Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Ольга Несмеянова. ««Черный Квадрат»: ничего кроме реализма»

Можно по-разному относится к «Черному Квадрату» (в последующем в этом тексте — ЧК) Казимира Малевича, однако отрицать, что актуальность этого полотна не угасает в течение ста лет, что практически ни одна дискуссия дома на кухне за чашкой чая, в интернете, ТВ и др. не обходится без упоминая о нем – бессмысленно.  ЧК – это практически универсальный аргумент как «за», так и «против» современного искусства вообще и эпохи Модернизма, авангарда  в частности

По данным статистики, ЧК – самое популярное произведение Земного шара, его ежедневно упоминают в СМИ десятки раз, чего не происходит ни с одной другой самой прелестной картиной в мире. Оценки Черного Квадрата как правило негативные, на основе предпочтений личного вкуса и эмоций. Аргумент «мне не нравится ЧК значит это не искусство» преобладает в массе мнений никогда не продвигаясь далее, хотя бы к менее глупому «мне не нравится ЧК потому что его не повесишь на стенку в  моей гостиной». Доводы и аргументы не встречаются.  И даже мнения авторитетных лиц, специалистов  из тех, кого мы видим в ТВ-ящике не многим от обывательского отличаются. Иной раз и не в лучшую сторону. Достаточно почитать рассуждения на эту тему Т. Толстой или послушать что говорит уважаемая женщина, зам. руководителя крупного музея в СПб. Сказки,  выдумки,  притчи, мифы и легенды, банальность, общие места и небогатая фантазия на уровне  бульварной литературы – вот в какой форме в лучшем случае преподносится мнение о ЧК. Когда крупный специалист начинает с экрана ТВ  всерьез вещать, что стороны квадрата  слегка искривлены, т.о. они вроде как стали похожи на пропеллер и потому это ввинчивается теперь в наши души, сознание и космос, становится  жутко и дико, как если бы вдруг стал вещать  мракобес. Когда с умным видом люди, считающиеся знатоками, говорят что квадрат не черный, а многоцветный, от смешения красок ставший черным, и потому в нем типа все краски мира, то ясно что человек ничего не смыслит не только в искусстве, но и  с худ. красками даже рядом не стоял, ибо от смешения  красок разных цветов ЧЕРНЫЙ не получится никогда. В лучшем случае  близко к серо-буро-малиновому.  И от смешения чистых цветов спектра тоже не получится черный, а  все-таки белый. По законам физики. Как ни крути.  О том, что ЧК — это Вселенная не говорил только ленивый. Это все невероятная чушь и бредни. Пора об этом наконец сказать. Что касается специалистов при должностях, то если они это всерьез,  им бы лучше не позориться.

Это выдумки о ЧК. А теперь факты.

1)      Это определенно выдающееся произведение искусства. Довод о том, что ЧК – ерунда потому, что его может нарисовать любой, не играет. Много чего из выдающегося может нарисовать любой или многие. Ценность произведения искусства вовсе не равна демонстрации умения, навыка — это прерогатива ремесла. «Джоконду» сегодня тоже могли бы нарисовать многие. И верно, что появись она сейчас – это было проходное никем не замеченное произведение, каких много.  Так же бессмысленно повторять и ЧК. Они именно потому и интересны, что были  авангардными в свое время. Как и основная масса произведений искусства, «Джоконда» является шедевром только в историческом контексте. Но тоже самое и ЧК: он появился вовремя и в нужном месте, а изображен при этом пейзаж с женщиной или чёрный квадрат – это ведь нигде и никаким законом не установлено, что именно дозволено изображать.
Попадание в исторический момент, умение встать в историю как бы впереди времени, сделать заявку на будущее искусства, предвидеть или обозначить своей работой пути развития худ. форм – вот истинная актуальность шедевра. Учитывая то, что в современном искусстве прекрасное и безобразное равноценны, не имеет значения при этом положительные или отрицательные эмоции  возникают при взгляде на предмет искусства

2)      о дегенеративности ЧК. Часто говорят о ЧК как о вырождении, деградации искусства и о Малевиче как о наглеце, решившемся представить людям то, на что другие не решились. Здесь опять по всем пунктам мимо. Во-первых, Малевич не первый подобное представлял, но почему-то других не заметили и не запомнили. А почему? Кто мешает вспомнить и ругать каждый день их? об этом несколько позже
Во-вторых, авангард в процессе модернизации искусства поставил его(искусство) на более высокую, осмысленную ступень уже и потому, что сделал теорию( как бы отдельно и самостоятельно от искусства существовавшую с 18 века, а до этого времени не осознаваемую как теория искусства вообще) неотъемлемой частью нового искусства, его оправданием и его законом. С тех пор ситуация сохраняется до настоящего времени.В историческом периоде становления авангарда(т.н. период Модернизма) теория расцветает бурным цветом именно в связи с практикой нового искусства. Стали появляться произведения, подтверждающие теорию нового искусства и ЧК – одно из них. Исходя из собственной теории авангарда в искусстве не бывает прогресса. А тот ступор, в каком было академическое и салонное искусство к началу 20 века, говорит о его  полностью застойном состоянии. Если бы оно воспринималось обществом как прогрессивное, то навряд ли потребовалась бы столь масштабная модернизация искусства и обществ, какая была в 20 веке. При этом совершенно логично вытекает, что если нет прогресса в искусстве, то не может быть и регресса, а значит и не может быть дегенеративных произведений( а самое дегенеративное для многих — это ЧК), а все они так или иначе являются развитием. Развитие как известно может идти как назад, так и вперед, при этом не стоит давать оценок – какой момент лучше? Пример житейский – когда болезнь развивается вспять – это благо, это хорошо, это понятно каждому. И все в жизни(и искусстве)тоже не так однозначно. И ЧК есть то самое развитие вспять, его тупиковая точка. От которой искусство может идти в разных направлениях, что мы и видим сегодня .Этим и ценен вызов Малевича, который  решился эту тупиковую точку людям показать, нашел для этого адекватные средства выразительности.

 3)О логике искусства вообще и ЧК в частности. Любое выдающееся произведение искусства логично. В нем все связано, логично вытекает одно из другого, один композиционный момент предполагает другой, цвет взаимосвязан гармонично, сюжет имеет свою логику. Любая самая лихая и экспрессивная абстракция имеет свою логику. В этом смысле любой шедевр – рационален. Логика произведения выступает как логика содержания, формы и их взаимосвязи. Изображение, лишенное логики, не соотносится с искусством. И обратная связь – наличие логических связей бесспорный показатель принадлежности к искусству и Малевич дерзко представляет публике чёрный квадрат как доказательство – худ. форма не имеет границ ни в сторону усложнения, ни в упрощении, хотя бы это будет всего лишь черный квадрат…  Какой  ход и  какой яркое доказательство!  По сути математическое
Логичность искусства ощущается всегда. С этим связаны попытки введения математизирующих приемов, всяческих «золотых сечений» и попыток алгеброй подтвердить гармонию. Они, конечно, бессмысленны потому что логика искусства не носит понятийного характера, она парадоксальна с точки зрения обычной логики. Теоретик №1 20 века Т.Адорно пишет о логике искусства: «… невозможно отделаться от навязчивого воспоминания о логике сновидения, в которой чувство неизбежной необходимой закономерной последовательности связано с моментом случайности». По-моему очень точно. Он кстати интересно подмечает, что ведь и «математика, в силу своего формального характера, беспонятийна; ее знаки не характеризуют ничего, и так же мало, как искусство; она не выносит экзистенциальных оценок; часто говорят об эстетической сущности математики.»

  Есть ощущение, что ЧК – промежуточная форма между математикой и эстетикой, настолько сильна его логика. И дело даже не в математической, геометрической форме квадрата(хотя это очень важно – именно квадрат!). Логика квадрата в том, что в период отрицания авангардом всего предшествующего опыта искусства, всех его наработок, попыток выбросить его «на свалку истории», Малевич представил то, что останется на нуле искусства, отказе его от развернутой формы, картины. ЧК – без сомнения это минимальная форма картины, ноль искусства(но не конец), от которого возможен отсчет и движение(как по числовой оси от нуля) как в одну, так и в другую сторону: как в сторону развития новой фигуративности от формального нуля, так и в отсчете новой абстрактности, развивающей новые абстрактные формы от простейшего квадрата

Если говорить о логике шедевра, то она в ЧК присутствует сполна. Давно замечено, что шедеврами как правило признается самое лаконичное произведение своей эпохи. Уж что-что, а лаконичность формы у ЧК заметна даже дилетанту, который часто именно за это ненавидит ЧК. Это крайняя запредельная простота больше всего и будоражит. Можно обнаружить что многие совр.авторы делали разные попытки так или иначе «заполнить» ЧК изображениями и смыслами, считая черноту квадрата пустотой или фоном. Но как правило эти попытки мало удачны и как правило вызывают у зрителя легкое раздражение попыткой «примазаться» к Малевичу. ЧК до такой степени выверен формально и самодостаточен(недаром Малевич пришел к нему в результате многих лет опытов  с самыми разными квадратами), что даже его противники воспринимают попытки улучшить или украсить квадрат как ненужную глупость.

4) о форме и содержании ЧК. В свое время Эль Лисицкий говорил, что Малевич свел все формы и всю живопись до абсолютного нуля. Форма — это пространство, от которого отсечено лишнее… в этом смысле конечно именно квадрат является абсолютной формой, где равенство сторон, углов не дает повода для сравнения и преобладания, соперничества. Квадрат чист и абсолютен. Это бесстрастная форма, не плюс и не минус, это ноль живописи, особенно подчеркнутый отсутствием цвета. Многие видят в ЧК космос, вселенную, черную комнату с черной же кошкой внутри, окно в бесконечность и т.п. Убеждена, имеет место изображение ТОЛЬКО черного квадрата как геометрической формы. И ничего больше. То есть в работе Малевича мы имеем дело С РЕАЛИСТИЧНЫМ изображением чёрного квадрата. Это главная мысль! ЧК – это  реализм. Это подтверждается собственным исследованиям и теоретическим работами Малевича(см. обложку его книги с фигурой ЧК на ней), где он пишет о «новом реализме», что доказывает именно правоту от реализме Черного Квадрата, а не тех(надо сказать если не всех, то очень многих), кто говорит о том, что Малевич своим ЧК реализм перечеркивает и уничтожает, за что его и надо ненавидеть.

При этом  изображение ЧК является как реалистичным, так и абстрактным ОДНОВРЕМЕННО. Также это одновременно живопись и графика. Кроме того, это случай, когда форма (черного квадрата) является одновременно и его содержанием (изображен черный квадрат и ничего кроме).  Т.е. и формой, и содержанием ЧК является черный квадрат как геометрическая фигура. Именно это и подтверждает, что мы имеем дело с УНИВЕРСАЛЬНОЙ, абсолютной художественной формой и в этом тоже момент гениальности этого полотна. Конечно, надо еще учитывать и известный посыл М.Дени, Матисса о том, что картина это раскрашенная плоскость и форма плоскости не может не учитываться и формировать изображения. Это еще одна из причин, почему квадрат, а не круг. Квадрат повторяет  конфигурацию, идет вслед за рамой и растворяется в этой форме. А круг, треугольник уже будут давать зоны отсечения от рамы.

Форма квадрата конечно не случайна. Креативность квадрата, то, как он бъет по сознанию и подсознанию человека несравнима ни с какими другими формами. В этом смысле квадрат есть универсальный знак и не случайно из древности у разных народов солярные(т.е. связанные с культом солнца как источника жизни) наиболее влиятельные знаки имеют форму квадрата или свастики, вписанной в квадрат. Креативность квадрата на уровне восприятия ощущалась всегда. Леонардо да Винчи пишет:»…геометрия сводит всякую поверхность, окруженную линией, к фигуре квадрата и каждое тело к фигуре куба, а арифметика делает то же самое со своими кубическими и квадратными корнями» (Избранные произведения. Тр. Искусство. Гл. Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором. Минск-Москва. 2000, с.246). То есть речь опять о квадрате как абсолютной форме. Черный квадрат обладает предельной, крайней выразительностью, которая проявляется через обобщенный миметический момент черного квадрата как знака.

Относительно содержания нельзя не вспомнить, что были и более ранние попытки представить монохромное геометрическое пространство(прямоугольник, что уже само по себе не то, не действует), для увлекательности «нагрузив» дополнительным содержанием в виде цвета или названия. Это безусловно ошибка от которой действие теряло смысл, логику и не имело того влияния на историю искусства, каким обладает и по сей день ЧК.

Например 1 октября 1882 Салон представляет одноцветное — абсолютно черное изображение, нарисованное поэтом Полом Билходом (Paul Bilhaud) и называлось оно «Ночная драка негров в подвале» (Negroes Fighting in a Cellar at Night). Такой Черный прямоугольник. Также художник Альфонс Алле (Alphonse Allais). На выставке Incoherent shows 1883 года он выставляет картину «Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре», представляющую собой белый прямоугольник. (Pale Young Girls Going to their First Communion in the Snow) На выставке 1884 года он показывает еще один монохромный рисунок — красный прямоугольник под названием «Апоплекcические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря» (Apoplectic Cardinals Harvesting Tomatoes by the Shores of the Red Sea). Затем были Серые, Зеленые и всякие разные еще прямоугольники. Это примеры как раз отсутствия логики произведения, несовпадения с искусством и то, что сегодня этих авторов никто не помнит и говорит о том, что произошел отсев культурного мусора.Те, кто  видит в Квадрате Малевича вселенную, черную кошку в темной комнате и т.п. чушь,  превращают  гениальную картину Малевича в аналогичный культурный мусор. Недопустимо когда такой позиции придерживаются т.н. профессионалы, а по факту дилетанты.

 И еще. Не надо заблуждаться насчет Малевича. Он был одним из крупнейших теоретиков модернизма.  Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве. Занимал в течение жизни ряд немалых постов в сфере культуры, а в 1929 году Малевич был назначен Луначарским народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА.Писал статьи, научные и  философские труды. А у народа почему-то представление о Малевиче как о ловкаче, который просто не умел рисовать, а успел срубить «в легкую» мировой славы. В народе думают, что у Малевича ничего кроме ЧК  и не было, да и тот просто шутка, от нечего делать ,  для  прикола над людьми.  И это тоже выдумки, не очень умные причем. Поэтому совет: не надо ничего придумывать ни про Малевича, ни про Черный Квадрат. Сделайте над собой усилие, постарайтесь в Черном Квадрате увидеть ТОЛЬКО ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ, геометрическую фигуру – и ничего кроме. Ни  Малевич, ни ЧК в ваших выдумках не нуждаются.


комментариев 16

  1. Евгения

    Я, думаю, дело было так. Пришел к Мадевичу акула от галерейного бизнеса и сказал Малевичу:»Казимир, ты, в принципе, наш человек. Сделай-ка нам картину в тему, изобрази черный квадрат, а мы из тебя мировую знаменитость сделаем. Хорошо отблагодарим.» Ну, Малевич, естественно, согласился (а кому на халяву деньжат срубить не охота!). А тема-то была не простая — плюнуть в лицо каждому истинному художнику — чтоб ни один на свете художник до конца своих дней не оттерся. И сделал Малевич «Черный квадрат», и продали акулы от галерейного бизнеса этот «Черный квадрат» за миллион долларов. Теперь каждый художник знает, что тот, кто с галеристами ну очень хорошо дружит, тот в сыр-масле катается, а тот, кто не пришелся ко двору — тот пусть свои шедевры у народа за картошку меняет… Вот и весь вам «Черный квадрат»…

  2. Midav

    Посетитель к смотрителю: «Почему я не вижу своей любимой картины «Чёрный квадрат»?
    — Знаете, пять лет назад её один сумасшедший поцарапал гвоздиком. Так она до сих пор на реставрации. Уж, очень сложная работа!

  3. Владимир Шумский

    Картина.

    Является ли линия, проведенная на холсте, картиной?
    Является ли человек, проведший эту линию, художником?
    Является ли человек, изобразивший на холсте квадрат, треугольник или круг, художником?
    По каким критериям это определить?
    Может быть по принципу красиво, некрасиво.
    Но понятие красоты разное.
    Можно сказать — у каждого свое.
    Пусть — красиво. И что?
    Любой предмет может быть красивым.
    Но это уже относится к дизайну.
    Можно нарисовать много красивых геометрических форм.
    По цвету, по фактуре.
    Но будет ли это картиной.
    Скорее — панно для украшения стен.
    Что ты хочешь сказать зрителю?
    Какую эмоцию, какую мысль ты хочешь ему передать?
    Является ли «Черный квадрат» Малевича картиной?
    По-моему мнению — нет.
    Как говорится, «это бублик без дырки».
    Потому что там кроме квадрата ничего нет.
    Много людей пытаются доказать обратное.
    Они нарисовали эту «дырку от бублика» в своей голове,
    и пытаются убедить нас в её существовании.
    Может быть у них она и есть…
    Был ли Малевич гениальным художником?
    По-моему, он не был художником вообще.
    Это видно по его реалистическим работам.
    Они всегда вторичны.
    Вот поэтому он пошел в другую сторону.
    Упрощения, схематизма.
    Конечно, бездушные геометрические фигуры рисовать легче.
    Там не видно отсутствие мыслей и чувств.
    Но это уже не станковое искусство. Это не картины.
    Видимо это отсутствие художественного начала
    привело его к его несомненным находкам в области формы и цвета.
    Я бы назвал его мастером, ученым, который отсутствие внутреннего художественного мира
    пытался заменить рассудком.
    ( «дырка от бублика», это невидимая, часть картины, в которой заключаются мысли и чувства художника)

  4. В. Шумский

    Искусство всегда национально.
    Искусство — это всегда политика.
    Если нет ни того , ни другого,
    Это тоже политика.
    И за это платят.
    Кому нужен был «ЧК»?
    Я думаю Вы догадываетесь.
    Достаточно вспомнить тогдашнюю ситуацию в России.
    Кто заплатил, чтобы сдвинуть этот квадрат с места?
    Кто раскрутил его?
    Вот что интересно было бы узнать.

  5. Владимир

    Поскольку сегодня 1 апреля приведу шуточную версию истории Чёрного квадрата. Малевич заканчивал портрет своей любовницы и был очень доволен своей работой. Оставалось лишь несколько штрихов, но тут неожиданно в мастерскую пришла законная супруга.Самым быстрым решением было — закрасить портрет чёрной краской. Так появился чёрный квадрат.»Что это за мазня?» — поинтересовалась жена. «Это самая моя большая тайна, -отвечает художник. — И через сто лет будут пытаться её разгадать. Она меня ещё прославит!»

  6. Ольга Несмеянова

    Чем-то подобным занимается семиотика)))

  7. Владимир Глинский

    Я бы назвал ЧК (кстати, обратим внимание на зловещность аббревиатуры) знаком препинания изобразительного искусства. Просто, кто-то видит в ней точку, а кто-то вопросительный знак. Кстати, интересно рассмотреть некоторые знаковые объекты искусства, как части общего синтаксиса, как части речи изобразительного искусства, и знаки препинания.

  8. Алма Баян

    Ольга, я Вам уже написала в комментариях в сообществе, повторю здесь… Вы не желаете понять, что у окружающих есть право на собственное мнение… Я бы с удовольствием побеседовала на тему, что есть подлинное искусство, но вести диалог с человеком, которому не достает культуры общения — невозможно! Всего хорошего!

  9. Ольга Несмеянова

    Алма Баян! А что есть произведение которое сильнее будоражит чувства чем ЧК? посмотрите на реакцию кругом — не замечать ее по отношению к ЧК может только уж совсем слепой или ничего не понимающий человек
    Если ЧК не задевает чувства, то какое произведение тогда задевает? примеры
    Хотя довод о чувствах как о критерии принадлежности искусству полностю дилетантский, идет из сов. школы и рассказов не очень грамотных учительниц о картине

  10. Алма Баян

    Решила дополнить свой комментарий… Ольга, мне очень понравилась Ваша статья. Вы — прекрасно, логично и очень аргументированно представили свою позицию… И мне понятно, что Вы хотели сказать… Моя субъективная оценка может отличаться от мнения авторитетов от искусства… Я считаю шедевром то, что будоражит не только мой ум, но и чувства…:))) Это такое мнение частное… Бесполезно спорить, что считать щедевром, потому что в таком случае, чтобы вести диалог, пришлось бы много всего оговаривать в терминологии… Успехов-удач-находок!:)))

  11. Алма Баян

    Я думаю, что с точки зрения Идеи, как новаторство — картина Малевича, конечно же, стоит в списке прогрессивных продуктов. Но, назвать картину Малевича — шедевром, лишь потому что она оказалась в нужное время в нужном месте… Придумать нечто новое — дано гениям, но и до Малевича писали черные квадраты… :)))

  12. Дан

    Чёрный квадрат — изображение единичного пикселя с нулевым цветом.

  13. Ольга Несмеянова

    Я поняла его. Мысль непритязательная скажем прямо. Это еще не самое громкое «фу» в адрес современенника -авангард не многими был понят и принят сразу, много ушатов вылито им на голову окружающими, в том числе и сами себе и друг другу(к примеру Матисс — Пикассо и пр.)и это ни о чем не говорит, кстати. Как говорится точка зрения, спасибо за наводку, текст мне не знаком, найду, сохраню себе, пригодится. Кстати большевики(многие из них прекрасно образованные были) оценили Малевича, модернист всегда поймет модерниста
    Вы будете смеяться, но мне нравится Малевич именно как многоплановый тонкий художник. Его работы впечатываются, запоминаются, их узнаешь и отличаешь сразу и это при той простоте(кажущейся) с какой он работал в любом стиле. Если хотите, я ему пыталась подражать в разнообразии стилей и подходов, это непросто, но об этом отдельный разговор

  14. Андрей Гринин

    интересно знаком ли автор со статьей Абрама Эфроса Казимир Малевич (Ретроспективная выставка), Художественная жизнь 1920. №3. Март-апрель; повторная публикация см. Казимир Малевич. Собрание сочинений в 5 томах, т.3, приложения
    вот маленький отрывок из нее:
    «…оказалось никакого «художника Малевича» нет вообще, есть несколько лиц, носящих имя и фамилию «Казимир Малевич», и пишущих картины; то, что мы в своем воображении зрителей объединяли одним понятием «Малевич» есть только условная схема, нами изобретенная и теперь разрушенная ретроспективной выставкой. Единое физическое бытие Малевича разлагается в художественном плане на несколько фигур; эти фигуры мало примечательны; во всяком случае не больше четырех, пяти, шести десятков других фигур, делавших то же, делавших так же и делавших с теми же целями. Если те шестьдесят имен отмечены чертами эпигонов, то и наши несколько Малевичей дадут в этом же эпигональном ряду дальнейшие цифры: шестьдесят один, шестьдесят два, шестьдесят три. Наши Малевичи не хуже тех, и не лучше тех, — они такие же. Они перенимают у сильнейших, и подражают сильнейшим. То, что становится в центре внимания художественного дня — то и забирает их. Их лучшие качества это — упорство и последовательность в подражании, желание идти за учителями до конца; этим они отличаются от других эпигонов, худших, в которых живет равнодушная подражательность и которых вялая рысца влечет вослед художественной моде.
    С этой точки зрения, Малевич — среди группы лучших; в своей несамостоятельности, в своей зависимости, в своем подчинении он очень упорен и последователен; а так как каждое новое поветрие увлекает его всего, то и получается, что один Малевич распадается на несколько Малевичей, а эти несколько Малевичей никак не могут образовать одного Малевича.»
    характерен и финальный пассаж:
    «И если Малевич вздумал настаивать на том, что именно с точки зрения самого искусства живописи, чистоого живописания, его творчество ценно и важно, это было для него равносильно самоуничтожению. Но об этом, кажется, он не говорит; это, вероятно, его не слишком заботит — он печется о свое й теории: была бы цветуща и победна она!
    Но ей, как логическому и сильному выводу из кой-каких посылок современного искусства, мы в значительности, повторяю, и не отказываем. Мы лишь говорим, что живопись Малевича унижает его теорию, и поэтому мы откидываем первую, чтобы не компрометировать вторую. Надеюсь, это в прямых интересах Малевича, ибо мы спасаем хорошего Малевича от посягательств Малевича дурного.»

Добавить комментарий для Алма Баян Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика