Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Светлана Смирнова. «Беглые заметки о Сергее Есенине»

Трудно в двух словах рассказать о Есенине. Его жизнь была слишком сложной, а творчество многоплановым. Писал он в трудное для страны время: в годы Первой мировой войны, революции, Нэпа.

Я увлекалась его творчеством в юности. Мне нравились его стихи о природе, о России. Но главной особенностью его стихов была едва уловимая, какая-то надмирная грусть, которая пробивалась сквозь текст.

Грубым даётся радость,

Нежным даётся печаль.

Мне ничего не надо,

Мне ничего не жаль.

Есенин словно откуда-то сверху смотрел на нашу жизнь.

Максим Горький говорил, что «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия…»

Есенин родился и вырос в деревне. Стоило шагнуть за порог, тут же, во дворе, бегали куры, гуси, в будке жила собака. Он маленьким мальчиком наблюдал их жизнь. Потому у него так много пронзительных стихов о животных: «Песнь о собаке», «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» и др.  Много метафор с использованием образов животных.

С миром природы он сроднился с пелёнок. Вокруг деревни простирались бескрайние поля, рощи, леса.

Он рано понял, что природа вечна, а человеку дан короткий отрезок жизни.

Тема обреченной скоротечности бытия начинает звучать в его стихах:

 Все встречаю, все приемлю,

 Рад и счастлив душу вынуть.

 Я пришел на эту землю,

 Чтоб скорей ее покинуть.

В 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилева и А. Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась — жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной…

Он прожил всего 30 лет.

Обычно итогом жизни поэта становится томик стихов, в который он вкладывает свою модель мира. Это его дар будущим поколениям.

Я думаю, что единственным предназначением жизни Сергея Есенина было написание стихов. А в периоды пьянства, разгула эти стихи, едва зародившись, бурлили в его душе, вызревая и рождаясь на свет позже. Ведь буквально после завершившегося периода запоя, он писал крупные значительные произведения.

Н-р, «Русь уходящая», «Инония» Хочу привести выдержку из статьи Игоря Фунта:

«Москва кипит слухами и думками о безрассудных бессовестных выходках Есенина. О подпольной «Зойкиной квартире» – «жутком логове» преступного мира, где Есенин частый гость.

Вскоре (невообразимо!) созданы лучшие его вещи: «Сорокоуст», «Исповедь хулигана», «Я последний поэт из деревни…», «Пугачёв». Своею неизбывностью давшие ответ на многие неотвеченные вопросы начала XX века.»

Ещё хочу сказать несколько слов о его жёнах. Есенин прожил 30 лет. За такую короткую жизнь был женат 5 раз. Вот имена его жён: Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Cофья Толстая и последняя, Галина Бениславская, которая застрелилась на его могиле, т.к. не представляла своей жизни без него.

В связи Есенина и Айседоры прослеживается что-то мистическое, какой-то рок.

Они встретились 3 октября, в день рождения Есенина. Она в тот вечер танцевала с прозрачным красным шарфом.

Она не знала русского, а он английского. Разница в возрасте составляла почти 20 лет. Раньше писали — 24. Есенин напоминал Айседоре её умершего сына. Через несколько недель он разводится с Зинаидой Райх, а через год женится на Айседоре. Проживут они вместе 2 года.

А умрёт Айседора ровно через год после смерти Есенина.

На ней в тот день будет этот злополучный красный шарф, который зацепится за захлопнувшуюся дверцу автобуса и затянется на её горле петлёй.

В связи с Есениным по аналогии почему-то вдруг вспомнился Высоцкий. Они были как двойники. Оба вели скандальный образ жизни, были женаты на иностранках, душу рвали в песнях и стихах. Их искренность зашкаливала.

С.Есенин

* * *

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

1917-1918

* * *

Над окошком месяц. Под окошком ветер.

Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки, голос одинокий —

И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.

Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку

Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу.

Под чужую песню и смеюсь и плачу.

1925

***

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года…

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

***

Голубая кофта. Синие глаза.

Никакой я правды милой не сказал.

Милая спросила: «Крутит ли метель?

Затопить бы печку, постелить постель».

Я ответил милой: «Нынче с высоты

Кто-то осыпает белые цветы.

Затопи ты печку, постели постель,

У меня на сердце без тебя метель

***

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

__________________________________________

Светлана СМИРНОВА


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика