Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

ХУДОЖНИК МЕСЯЦА — АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ВЕПХВАДЗЕ

В рубрике «ХУДОЖНИК МЕСЯЦА» грузинский художник Джованни Вепхвадзе знакомит читателей с творчеством своего отца. Дополнительно о нем можно прочесть в рассказах Дж. Вепхвадзе опубликованных в  № 8 и № 9

АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ВЕПХВАДЗЕ (1921 — 1982) родился в Тбилиси, в семье художника Ивана Алексеевича Вепхвадзе. Заслуженный художник Грузинской ССР, Лауреат Государственной премии СССР.

С 1941 по 1945 учился в Тбилисской Академии художеств у У.М.Джапаридзе.

С 1945 по 1948 в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде у Р.Р.Френца. Наиболее известные работы «Ранение Багратиона» (1948) и «Высылка И.В.Сталина из Батуми в 1905 г». За последнюю картину художник удостоен Сталинской премии в 1951 г. Работал также в жанре портрета и книжной графики. (иллюстрация слева — Алексей Вепхвадзе. Автопортрет)

Джованни Вепхвадзе: Мне трудно рассказывать об отце именно потому, что я его любил! Отец родился в 1921 году в семье известного грузинского художника Ивана Вепхвадзе. Любовь к живописи у маленького Алеши проявилась с раннего детства.

Как-то, когда ему было пять лет, воспользовавшись, что родителей не было дома, Алеша, взяв большую кисть, начал что-то мазать на огромном заказном портрете Ленина, который накануне написал его отец. Когда родители вернулись, отец чуть с ума не сошел. Ведь на следующий день работу должна было принимать комиссия. Маленького Алешу отлупили, а его отец весь день и всю ночь исправлял портрет. После этого родители сделали вывод, что Алеша любит живопись и станет художником.

Еще учась в школе, Алеша проявлял большую любовь к рисованию. Рисовал он и дома, и в школе на уроках.

В школе Алеша учился далеко не блестяще, занимался нехотя, и все свободное время рисовал. Поэтому, после окончания семилетки поступил в Тбилисский художественный техникум, как он тогда назывался, где его педагогами были замечательные учителя Шебуев и Шерпилов.

В то время, а это было середина тридцатых, обучение в техникуме было трехгодичным. Окончив третий курс, Алеша написал дипломную работу, но ему не дали возможности ее защищать, поскольку в тот год обучение в техникуме сделали четырехгодичным. То же самое произошло и в следующем году, когда обучение стало пятилетним. Так Алеше пришлось три раза писать дипломную работу. Окончательная дипломная работа — картина на историческую тему «Гиорги Саакадзе», (которую в 1948 году приобрел какой-то музей), а гонорар, полученный за картину, родители выслали Алеше в Ленинград, где тот писал свою дипломную работу. Таким образом дипломная работа техникума помогла художнику написать дипломную работу в Ленинградской Академии).

Практически все годы Великой Отечественной войны отец провел а Тбилисской Академии художеств, где учился на факультете живописи, в мастерской профессора Учи Джапаридзе.

Окончив пятый курс академии, Алексей не стал писать дипломную работу, а перевелся в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, где его посадили на четвертый курс. Проучившись там два года в классе батальной живописи профессора Рудольфа Френца в 1948 году, Алексей пишет дипломную работу, два варианта картины «Ранение Багратиона в Бородинском сражении». Дипломную работу оценили на отлично, а автору присудили премию (2000рублей, по тем временам большие деньги).

Ранение Багратиона в Бородинском сражении. Х/м. 1948 г.

Первый вариант картины в настоящее время экспонируется в Москве, в музее «Бородинская панорама», а второй в Санкт Петербурге в Военно-медицинском музее.

В 1948 году Алексей возвращается в Тбилиси и начинает работать в Тбилисской Академии художеств ассистентом в мастерской Уча Джапаридзе, а уже в 1951 году ему присуждается Сталинская премия за картину «Высылка Сталина из Батуми в 1903 году».

Высылка Сталина из Батуми в 1903 г.

В том же году он с группой молодых художников пишет огромное полотно «Молодежь мира за мир». Картина была выставлена на Всесоюзной выставке в Москве, в залах Третьяковской галереи. В дальнейшем она находилась в постоянной экспозиции в Институте Маркса, Энгельса, Ленина (ИМЭЛ) в Тбилиси. В настоящее время ее там нет (как и самого института), думаю она уничтожена.

Молодежь мира за мир. Х/м. 550х290. 1953 г.

Проработав в Тбилисской Академии несколько лет, Алексей покинул это учебное заведение из за конфликта с ректором академии. Надо сказать, что он очень болезненно переносил как замечания, так и критику, был очень ранимым и обидчивым человеком, особенно когда это касалось его живописи.

За всю жизнь он не устроил ни одной персональной выставки. Практически работая каждый день, написав огромное количество работ, по его словам, он не сумел набрать нужное число работ для персональной выставки. Но мне кажется, что у него было достаточно работ, просто это был вопрос чисто психологического характера и самооценки художника.

Алексей Вепхвадзе был незаурядным педагогом. Он преподавал как в Тбилисской Академии, так и в Тбилисском и Горийском художественных училищах. Умел самые сложные вещи просто и понятно объяснить и показать.

Это был человек очень начитанный, огромной эрудиции, разбирающийся во многих вопросах, даже не касающихся его основной профессии. К нему можно было обратиться за любым советом, будь то история или литература, техника или медицина, в которой он основательно разбирался, но именно свою болезнь он пропустил…

В своем творчестве он был очень многогранным. Владел многими материалами и техниками живописи. Свободно владел как маслом, так и темперой, акварелью, гуашью. Наряду со станковой живописью, занимался графикой, книжной иллюстрацией, плакатом и дизайном. Из-под его руки выходили и офорты, и гравюры, и линогравюры. Был он и незаурядным скульптором.

«В моем творчестве я всегда старался воспроизвести истинную человеческую красоту. Я люблю воспроизводить образ человека, и реализм дает неограниченные возможности этого. Если художнику есть что сказать и он знает что, и для кого создает, если он имеет творческий потенциал и мастерство, то он обязан оставить истории образ своей эпохи. Творчество — это вечный поиск, он требует от художника правды и искренности. Великие творцы отличались именно лаконичностью и правдивостью, где форма и цвет сливаются в единой гармонии», — говорил Алексей Вепхвадзе.

Эти возвышенные фразы были сказаны журналисту в одном интервью, зная, что они будут напечатаны и останутся для истории. В жизни же Алексей был простым и веселым человеком. Он обладал огромным чувством юмора, и те кто его помнит, непременно вспоминают его остроумные высказывания.

Много чего осталось недоделанным. В последние годы у него была идея самому сделать орган. Он успел сделать только трубы органа…

Картины Алексея Вепхвадзе

__

Бела. Х/м. 80х80. 1967 г.

Портрет отца, художника Ивана Вепхвадзе. Х/м. 50х70. 1948 г.

Скорбь. Х/м. 50х60. 1968 г.

Брежнев у могилы неизвестного солдата. Х/м. 1970 г.

Портрет жены. Х/м. 50х40. 1944 г.

Бека Опизари. Х/м. 130х100. 1957 г.

Портрет матери. Х/м. 50х70. 1948 г.

Аппассионата. Х/м. 1970 г.

Важа Пшавела. Х/м. 100х80. 1960 г.

_______________________________

______________________

 

 

 


1 комментарий

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика