Вы здесь: Главная /
Литература /
Сергей Павлухин. «Роман Дмитрия Плынова «Обреченный на бескорыстие». Рецензия»
Сергей Павлухин. «Роман Дмитрия Плынова «Обреченный на бескорыстие». Рецензия»
05.07.2011
/
Редакция
Каждый человек (с минимальными литературными способностями) может написать, по меньшей мере, одну книгу: описание собственного жизненного пути. И, чаще всего, начинающие авторы черпают материал из собственной биографии (а откуда же ещё?!).
Начиная чтение текста Дмитрия Плынова, с первой же строки, определяющей жанр произведения, испытал чувство недоверия. Текст объёмом менее сотни страниц должен был бы носить название повести, а не романа.
Нам привычны романы классической формы – толстенные фолианты, отражающие собой судьбы людей во времена исторических переломов (вспомним хотя бы «Войну и мир» Л.Н. Толстого).
Но если следовать определению Юрия Никитина: «Мера романа – сдвиг в характере героя», то это условие Дмитрий Плынов успешно выполнил.
Первое впечатление — материал замечательный, но ещё сырой. Весь текст недостаточно проработан. Фразы не всегда «играют». Бывает, что автор сбивается на сухой стиль пояснительной записки. По большому счёту — надо было бы не торопясь выровнять сюжетные линии и чуть лиричней раскрыть историю любви главного героя и Аллы. Иногда возникает чувство, что автор так торопился доверить свои мысли бумаге, что у него не оставалось времени на правку текста.
Меня несколько настораживал переход от лаконичного (почти протокольного) описания действий контрразведчиков к многословным описаниям потока мыслей главного героя в мирной жизни. Можно этот приём отнести к авторскому языку данного произведения, но и тогда пишущему требовалось бы ещё раз пройтись по тексту со строгим пером корректора, чтобы добиться звонкого и чистого звучания каждой фразы.
Во вступительном слове автор уведомляет читателя, что некоторые эпизоды заимствованы из собственной биографии.
Роман начинается в провинциальном российском городе, название которого так и останется скрытым от читателя. Действие, судя по всему, происходит в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов.
Первая глава ведёт молодого героя к осознанному решению отдать свою жизнь служению Родине. Романтика молодости подсказывает ему, что наиболее достойный путь для осуществления такого решения – связать свою жизнь с армией.
Вторая глава делает решение героя более понятным читателю, показывая службу отца главного героя повествования в рядах «ограниченного контингента». И здесь мне, как читателю, впервые пришлось столкнуться с авторской манерой бытописания происходящего действия. Начисто отсутствует трескучий шумовой фон, так характерный для молодых выпускников курсов сценаристов. Нет громоподобных взрывов, трескучих автоматных очередей и сухих щелчков снайперской винтовки. Есть повседневная работа контрразведчиков в непривычном окружении.
А контрразведчики – это такая редкая порода людей, с которыми нельзя пойти в разведку.
Третья глава – период учёбы в военном училище и формирование характера героя.
Четвёртая – описание контрразведывательной операции «за речкой». И тут у меня возникло чувство, что стиль повествования мне знаком. Уже встречал эту скупую на эпитеты речь, сдержанное (будничное) описание сложных контрразведывательных многоходовок…
И я вспомнил!
Несколько лет тому назад я читал документальные воспоминания бойцов подразделения «Каскад», проходивших службу в Афганистане. Тот же самый стиль изложения, где отсутствует малейший намёк на позёрство, показушную браваду. И чувствуется, что за рассказанным скрыта та самая «подводная часть айсберга», которую нельзя предавать огласке ещё лет пятьдесят (а то и вовсе – «не имеет срока давности»).
И опять меня посетило чувство, что именно недосказанное и было бы наиболее интересно читателю. Электронные книги скачать бесплатно
Пятая глава – военных курсантов правительство бросает в «горячие точки». Глава заканчивается тем, что главный герой, повзрослевший и возмужавший, приступает к выполнению своих служебных обязанностей в штаб-квартире контрразведывательного подразделения, замаскированного под научно-исследовательский институт проблем экономики, политики и права.
В шестой главе прослеживается разоблачение вражеского агента, до поры успешно работавшего в Москве под маской крупного бизнесмена.
Седьмая глава – герой встречает свою любовь. И, как обычно бывает в нашей жизни, далеко не всё идёт гладко…
В восьмой главе главный герой находит отдушину в творчестве. Его увлечение – живопись. А в душе занозой сидит желание написать свой собственный шедевр…
Девятая, заключительная глава романа, показывает поведение героя в конфликтных ситуациях, которые задевают его близких.
И в этот момент творческий кризис, служебные неурядицы, размышления о переменах в обществе и государстве – всё это логично приводит героя к Богу.
Считаю нужным сделать этот краткий пересказ сюжета, чтобы наглядно показать, что формально все признаки формы романа стоят на своём месте. Уж и не говорю тут о темпе развития внутреннего действия в разных эпизодах текста. Только обращает на себя внимание очень разная динамика развития изменения характеров персонажей, динамика развития взаимоотношений, концепций. Но внешние действия героев в различных эпизодах отличаются своим ритмом движения вполне оправдано. Если в молодости герой был склонен к быстрым действиям и поступкам, то с возрастом пришло внешнее замедление действий при нарастании внутреннего напряжения мысли (что можно отнести к творческому успеху автора). Но я так и не смог определить – насколько гармоничной получилась авторская конструкция.
Шаламов говорил, что главная задача писателя — быть судьёй своего времени. И вот эту задачу Дмитрий Плынов решает достаточно успешно.
Период времени, охваченный сюжетом, никто не назовёт историческим застоем: рушилась советская система, и обломки страны расхватывали шустрые младореформаторы.
Честным и бескорыстным людям только и осталось, что уповать на Господа…
Могу сказать, что главным успехом текста считаю то, что он вызывает чувство ДОСТОВЕРНОСТИ исходного материала.
А это уже очень много.
комментария 3
Pingback
02.10.2013http://klauzura.ru/2012/05/plynov-dmitrij-gennadievich/
Varvara
13.07.2011Сергей, а Вы читали что-то еще, этого автора?
Я хорошо знаю творчество Дмитрия Плынова! У меня такое ощущение, что этот автор в ближайшем будущем будет одним из самых популярных. А еще, через лет 10 — вообще классиком!
Сожалею, что книги писателя Дмитрия Плынова, трудно купить. Только отрывки в интернете…
А пишет он великолепно! Особенно обожаю его Миниатюры! Что ни слово — то перл!!! Рекомендую всем!
Pingback
05.07.2011http://klauzura.ru/2011/07/soderzhanie-vypusk-1/