикой, а, всё более разрастаясь, захватит и другие сферы человеческой деятельности. Отсюда намёки на ажиотаж, беспокойство и смутные (пока!) опасения, всё более охватывающие исследовательское сообщество.

Нельзя сказать, что всех этих тревог и опасений из-за побочных явлений стремительно разрастающегося научно-технического прогресса не было раньше. Фантасты Жюль Верн (1828-1905), Герберт Уэллс (1866-1946), Александр Беляев (1884-1942) и другие, демонстрируя в своих провидческих художественных произведениях потрясающие возможности человеческого гения, одновременно отмечали разного рода «нюансы» и отклонения, способные не только испортить жизнь отдельных людей, но и поставить человечество на грань его существования.

С открытием физиками феноменальных энергетических явлений, происходящих при распаде атомного ядра в радиоактивных элементах, эти тревоги стократно усилились и превратились в хроническое ожидание неминуемой катастрофы. И это при том, что «мирный атом» всё прочнее входит в жизнь людей, щедро даря нам свет, тепло и многое другое. Баланс полезности этого открытия со временем будет только возрастать, в то время как дамоклов меч ядерного оружия будет продолжать висеть над нашей головой, угрожая в любой момент сорваться и разрушить мир из-за бытовых неурядиц и политических амбиций.

С искусственным интеллектом происходит вроде бы нечто похожее, но ещё более озадачивающее. Его появление вполне сопоставимо с масштабной революцией в самом научно-техническом процессе, революционном в своём существе. Электронно-вычислительные машины (ЭВМ), созданные в военных условиях 1940-х годов, были первоначально предназначены исключительно для облегчения способов и методов расчётов с помощью технических средств. Однако, стремительно модифицируясь, они в 1980-е годы стали вторгаться в другие сферы, по-имперски захватывая всё информационное пространство, создавая базы данных и совершенствуя управление ими.

Плюсы использования ИИ в современных условиях вполне очевидны. Он до предела упростил оперирование громадными массами данных, и трудоёмкие процессы разного рода подсчётов, расчётов и перерасчётов, длившиеся раньше месяцами, сегодня решаются в считанные минуты путём нажатия соответствующих кнопок. Мировая сеть Интернета, доступная сегодня любому ребёнку, в мгновение ока выдаёт любую информацию, ранее являвшуюся привилегией элит или узких специалистов. Политики, банкиры и бизнесмены получили в свои руки инструменты для реализации любых масштабных замыслов. Творческая элита тоже не осталась в накладе, обретя легкодоступный подсобный материал для своих бессмертных шедевров.

Короче, какую сферу деятельности человека ни возьми, везде ИИ либо уже стал незаменимым помощником человека, либо готов предоставить ему такую возможность в ближайшем будущем. Однако тысячелетний народный здравый смысл упорно твердит, что ничто в мире «не даётся даром», что за всё надо платить и что всё имеет свою оборотную сторону. И он, как всегда, прав. Даже в перечисленных плюсах, если к ним внимательно присмотреться, обнаружатся серьёзные минусы. Оказывается, что рассчитать можно не только добрые дела, но и всякого рода подлянки; что Интернетом тоже кто-то управляет, причём в сугубо личных интересах; что в руках политиков «рядовой» гражданин с помощью сети превращается в пешку; что созданные с помощью ИИ шедевры, давая пищу уму, совсем не трогают душу.

Но у ИИ есть и минусы, совсем лишённые плюсов в общечеловеческом понимании. В первую очередь это касается военной сферы. СВО стала своего рода битвой искусственных интеллектов России и Запада, используемых, по сути, во всех видах современного оружия – от самонаводящихся снарядов до космических спутников, работающих в интересах сражающихся сторон. Дроны, несущие боевые заряды и напичканные сложнейшей техникой интеллектуального характера, превратились в основной вид оружия.

Более того, спустя 23 года после принятия в США по инициативе Рональда Рейгана (1911-2004) Стратегической оборонной инициативы (СОИ), получившей название «Звёздные войны», в Америке вновь заговорили о потенциальном превращении космоса в поле битвы. Однако, если раньше Штаты вкладывали в это понятие смысл создания непробиваемого защитного «купола», то ныне речь идёт уже о выведении в космическое пространство наступательного оружия, способного не только сбивать чужие спутники, но и угрожать стратегическим объектам на земле.

Сумасшествие, связанное с использованием ИИ в разрушительных целях, вовсе не ограничивается сугубо военной сферой, но плавно перетекает в социальную, культурную и духовную плоскости, всё больше распространяясь и приобретая характер своего рода психической пандемии. Английские учёные, клинически проанализировавшие в июне 2025 года влияние ИИ на человеческое сознание, бьют тревогу в связи с тем, что в процессе «искусственного общения» в форме чат-ботов у всех(!) пациентов наблюдалось развитие параноидального мышления и укрепление ложных убеждений. По их словам, это был бред, «какого мы раньше не видели».

Об опасности вторжения ИИ в культурную сферу говорят результаты опроса, опубликованные 12 ноября 2025 года в CBS News (США). Их анализ свидетельствует о том, что 97 процентов опрошенных американцев не смогли распознать созданную искусственным интеллектом музыку. С одной стороны, это говорит о соответствующем уровне культурного развития основной массы населения США: ведь 3 процента всё же смогли распознать настоящую музыку. Но, с другой стороны, это показывает и широкие возможности использования ИИ в манипулировании массовым общественным сознанием.

Разумеется, это лишь отдельные штрихи в общей картине потенциального воздействия ИИ на разные стороны человеческой деятельности и человеческого сознания. Но уже они не могут не наводить на серьёзные размышления, особенно на фоне всеобщих дифирамбов ИИ не только на Западе, но и в нашей собственной стране. Усилия Запада, прежде всего США, по превращению ИИ в культовое явление вполне понятны, ибо внедрение форм «искусственного общения» вполне соответствуют доктрине «глубинного государства» — разделяй и властвуй, сформулированной на заре Нововременья Никколо Макиавелли (1469-1527).

Американский медиамагнат Марк Цукерберг (1984 г.р.) продаёт сегодня генеративный ИИ не только ради высоких прибылей. С помощью чат-ботов, сформированных на основе ИИ, индивидууму, прежде всего молодому поколению людей, предлагается заменить живое общение со сложными реальными людьми доверительными контактами с механическими имитаторами, настроенными на психотип именно этого человека и дающими «разумные» советы, устраивающие именно этого человека. Тем самым субъект полностью изолируется не только от общества, но и от обязанности думать своей головой.

Всё больше уходя от близкой к признанию реалий первой части гегелевского догмата («всё действительное разумно»), Запад возводит в абсолют идеалистическую вторую его часть – «всё разумное действительно». Искусственный интеллект в качестве материализованного «разума» весьма кстати пришёл на помощь интеллектуальной западной элите в формировании ею параллельного мира – мира иллюзий, мира навязываемых идей. При этом ИИ предназначается роль не только управленца-«бурмистра», но и всевластного Господина — фетишизированного Бога плебеев. Получается парадокс: в духовную сферу «цивилизованного» западного общества возвращаются обновлённые идолы варварского язычества.

Эта тенденция духовного выхолащивания западного человека сегодня становится всё заметнее и вызывает тревогу у мыслящей общественности. 19 октября 2025 года Le Journal du Dimanche (Франция) опубликовал статью Эрика Земмура под заглавием «Франция без христианства – это уже не Франция».

«Универсалистская тенденция, — отмечает автор, — завела нас слишком далеко, теперь она угрожает самой христианской цивилизации, из которой вышла».

Эти сущностные сдвиги, характерные для Франции и Европы, ныне становятся опасными для всего человечества.

Что касается собственно ИИ, то сегодня бесполезно, бессмысленно и далеко небезопасно призывать человечество к отказу от технического прогресса и хоронить это новоявленное его детище. Процесс, как говорил «святой» Горби, «пошёл», и уже никому не удастся его остановить. Ибо в этом случае произошло бы то, что с «зелёной» повесткой: промышленное производство на Западе рухнуло, а до цели всё так же далеко. ИИ уже вошёл в нашу жизнь, и задача человечества заключается не в том, чтобы отказаться от него, а в том, чтобы, с одной стороны, минимизировать его отрицательные свойства, а с другой – максимизировать потенциал его позитивизма.

Для России сейчас важно в плане использования ИИ «отделить зёрна от плевел». В соответствующей притче Иисус Христос (Матфей. 13. 24-30) говорит о человеке, посеявшем «доброе семя», и о его враге, тайно разбросавшем по полю семена «плевел» (сорняков). Спаситель советует дождаться времени «жатвы» и уже тогда собрать все плевелы и сжечь их, а пшеницу убрать в житницу. Применительно к ИИ речь, по-видимому, должна идти о раскрытии и конечном определении потенциала его возможностей с тем, чтобы, максимально используя его на благо человека, бдительно пресекать любые попытки применить его во зло.

В упрощённом варианте в нашем будущем отношении к ИИ всё сводится к тому, чтобы рассматривать его как надёжного помощника человека, ни в коем случае не допуская даже малейших поползновений его самого или его «модераторов» на превращение ИИ в оруэлловского Большого Брата с его маниакальной идеей утверждения мирового тоталитаризма путём террора «полиции мыслей» в искоренении «мыслепреступлений». Вполне понятно, что, если это произойдёт, то сфера, подконтрольная ИИ, станет, по сути, лагерной зоной, а гигантские человеческие массы превратятся в лучшем случае в подневольных рабов, а в худшем – в зомби.

Что касается ИИ и веры в Бога, то здесь всё должно быть чётко и строго разграничено по принципу «кесарю – кесарево, а Богу — Богово». Кесарево в нашем случае – это использование ИИ в сугубо практической сфере, имея в виду прежде всего промышленность и экономику в целом. Но уже в политике на первый план должен выходить человек, мыслящий и поступающий по-человечески. Ещё больше должно быть живого человека в социальной сфере и культуре. Вход же в духовный мир человека искусственному интеллекту должен быть полностью воспрещён. Даже приближаться к этому заповеднику ИИ недопустимо.

Запад сейчас должен определить свою позицию в отношении Бога окончательно и бесповоротно. Учитывая метаморфозы западного общества с идеей «секуляризации», всё больше отдаляющей западное общество от Бога, призывы Эрика Земмура о «пробуждении» могут остаться гласом вопиющего в пустыни. Судя по безумству русофобии, достигшей своего пика после начала СВО, Запад всё более загоняет себя в тупиковый лабиринт, выбраться из которого смогут лишь отдельные личности, но не общество в целом, которое сегодня напоминает гигантскую безвольную толпу, уподобленную стаду.

Одновременно с Западом определиться с Богом должен и весь мир, причём каждая страна, каждый народ и каждый человек в отдельности. Что касается России, то она без Бога существовать просто не в состоянии. Наш эксперимент с безбожием, весьма важный сам по себе, завершился полным распадом великой державы и духовным личностным катаклизмом её граждан, многие из которых полностью утратили не только совесть, но и человеческий облик. Сохранившиеся корни веры ныне пошли в рост и набирают новую силу. Эти ростки нам надо холить и беречь как зеницу ока. Ибо именно в них наша будущность и наше спасение.

Духовный мир будущего в здравомысленном плане представляется миром нарастающей ответственности как отдельной личности, так и общества в целом. Причём ответственности всеобщей и всесторонней – перед Богом, небом, землёй, страной, народом. И каждого человека — перед самим собой. Антитеза, обозначенная в заголовке, в здравомысленном ключе определяется весьма просто. Тот, кто ответственен перед окружающим миром и самим собой, кто вполне осознаёт свой долг перед всем сущим и поступает надлежащим образом, он, несомненно, остаётся с Богом. Те же, кто живут бесчестно и совершают безответственные поступки, сея раздор и хаос, они, естественно, выступают против Бога, будучи пособниками Дьявола.

Это не прогноз и не пророчество, это – сущая правда. Та самая Русская правда, которая тысячу лет назад была сформулирована Ярославом Мудрым в качестве Закона персональной ответственности каждого за свои проступки и которая ныне превращается во всеобщий и всеобъемлющий Закон человечности, ответственное соблюдение которого только и может продлить существование человечества и спасти мир от разрушения.

Поря понять, что иного нам просто не дано!

Александр Афанасьев

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Электронное периодическое издание "Клаузура".

Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011

Связь

Главный редактор -
Плынов Дмитрий Геннадиевич

e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика