Ольга Несмеянова. «Детский вопрос из любви к искусству».
26.08.2011Дети рисуют все. Причем талантливо. А вот поют, танцуют, слагают стихи и пр. далеко не все. Это уже выделяет изобразительное искусство из общего ряда в позицию исконного навыка или врожденнной потребности. С возрастом этот талант практически у всех детей проходит. Был такой известный советский теоретик и функционер от искусства А.Воронский*, соратник Ленина и Горького, поборник реализма в искусстве. В своей книге он писал, что способность к рисованию, художественный дар « является врожденным качеством всякого человека, которым все без исключения обладают в детстве и которое довольно скоро исчезает у основной массы людей, тем не менее, пожизненно оставаясь у художественно одаренных». Т.е. художник – это человек, у которого способности ребенка не угасли.
Тем не менее, большинство любящих, но занятых на работе родителей, отдают своих детей с ранних лет в детсад и школу, чтобы ими там занимались профессионалы воспитания, «не то, что они». Не зная или предпочитая не знать, что в нынешних образовательных учреждениях не стоит задача воспитания, там ребенок должен получить образование, т.е. сумму знаний. И не факт что их дадут ребенку профессионалы и на должном уровне. Никто уже этого от нашей школы и не ждет. Главное что требуется воспитать в этих условиях непрофессионализма преподавателей и отсутствия у всех членов образовательного процесса моральных границ – это подчинение, послушание. Лучший ученик – это ученик послушный и полностью подчинивший свое мнение мнению учителя. Приходится нередко наблюдать, что это мнение бывает вредным или откровенно ложным.
Анри Глюксман** писал «… сама кострукция и заданная организация помещает послушников в своего рода антимонастырь, подчиняя их антиправилам». Антимонастырь с антиправилами — это сказано как будто специально про нашу школу. К сожалению, в том виде в каком она существуют, на сей день, наша школа это не то место где можно развить способности ребенка. Скорее наоборот. У подчиненного учителю, коллективу, сверсникам, навязанным или ложным знаниям и правилам послушника о каком развитии творческих способностей может идти речь?
Нечего надеяться и на рекламирующих себя профессиональных преподавателей, конечно, все эти нархуды враз обещают научить вас и вашего ребенка правильно нарисовать лошадь или виноград, но сама эта посконная формулировка уже рассчитана на крайне низкий уровень интеллекта и способностей клиента. Умный человек даже без подготовки интуитивно поймет, что это глупости. А ведь объявлений такого рода полно – стоит только ввести в поисковик «Научиться рисовать». Если вам повезет, то вы попадете задорого учиться «к салонных дел» мастеру, который вас научит понимать чего хочет покупатель и как это надо рисовать чтобы работа понравилась и ее купили. Мнение о том, что лучшее в мире искусство — это то, что покупают, вбивается ребенку с детских лет. Но ведь это вредоносная ложь.
Попасть к действительно талантливому знающему преподавателю – это большая редкость и удача. Реклама и мода на преподавателя при этом ничего не гарантируют. Это просто везение гораздо более редкое чем знающие, любящие, чуткие, воспитанные родители, которые в современных условиях только одни и САМИ, своим трудом, всей атмосферой своей семьи могут сохранить и развить то, что дано их одаренному от рождения Богом и природой ребенку. Желаю вам такими родителями быть! Только одна надежда, что на вас.
*Александр Константинович Воронский работал в Госиздате, а в 20-30-е гг. прошлого века был главным редактором ведущего литературно-художественного журнала того времени «Красная новь», находился в близком общении с Лениным и Горьким. Был убежденным марксистом. В 1937 году он был расстрелян по надуманным политическим обвинениям. Позднее посмертно реабилитирован.
** Один из самых читаемых во Франции французских философов, сотрудник Национального центра научных исследований, автор книг. Цитата из книги «Господа мыслители»(1977)
комментария 2
Pingback
04.07.2012http://klauzura.ru/2012/05/nesmeyanova-olga-alekseevna/
Pingback
26.08.2011http://klauzura.ru/2011/07/soderzhanie-vypusk-3/