Вторник, 19.03.2024
Журнал Клаузура

Случайности в строчку – судьба

Об известной певице Народной артистке, солистке Московской оперетты по неписанным канонам положено говорить с именем отчеством: Елена Геннадиевна Зайцева.

Для меня она Леночка, и никакого в этом амикошонства – лет в 13 она появилась в Ансамбле имени Локтева и вскоре стала солисткой – это так, сухо, информативно, а для неё появление в этом коллективе… очень знаково…

Такая сцена в кабинете художественного руководителя Ансамбля Алексея Сергеевича Ильина: мы разговариваем о том, как осуществить его и нашу общую мечту – сделать театрализованное отделение концерта, написать новое произведение специально для этого, и чтобы оно было посвящено ребятам и связано с ребячьей жизнью, школой, нашим временем… но, как всегда, всё упирается в нехватку средств, и неизвестно, где их взять, как заказать музыку хорошему композитору, если платить нечем? И я спрашиваю своего друга: а Кирилл Молчанов подойдёт, годится? Ильин смотрит на меня и саркастически улыбается: мол, шутишь, сколько ж ему заплатить надо (?), а я серьёзно… И в это время стук в дверь, приходит педагог – инструменталист с мальчиком, жалуется, что тот пропускает занятия и ленится на уроках… А дальше убедительный разговор Ильина с этим мальчиком: — Ты же близко живёшь, рядом, можно сказать, на метро две остановки и ленишься, погода испугала? А вот, знаешь, Лену Зайцеву из хора, солистку? Она ведь в один конец на дорогу два часа тратит! Сначала на электричке до Москвы до Белорусского, потом на метро, а обратно после репетиции вечером в темноте и там от станции домой одной! Ты спроси её, как это!?

ЕЛЕНА ЗАЙЦЕВА

И так умеет это всё сказать Алексей Сергеевич, что наверняка этот мальчишка не будет больше прогуливать… а Лена Зайцева ничего не знает об этом, о том, что не проходит незамеченным её рвение к пению, к искусству… думаю, что она и сейчас, прочтя эти строки, впервые узнает об этом эпизоде.

Да, на просьбу откликнуться композитор Кирилл Молчанов ни секунды не колебался, и вскоре на столе у Ильина лежал клавир нашей сюиты «Жить ни дня мы не можем без школы», в которой одна часть называлась «Прощальный вальс», который исполняла солистка Ансамбля Лена Зайцева, и запись этого произведения, чудом уцелевшая при разграбление уникального Золотого фонда Всесоюзного радио, до сих пор звучит и известна современным слушателям несмотря на захлестнувшую эфир волну низкопробной попсы, именуемой современной эстрадой.

Лена, сама того не зная, подарила мне одну из лучших записей моих песен, и когда я слышу её имя, зрительно возникает ассоциация не с сегодняшней милой, нежной, очаровательной женщиной и известной артисткой, а серьёзное, сосредоточенное лицо длинненькой девочки подростка в синей локтевской форме.

Голос её очень узнаваемый и мне родной, по-моему он сохранил свой тембр и обертоны, которые стали только ярче, чище и определённее, но уже тогда в классе её замечательного педагога по вокалу Рисы Андреевны Ждановой проявилось всё то привлекательное, что и осталось и стало ещё привлекательнее с годами!

НА СЦЕНЕ БОЛЬШОГО ЗАЛА КОНСЕРВАТОРИ ХОР НАСЛЕДИЕ, ДИРИЖЁР ХОСЕ ФЕЛИПЕ, СОЛИСТКА ЕЛЕНА ЗАЙЦЕВА

Хорошие педагоги работали в Ансамбле, много ребят благодаря им оставили свой след в истории Ансамбля и приобрели счастье тесного общения с Музыкой с большой буквы. Память никогда не обманывает – второстепенное теряет, главное, настоящее – хранит бережно, и оно становится ярче и рельефнее с годами.

Через тридцать девять лет приехал в Москву Маэстро Хосе Фелипе, который в те годы, о которых я рассказываю, был Главным хормейстером Ансамбля, и с хором под его управлением солистка Лена Зайцева исполнила и записала не одну песню!

Когда в январе 2018 года собрались повзрослевшие хористы и запели по руке своего бывшего руководителя, Лена Зайцева снова стояла перед хором, и снова звучали замечательные песни локтевского репертуара, которые благодаря хлопотам нового художественного руководителя Леонида Михайловича Фрадкина услышали и полный зал Кремлёвского дворца съездов и Большого зала Дворца пионеров на Воробьёвых горах, и Большой зал Московской консерватории.

Возможно, кому-то покажутся незначительными эти события? Напрасно – это свидетельство того, что сотни и тысячи детей навсегда подружились с Музыкой, и эта традиция сегодня в новых поколениях не угасла и уверен не угаснет благодаря новому педагогическому составу и энтузиасту руководителю локтевцев Леониду Фрадкину.

А в судьбе Народной артистки Елены Зайцевой несомненно годы, проведенные в хоре Ансамбля утвердили, что не напрасно она мечтала стать певицей…

Мы вспоминаем с ней это время… сегодня…

Честно сказать, после  после столь длинного перерыва, когда мы с ней не общались, я сомневался, как обращаться к Лене, но после репетиции увидел, как она общается со своими бывшими подругами –хористками, мои сомнения мне показались надуманными: она всё та же Лена Зайцева и замечательно естественно им всем вместе, как сорок лет назад! Сорок лет! Весомая цифра!

Я побывал на спектакле в театре, посмотрел и послушал блистательную приму Елену Зайцеву, но не собираюсь ни писать какой-то отзыв или восхвалять её бриллиант-сопрано бледными словами. Каждое искусство тем и ценно, что непередаваемо никаким другим способом для восприятия, как именно непосредственное общение с ним. Репертуар у Зайцевой обширный. Выбирайте спектакль по вкусу и наслаждайтесь, сидя в зале.

И дежурное интервью мне никчему писать, в интернете легко найти всю её биографию, но стоит узнать из первых уст хоть коротко про быстро прошедшие годы…  А всё, что происходило в жизни Зайцевой так знаково, что я слушаю, не перебивая её воспоминания…

Как же всё это началось – её путь к известной профессиональной певице, приме одного из лучших театров страны. А началось, можно сказать, с незначительного незаметного события. В советской школе была такая роскошь – сегодня и подумать об этом смешно – дантист, проверяющий детей! С урока по два три человека – на проверку. И Лена в свою очередь попала в этот кабинет, а женщина любила петь, не мурлыкать за работой под нос, а петь в голос, и когда наконец, она разрешила девочке закрыть рот и спросила: «А ты петь любишь?» И Лена спела ей какую-то известную массовую песню, а петь она очень любила и произвела на докторшу такое впечатление, что та категорически поведала: «Тебе учиться надо! Скажи маме!» А дальше совсем удивительно: мама вскоре на улице увидела объявление о конкурсе детей и повела Лену на этот конкурс… и Лена там спела перед большой комиссией, не стесняясь, она с детства пела везде и всегда: и в саду, и дома. Комиссия внимательно выслушала третьеклассницу и… оказалось, что это конкурс чтецов! Но один из членов комиссии подошёл к расстроенной Лене Зайцевой, попросил задержаться и вручил ей небольшую записку и сказал её маме: «Пожалуйста, поезжайте в Москву во Дворец пионеров к Алексею Сергеевичу Ильину и передайте это!» Из своего посёлка Северный по Савёловской дороге, не усомнившись, мама с дочкой приехали в Дворец пионеров на Воробьёвы горы! Как вспоминает сама Лена сегодня, увиденное ошеломило её. Да и то сказать, такое бурление молодости, весёлого шума, в хрустальном просторном Дворце… Первый взрослый, которого они увидели и спросили, как найти Ильина, оказался именно Алексеем Сергеевичем – ну, просто, как в плохом кинофильме про и для детей – никаких проблем, всё катит, как по рельсам, и всё главному герою удаётся. И он идеальный дисциплинированный отличник, и добивается всего, о чём мечтал, и… только одно совсем не по сценарию: всё это даётся тяжким трудом неокрепшего подростка-девочки, которая мечтает стать артисткой и петь на сцене, преодолением стольких жизненных преград, что сегодня очевидно: Господь просто так не присылает награду – двухчасовая дорога в один конец три раза в неделю в любую погоду, тяжёлая работа в вокальном классе у замечательного педагога Раисы Андреевны Ждановой по чистке голоса, чистке от хриповатого призвука, от частых простуд и проблем с носоглоткой, домашние школьные задания, которые приходится делать по дороге на коленке, и занятия в музыкальной школе, и отсутствие дома пианино, а потому ещё необходимость успевать бегать в клуб, чтобы там заниматься…

Если бы не упорство и вера в себя этого ещё маленького человека – ничего бы не произошло, так бы не складывалась удачно судьба сама по себе! А она складывалась удачно: прослушивание в три вуза в один год и везде успешно! Какой выбрать? Это со стороны кажется —  вот уж –тоже  проблема!? А представьте в семнадцать лет стоять перед тремя дорогами, которые открыты тебе, как в сказке, и от того, какую ты выберешь – зависит вся твоя жизнь!

Может быть, кому-то покажется странным, но эти возникающие одна за другой случайности и испытания совершенно не случайно появляются на пути человека и называются – судьба, как я уверен, будучи фаталистом, определенная и начертанная где-то заранее. Не знаю на каких небесах. Но ведь судьба назначается не на год, не на десять лет а на всю жизнь, и это ли  не новое самое трудное испытание: не предать то, ради чего ты пришёл на землю, и что невозможно ни заимствовать, ни купить (как всё, по разумению большинства ныне живущих на планете), это назначение служить высшему, вечному – тяжкий груз навсегда, и каждый , кому он доверен, должен нести его со страстью и уважением. В этой дороге легко оступиться, но если веришь в своё предназначение, сумеешь выправиться, и под прицелом бесчисленных взглядов быть достойным, любимым и, главное – необходимым человеком на своём высоком месте.

Вот такая Елена Зайцева живёт рядом с нами: красивая, молодая, удачливая, успешная, настоящая и дома и на сцене, уверенная в себе, расположенная к людям… я могу перечислять ещё долго и много её достоинств и совершенства, но… только она одна знает, как и чем это достигается, и только она одна знает, сколько ещё надо ей делать, делать, чтобы быть такой, о какой Лене Зайцевой она мечтала, когда в зимнюю непогоду в автобусе со школьным учебником в руках она, не по годам уставшая и перегруженная, возвращалась домой из Дворца пионеров, мечтая только об одном: упасть в кровать и выспаться…

Михаил Садовский


комментария 2

  1. ИСААК

    сПАСИБО, ДОРОГОЙ МИХАИЛ ЗА ПАМЯТНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕНЕ ЗАЙЦЕВОЙ. В ДЕТРОЙТЕ, ГДЕ Я ЖИВУ, МНГИЕ ГОДЫ ПРОЖИВАЕТ С МУЖЕМ, её коллегой, БЫВШАЯ «ЗВЕЗДА№ Московской оперетты Н.А.Росии ЗОЯ ИВАНОВА. Недавно она отметила своё 80-тилетие. К сожалению, не удалось у неё взять интервью. А СЕЙЧАС УЖЕ, УВЫ, ПОЗДНО. ВАША СТАТЬЯ О ЛЕНОЧКЕ НАПОМНИЛА МНЕ ОБ ЭТОМ.. ЕЩЁ РАЗ СПАСИББО.

  2. Инга

    Спасибо автору за знакомство с Леночкой Зайцевой, она стала мне ближе. Интересный человек, интересная судьба. Здоровья ей и творческих успехов от всей души желаю.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика