Светлана Демченко. «Этот восторг до конца не унять…». Штрихи к творчеству астраханского поэта Вадима Константинова
12.01.2016Сегодня только ленивый не сочиняет стихи. Диву даёшься: когда это всё можно осмыслить читателю? И тем не менее: читают, порой разочаровываются, порой – наоборот. А призванные творить продолжают трудиться.
Как он обманчив
Этот труд!..
(Что звать трудом,
Уж, я не буду…)
Который многие
Сочтут
За озорство,
Иль за причуду!..
При написании
Стихов,-
Где слов и рифм
Порхает стая…
Когда сам образ
Не готов…
И будет ли готов,-
Не знаю?..
Но, обретя конечный
Вид
И идиом чудесных
Полон,-
Подобно пуху
Он летит
Из уст крылатого
Эола!..
(«Стихотворчество», 2009)
В «водовороте живых эмоций» у настоящих поэтов, каким является Вадим Константинов, душа постоянно, как он пишет, невольно, отзывается на «Божий камертон». И всё же никуда не деться от осознания того, что во всём ворохе литературного сочинительства не часто можно обнаружить нечто подобное константиновскому, горячечное, волнующее, встретить этакое новое одеяние слова вместо привычного штампованного старомоднего платья.
Конечно, на пути таланта ныне, как, впрочем, и всегда, создаётся немало рождённых невежеством преград, выплёскивается под ноги самобытному автору реки эгоистических нечистот, и порой нахально звучат вопли чиновничьей корысти с чужого творчества. Как заявить о себе творцу из далёкой глубинки, как добиться общественного признания? Проблема из проблем. Благо, есть интернет, хоть как-то компенсирующий эту самую неизвестность сочинителя.
*
Так, думаю, происходит и с творчеством упомянутого ранее астраханского поэта Вадима Константинова. О нём, конечно, знают многие любители поэзии. Но он всё же мало известен в широких кругах ценителей мирового искусства. А заслуживает и на весомую долю публичности, и на литературную премию.
Пребывая на сайте «Стихи.ру.» с 2009 года, он сообщает в своём резюме: «Пишу стихи уже более 35 лет. Автор двух сборников стихов: «Таинства Природы» (258 стихотворений) и «Избранное» (279 стихотворений). Печатался в альманахах «Берновская осень» и «Виват, Петербург». Номинант премии «Поэт года» 2012 и 2013 годов. Номинирован на премии «Наследие 2014» и «Наследие 2015».
Его поэтическое творчество тематически очень разнообразно; им созданы большие циклы стихотворений о театре…
Театр околдовал
меня!..
В Нём начинал я
Понемногу
Растворяться…
Или
Он был в моей
Крови!.. И сам я сотни
Раз
Был тем, или
Иным
Известным
Персонажем!..
03.2014
…циклы о поэтах, среди которых выделяется пушкинский
Как странно,
Что ещё при жизни
Была столь низкою
Цена
Его творений
Бесподобных,-
Довольно близких
К Абсолюту?!
А были на слуху,-
Брамбеус
И Кукольник, — чьи
Имена,
Теперь, спустя две
Сотни лет,
Едва ль, знакомы
Хоть кому-то?..
05.2004
…целый литературный раздел о писателях и их произведениях. Например, «Булгаковские мотивы»
Всё свершится,-
Согласно высокой
И чистой Идее!..
И уже не сумеет
В порядке вещей
Изменить ничего,-
Даже, Понтий Пилат,-
Прокуратор
Всея Иудеи,
В белоснежном
Плаще,
С тёмно-красным
Подбоем его!..
03.1990
У Вадима Константинова широко представлена лирика философская, как он определяет, жизненная, и пейзажная, и гражданская, и любовная. Весомо заявляет о себе исторический цикл поэзий, посвящённый значимым в истории периодам и культурным эпохальным событиям.
К примеру:
На бересте,-
Славянский алфавит!..
Что буквы многие
Потом не сохранит…
Но, впрочем,
И пополнится немалым!..
И будет тем
Зачатком и началом
Великорусского
Живого языка!..
Что выше всех
Других наверняка!..
01.2003
*
Далее в предлагаемых заметках речь пойдёт преимущественно о константиновской поэзии в связке с мировыми шедеврами живописи и скульптуры. Это направление в своём творчестве Вадим Константинов, на мой взгляд, лелеет особенно, и потому, что оно необычно, и потому, что наполнено выразительной эстетикой созерцания и воображения. Порой не определишь, то ли поэт отдаёт предпочтение стихам, то ли картинам, на которые пришёлся его сочинительский выбор. Скорей всего и тому, и другому. Ведь он избрал предметом своей прикладной к живописи и скульптуре поэзии более ста пятидесяти картин русской и мировой классики.
Здесь и скульптуры Микеланджело, Родена, Антокольского — о «Вечной весне» Родэна:
Человеческой
Плотью!
Хрупкой… безжизненной…
Ломкой…
Невинной…
И для Него,
Кто её мял руками,
В этом труде
Оставалось
Немного:
Быть настоящим
Творцом,-
Постепенно
Душу вложив
В эту мёртвую
Глину!..
Взять на себя
В этой миссии сложной,
Собственно, право
Всевышнего
Бога!..
10.02.2011
…и работы гениального художника Эпохи Возрождения (Ренессанса) Леонардо да Винчи
Словно бы,
В туманной дымке,
В чём, отчасти,
Виновата,-
Позабытая
С годами,-
Техника Его
«сфумато»,-
Монны Лизы,
Иль Джоконды
Открывался
Ясный лик,
Чьей божественной
Улыбки
Ты разгадку
Не постиг!..
12.2005
…представителей золотого века голландской живописи: Рембранта, Вермеера, Брейгеля; художников-импрессионистов и постимпрессионистов: Ван Гога, Сезанна, Ренуара, Дега, Мане, Клода Мане; представителей романтического направления в живописи: Делакруа, Брюлова, Тропинина, Кипренского. И полотна членов Товарищества Передвижных Художественных Выставок (ТПХВ, художников-передвижников): Репина, Поленова, Сурикова, Серова, Саврасова, Крамского, Васнецова, Васильева, Нестерова, Шишкина; русских художников: Врубеля, Кустодиева, Айвазовского и многих других.
Случайно ли это? Нет.
Любовь к искусству – слОва ли, живописи, скульптуры, танца, музыки и т.д. – это «тайнопись» эмоциональной жизни человека, без которой он лишается способности ощущать красоту и гармонию. У Вадима Константинова творчество – это «вихрь неудержимости», «сравнимый с безумной скачкой» по лучшим образцам мировых шедевров искусства, которая
странным образом
Сумела
Чеканной вылиться
Строкой!..
Незначимое
Оттенив…
И значимое
Обозначив!..
26.07.2011
Вот этот нерв любви к красоте живописи у Вадима Константинова настолько беспокоен и беспощаден к своему носителю, что не позволяет ему творческого расслабления, появления даже намёка на стихоплётство, а только постоянно требует «в той скачке ценить каждую минуту за дар небес», поскольку
знает, иль упадёшь Ты…
Или стихи Тебя возвысят!..
Только в горниле активной эстетической опытности формируется художественный вкус. Воспитанный на народной литературной и живописной классике, он и привёл Вадима Константинова через мировые образцы живописи и скульптуры к поэзии выражения ощущений и осмыслений того, что запечатлено на картинах из прошлого и настоящего.
Кракелюр,-
Едва заметных
Даже взгляду,-
Трещин…
Веками нам сам взор
Её завещан,
В котором
Мудрости житейской
Чересчур!?..
(Леонардо да Винчи. Джоконда. 06.2009)
Правда и выразительность полотен прошлого полновесно захватывают воображение поэта, и он одевает его в те или иные поэтические строки.
Этот восторг до конца
Не унять…
Как и нельзя передать его
В строках…
И не понять до конца,-
Почему
Только и счастливы мы
В этих ушедших уже
В никуда…
И безвозвратно, похоже,
Далёких
Днях, где даровано
Было душе
Больше в сто крат,
Чем уму!..
Не знаю, что послужило для Вадима Константинова толчком для создания тематического цикла стихов о мировых живописных шедеврах, но, видимо, здесь не обошлось и без знаний законов и приёмов живописного и поэтического искусства. Одновременно, углубляя и познавая их, он задумывается о назначении художника — будь то поэзия, или живопись — которым «овладевает не убивающая мозг безудержная страсть творчества» — этот «волшебный ясновидящий дар».
ТВОЙ КАМЕНЬ МЁРТВ ПОКА,
НО ОТЫЩИ
В НЁМ ГЛУБОКО ЗАПРЯТАННУЮ
ДУШУ!?
— обращается он к будущему творцу
(«Ты Микеланджело». 1991)
*
В этой связи уместно вспомнить замечательную работу Г.Э.Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии», в которой речь идёт о том, что у зрителя-любителя, у философа и художественного критика существуют разные воззрения на сравнение разных видов искусства, прежде всего — живописи и поэзии.
Ясное дело, что философ проникает во внутренние причины их взаимосвязи, основанной на принципе красоты, её всеобщих критериях. Художественному же критику важен стиль применения этих общих эстетических правил как в содержании, так и в форме произведений. И он непременно приходит к выводу о различной весомости, степени преобладания общих критериев красоты в этих видах искусства. Отсюда и антитезы греческого Вольтера: живопись – немая поэзия, а поэзия – говорящая живопись. Как здесь:
Как бы правда эта,
Ни была чудовищно-страшна…
Как бы эта правда
Не взирала
На Тебя бесстыдно
Иль сурово…
И глядит она
Через столетья…
Всё глядит на нас…
Глядит она…
Точно ждёт
Какого-то ответа…
«Тройка» эта русская
Перова!..
07.2011.
Но существует ещё и третье воззрение, позволяющее сравнивать живопись и поэзию, – зрительское тонкое чутьё, ощутившее на себе сходное влияние обоих искусств. Видимость, превращающаяся в действительность, благодаря возбуждённому картиной или стихотворением человеческому воображению, рождает некую иллюзорность, то общее состояние, «которому обманываться рад» — и тому, что, «поправ законы все, художник может бросить на свои полотна и ветер, и трепетность цветов, и запах трав». Этот «эстетический обман» как раз и возникает благодаря взаимосвязи законов поэзии, искусства стиха и опыта, законов живописи. Древние мыслители и творцы это понимали и отстаивали, о чём свидетельствуют труды Аристотеля, Цицерона, Горация, и других. Это вовсе не обозначает, что оба рассматриваемые искусства не разнятся, прежде всего, по предметам, по роду их изображения и подражания. Понятно, что втиснуть поэзию в границы живописи невозможно. Художник запечатлевает миг, конкретное время, предмет или лицо… В то время, как поэт, созерцая, например, картину Сезанна «Яблоки», даёт простор своему воображению, мыслит раздольно и широко.
Всё завершится,
Как ни странно,
В противоречии
С самой,-
Всей жизнью,
Непрестанно-бранной…
Нелепой…суетной…
Больной…
Ах, эти яблоки
Сезанна…
С их золотою
Кожурой!..
1999
Вместе с тем, и в живописи, как и в поэзии, плодотворно то, что возбуждает воображение как создателей, так и зрителей, и читателей и также не стесняет его свободу.
*
Именно этим характеризуются многие работы Вадима Константинова. Жаль, что возможности публикации иллюстраций ограничены. Но познакомиться с ними и поэтическими комментариями к ним можно на его авторской странице: http://www.stihi.ru/avtor/silver61
комментария 2
Светлана Демченко
04.04.2016Уважаемый Константин Николаевич! По содержанию отзыва знаю, что это именно Вы, — Константин Николаевич Денисов — диктор Тамбовского областного радио и телевидения. Рада Вас видеть на страницах этого прекрасного профессионального журнала. Спасибо за комментарий . Но я бы ещё больше была рада Вашему сотрудничеству с редакционным коллективом издания. Ведь Ваши знания театрального дела, музыки, журналистская практика, встречи с интересными выдающимися людьми очень весомы, ценны и были бы полезны для читателя и слушателя. Тем более, что писать Вы умеете. Да и рубрика «Театр у микрофона» также должна Вас заинтересовать.
Что касается творческого сотрудничества с русским писателем-почвенником В.И.Герасиным, то Ваше участие в его судьбе не менее значимое, озвученная Вами книга его произведений пользуется большим спросом у слушателей. Кстати, и Главный редактор «Клаузуры» писатель Плынов Д.Г. всячески поддерживал Виктора Ивановича, публикуя материалы о его творчестве. Так что продлевали мы В.И.Герасину жизнь сообща. Ещё раз спасибо Вам! С уважением, Светлана Демченко
Константин
02.04.2016В чем главная ценность этой публикации? Читателя она вводит в мировоззрение интересного человека и поэта в сравнительных живописных характеристиках приближая своего героя к вершинам мировой культуры. И чего нельзя отнять у Светланы Демченко, анализируя уже ее личное творчество, своим искренним восторгом, выраженным в аналитических материалах не только эмоционально и ярко, но всегда высоко профессионально убедительно, она способствует появлению новых литературных шедевров. Так было и с Виктором Герасиным, которому она, как хороший доктор, своей заботой и вниманием продлила жизнь минимум на десять лет. А результатом стали три прекрасных повести о святых в земле Тамбовской просивших.