Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Виктор Брусницин. «Музыка и компьютер».

 Мы живем в эпоху стремительного прогресса, технические достижения не только отменяют ручной труд, но и облегчают, а иногда и видоизменяют творческие профессии.  Еще недавно казалось, что сочинение музыки требует, как минимум, кропотливого обучения — неизменно к создателям произведений присовокуплялось понятие талант, выдающиеся способности. Проехали. Сейчас освоить сочинение способен практически каждый, не имевший близости с медведем. И прекрасно, ибо нет ничего интересней, а пожалуй, и азартней творчества. Однако останавливает ищущего тот факт, что слишком узко пространство успеха, и врожденные понятия о трудности постижения и продвижения сдавливают подспудные желания. А мечты, стремление к успеху для человека берущегося творить — штука незыблемая и, собственно, мотивирующая.

Однако все чаще наблюдаем мы примеры, когда вспархивают на вершины не замеченные в талантах пушинки. И возможно, в этом есть некая справедливость, ибо, если вдуматься, не так уж важно, действительно ли достойно распределены ступени иерархии, а куда как верней, чтоб любой человек — стремился. Современная картина как раз и вносит дрожь стремления. И благо. Попытаемся и мы внести лепту, снять наваждения предыдущей практики. И может, откроется восхитительная и, поверьте, вполне доступная возможность не только созидания музыки, но и достижения успеха.

Собственно, и попробуем сходу изобразить, тем самым, приблизив вожделение, прагматический эскиз самой идеологии освоения процесса.

Мы живем в эпоху шоу-бизнеса, и музыка здесь идет как товар. Главный момент, стало быть — видеть интерес потребителя. Считают, что основной потребитель — подросток, отсюда и всмотримся в эту группу.

Подростка, как социальный тип, достаточно характеризуют такие факторы. Первый — подросток склонен к коллективному поведению и мировоззрению, он зависим от массы, от ценностей ее. Второй — с созреванием организма и процессом самореализации подросток требует изменения внешней среды. То, что построено на изменении и способно формировать вкусы массы, называется модой. Третий — физиологическое развитие подростка опережает умственное и отсюда он стремится к наслаждениям телесным. Мода в своей основе — явление, направленное на физиологическое удовольствие.

Что становится модным, как диктуется мода? По-разному. Скажем, сейчас подросток свободен в выборе приоритетов. Западная идеология, воспринимаемая главным образом через фильмы, проповедует сугубо примитивный, физиологический, отвечающий запросам именно подростка образ жизни. Отсюда все западное для него становится устойчиво модным. В одежде модное ищут в отказе от сиюминутного, привычного и возвращении к уже пройденному, но подзабытому, либо в изобретении качественно новых атрибутов, скажем, тканей. Непременно модной становится новая техника, адаптированная к насущным потребностям. Компьютер, например.

Теперь конкретно о музыке. Ничто, конечно, как музыка, сообща, так не воспаляет девушек и юношей, нет ничего более адекватного усредненному физиологическому активу молодого организма. Но какая именно музыка становится модной? Какие факторы созидают так называемую рецептуальную активность (восприимчивость) музыкального продукта?

 Соблюдаются общие закономерности. Устойчиво модной остается музыка с ярко выраженной ритмической составляющей, ибо именно она придает насыщенную энергетику, возбуждает мускульный тонус. Здесь аналогия с устойчивой модой на все западное — в деле физиологические приоритеты. Формирование музыкальной моды исходящее из потребности к изменениям — аналогично с модой на одежду. Спиральный характер с одной стороны. Власть рэпа сейчас — в принципе то же самое, что приход тяжелого металла в свое время: по сути — отказ от мелодичности. Изобретение качественно нового — с другой: живой звук вытесняется электронным, далее синтезированным… Ищется технически новое: идет экспансия оцифрованного звука.

Имеется отдельный фактор, который непосредственно вытекает из коллективного сознания подростка. Его иногда называют идеологическим аспектом и озвучивают фразой «ты такой же, как я».

Это основы осмысления истоков потребительского интереса. Теперь осмелимся порассуждать о вероятных принципах расчета элементов, которые совокупно угодят спросу.

Наиболее сложным и любопытным представляется идеологический аспект моды. Ты такой же, как я. Вообще, для данного возраста этот тезис — порядочная мотивация, призыв к действию и дальше деятельности. Критики по музыке полагают, что подросток наиболее ловко ловится именно на формуле «я могу тоже». Если довериться музыковедам, то в основе хита лежит принцип безыскусности, доступности. Говорят так: в мелодическом, ритмическом, стилевом отношении вещь должна быть понятна, близка, говоря проще — узнаваема, как бы уже где-то слышана. Песня должна волновать, но не удивлять.

Любопытная штука. Многие сходятся на том, что неплохо, когда вокал — не выдающийся, ибо именно вокал наиболее чувствительно отражает «я могу тоже». Но при этом хороша современная обработка. Самый прямой пример — «Ласковый май». Считается, что они первые использовали идеологический принцип шоу-бизнеса. Непритязательный вокал и предельно конформистский саунд «Ласкового мая», разумеется, обрамленные дивным адаптированным к рекламе имиджем вскрыли психологический код советского подростка. Как раз о преимуществе сносного и не более вокала говорят, упоминая мальчиковые и девчачьи бэнды, ибо здесь вокал именно нивелируется, обезличивается. Укладывается в эту схему и рэп.

Говоря о текстах, критики отталкиваются от общего представления, что восприятия русского и западного человека различаются. Считается, что текст в западной музыке, преобладающе несет не смысловую, а тематическую нагрузку, подчеркивая или обусловливая интонацию вещи. Для западного потребителя вокал содержит сугубо функцию инструмента, а сама речь является частью аранжировки.  Этому сопутствует то, что английский язык, в отличие от русского, фонетически четко ложится в ритмический строй современной легкой музыки. Вообще, русский гражданин более страстен до текста. Что же касается подростка, то, ситуация аналогична западной. Отсюда всего лишь оговорим: забористый текст — штука желательная. Здесь расчет известный — мутная вода кажется глубже.

Очень не простой момент — уловить составляющую моды, которая диктуется потребностью к переменам. Любой профессионал знает, что изобрести принципиально новое в музыке невозможно — все мелодические фигуры, которые воспринимаются как гармония, известны. Остальное — какофония. Угадывать стили, обращаться к спиралевидному движению моды — это вопрос удачи. Мы — о расчете. Русскому человеку рассчитывать можно только на душу. Делаем то, что принимает душа. Но поскольку мы обязаны учитывать моду, существует вполне доступный путь — добиваемся нового, необычного звучания вещи, ищем свой так называемый продюсерский саунд. Сейчас преимущественно это делают с помощью синтезированных звуков. Вообще-то, говорить о новом, необычном, пожалуй, довольно претенциозно. Применим слово нюанс. Теперь часто говорят, что в современном насыщенном и информированном мире господствует нюанс.

Даже эти довольно размытые очертания потребительского интереса и способов удовлетворения его позволяют соблюдать основные стандарты продажной способности товара. Стандарты эти обеспечивают силовой ритм, посредственный вокал и продвинутый саунд. И, разумеется, нюанс.

Пожалуйста, скромный комп способен покрыть всю вышеизложенную науку с вполне достойным качеством. (Как ориентир —  первый альбом, с применением сэмплов, то есть, для аранжировки используя готовый, качественный звук, авторы изладили на 166м пентиуме с 4мя ГБ на жестком и 32мя МБ оперативной памяти. Главное — достаточно приспособленная звуковая карта) Собственно, только компьютер — никто иной не осилит перечисленные выше потребности.

Для неискушенных — сэмпл (шаблон) это звуковая порция аналогового (живого) звука любого мыслимого и немыслимого инструмента или голоса, которую путем склейки можно превратить в партию. Таким образом вы сумеете соорудить партии множества инструментов, чтобы изладить угодную вашему воображению и слуху мелодию и аранжировку. Есть иной путь, компьютер тот же синтезатор — вы можете наиграть эти партии, и для этого совершенно не нужна музыкальная грамота; компьютер научит вас, как путем рисования выбранного на слух звука, ловко составить музыкальное произведение. Более того, вы сами способны синтезировать звуки еще неизвестные природе. Современные редакторские программы изощрены и нашпигованы разными опциями настолько, что украсят и отшлифуют любой голос. Мало этого, они позволят подтянуть фальшиво взятую ноту до нужного тона. Поковырявшись компьютером в вашем вокале, вы почувствуете себя, по меньшей мере, Борей Моисеевым. Словом, примитивный по современным меркам компьютер позволит иметь домашнюю музыкальную студию и без особых усилий овладеть навыками композитора, певца, звукорежиссера.

Все это, однако, техническая сторона и для здоровья головы не суть. Вот проблема — компьютер сделал свое дело, но сие отнюдь не означает, что «до звезды нам подать рукой». Тернии колючи и цепки. Сложившаяся монополия производителей, формирующая спрос и диктующая цену, создала ситуацию, которая раскрывается незримой надписью на дверях влиятельных продюсерских центров — приходи кто угодно, но имей за спиной бюджет. Либо — ты должен чем-то понравиться. А относительно «чем-то» советы слишком каверзны.

Короче, мы не попадаем?.. Не будем отчаиваться и все-таки вспомним о потребителе. При всей власти монополиста бедолага—обыватель уже тем хорош, что имеет потенциал вкуса, и тем, что ему есть с чем сравнить — к счастью, начальство не может лишить нас западного стандарта. И сравнивая, потребитель подсознательно готов избавиться от власти монополиста. Тут и торжествует компьютер, ибо он — дитя прогресса. А сей дядя столь ушлый, что попирает власть самого монополиста. Стремительное совершенствование компьютера созидает грандиозную вещь — он уравнивает бедного и богатого. Качество перестает быть достоянием узкого круга. Мало того, видеоряд клипа из недоступного монстра, превращается в подручное средство — уж МТV пускает в оборот скроенные кустарно образцы. Монополист вынужден опасливо оглядываться на настырную поросль, менять мышление — с прищуром поглядывать на интересы потребителя и привлекать в орудия добычи не плоть, а умение. Наконец и главенствующее — его величество ИНТЕРНЕТ. Размещайте: Коля Воронов, Петр Налич. Смысл прост — кто не успел, тот закусывает чипсом.

Естественно, пугает сам процесс созидания. Однако не будем забывать, что речь идет сугубо о подростковом восприятии (чем старше возраст, тем сильней развивается склонность воспринимать тексты, мелодичность, вокал и соло инструмента, всю композицию, наконец, более придирчиво). Искусство становится все более техноизированным. Отчетливо провозглашает это кино. Дэвид Линч при всей гениальности не способен колебать адекватно Аватару и — перечень. Степень потрясения гражданина заложена в оснащенности и насыщенности эффектами у оплаченной субстанции. Соразмерно — в музыке. Раскупорить эмоциональные сусеки покупателя призван производитель наиболее овладевший прибамбасом. Искусство отныне — симбиоз технического и всего остального.

Впрочем, все вышесказанное — записки на полях. Суть, конечно, в следующем. Вы присаживаетесь к дружку и пошло творчество. Любой мало-мальски играющий на гитаре знает, какое наслаждение доставляет простое звукоизвлечение. Начинают двигаться обертоны; ритмические нюансы, элементарная синкопа заставляют трепетать нерв  — «струнами сердца играют ангелы». А представьте, когда в композиции, допустим, восемь треков, и можно терзать каждый и вширь и вдоль — наслаждение смертельное. Вспомните, с каким упоением порой исполняете вы чужую песню! А если она ваша?! «Песня — кратчайший путь познать, что у человека есть душа». Уверяем (ссылка на кадастр авторитетов), восторг созидания в одиночку практически равен эмоциям при концертном выступлении.

При этом даже дерзкого здесь нет. Один из приблизительных методов сочинения таков. Перебираются произвольные звуки, — вдруг возникает гармония, ее подсказывает эмоция. Это может быть реминисценция, может, угадавшая на момент музыкальная фигура. Возникла тема. Далее перебираются варианты отрезков, которые отражают тему или углубляют выбранную интонацию, чтоб придать композиции законченность. Точно так же производится аранжировка — вставляется произвольный звук, организм показывает, насколько это подходит. Именно в этом состоит процесс творчества. Сочинение — это выбор, сделанный телом. Удачен выбор, угадаешь ты или нет — неизвестно, покажет будущее. Верь в свою эмоцию!.. Это у нас считается, что гений Битлз перевернул мир, а в Англии знают, такую же музыку в то время играли многие (известно, что любой переворот возможен, если к нему подготовлена, его требует масса). Битлз не перевернули мир, они, скажем так, провозгласили переворот. На них — выпало.

Не бойтесь авторитетов, не подстраивайтесь под них. Авторитет — это не более, чем способ заработать деньги (власти на самом деле он не имеет, «власть олицетворяет толпа»). Есть молодость и задор, а это единственное, что не купишь, и потому — самое дорогое. Молодость ценна настолько, что не стоит разбазаривания ее. Сидеть, уткнувшись в монитор, и убивать бедолаг монстров? — пф!.. Будут иметь ваши занятия материальный выход, обретете вы успех? С этим к богу (да и к нему, говорят, теперь только при зелени). Разочарования получите? — не сомневайтесь. Терзания — безоговорочно. Но и наслаждения. И здесь никакой наркотик не конкурент. Азарт любой игрушки — пыль, в сравнении с пляской собственного гения. Изладим краковяк души, ребята — струнами сердца играем мы.


комментария 3

  1. Алма Баян

    Захотелось еще добавить…Не все то Творчество — что находит отклик у большинства. Отделять зерна от плевел — удел меньшинства с «культурными» навыками… Или они или время классифицирует сонм новых продуктов — разложит по полочкам и найдет среди всего — истинное искусство… хотя, вопрос сложный:))))))

  2. Алма Баян

    Очень рада, что наткнулась на такую потрясающе замечательную по всем параметрам статью! Автору — огромное спасибо:))) Очень много созвучных мыслей… Великолепные аналогии, глубокий анализ — ровно в точку!:)))

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика