Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Игорь Каплан. «Вся жизнь – сериал»

«Условия контракта», «Понять простить», «Участковый детектив», «Каменская», «Вера, надежда, любовь», «На углу у Патриарших», «След», «Физика или химия», «Обручальное кольцо», «Тайны следствия», «Чокнутая», «Слово женщине», «Ефросинья», «Маршрут милосердия», «Даешь молодежь», «Ранетки», «Закрытая школа», «Папины дочки», «Эра стрельца», «6 кадров», «Воронины», «Мосгорсмех»…

Нет-нет, вы не угадали. Это не записки пациента палаты номер шесть и не бред наркомана. Это всего лишь перечисление сериалов, название которых я выписал из сегодняшней телевизионной программы. Справедливости ради замечу, что идут они не все по одному каналу, а более или менее равномерно разбросаны аж по четырем. По четырем из множества, доступных сегодня любителям голубого змия. Так что, само собой, список сериалов далеко не полон.

Когда-то Чехов написал: краткость – сестра таланта. Эта фраза с тех пор так часто нами употреблялась, что, как говорится, глаз замылился. Потом кто-то из современников к чеховской фразе добавил «…но теща гонорара» и появились сериалы. Раньше режиссерам вполне хватало и одной серии, чтобы выразить свою мысль и чего-то донести до зрителя. Теперь же серии отсчитываются десятками, а мысль все равно нужно с фонарем искать, и то, не факт, что отыщется. Сегодняшние сериалы очень напоминают акынов – что вижу, то пою. Причем нередко певец этот еще должен быть и изрядно выпившим параноиком под кайфом. Иначе просто не объяснить многое из того, что показывают нам с экранов.

И, все же, сериалы так прочно вошли в нашу с вами жизнь, что даже представить страшно, что случится, если все они, да хоть по щучьему велению, в мгновение ока исчезнут. Миллионы телезрителей так никогда и не смогут узнать, кто же настоящий отец Кармелиты. Все – жизнь окончена.

А что случится с самими телеканалами – боюсь даже предположить. Им же чем-то другим придется заполнять эфир. А чем? Концертов на всех желающих не хватает. Та сплоченная группа певцов, певиц и юмористов, что улыбается нам и так уже почти с каждого канала, на все не успеет, как бы не пыжилась. Ну, просто, дней рождений, круглых и не очень дат, уходов со сцены и тому подобных поводов, как ни крути, а конечное число. Зарубежные мыльные оперы денег стоят и приличных. Умных познавательных передач катастрофически мало. Ну, не считать же всерьез таковой цикл фильмов «Среда обитания», цель которых доказать, что все мы когда-нибудь умрем, и если не сразу после того, как съедим кусок мяса, то уж помыв руки мылом – точно. Новые художественные фильмы почти не снимаются. Можно, конечно, заполнить эфир добротным старым кино, но это, как говорят на первом канале, большая разница.

Вот и выходит, что без сериалов сегодня нам никуда. Вся наша жизнь – один сплошной сериал. Сериалы – это практически вершина, которой достигло телевидение в процессе дебилизации населения. С ними в этом плане способно соперничать разве только «Кривое зеркало», ну и еще несколько передач типа «Жить здорово».

К слову сказать, по мне, так лучшее в передаче «Жить здорово» — это пародия на нее в «Большой разнице». Так получилось, что пародию я увидел раньше самой передачи и долгое время считал, что актеры в пародии сильно утрируют и передергивают в своей игре. Увидев случайно оригинал, понял, что это не так. Даже слегка смягчают.

Да, мы немного отвлеклись. Итак – сериалы. Раз уж нам без них все равно не обойтись, неплохо бы иметь некую схему, пользуясь которой любой, желающий оставить свой след в этом пласте общественной жизни, смог бы без особого труда это сделать, написав сценарий для еще одной «нетленки». Для этого нам нужно попробовать понять, что же должно быть в сценарии, чтобы сериал имел успех. Сразу замечу, что последующие рекомендации основаны исключительно на личных наблюдениях в результате просмотра большого количества сериалов.

Для начала попробуем определиться с тематикой. Я бы остановился на такой градации:

0.Военные и исторические

0.Фантастика

1.Комедии

2.Боевики и детективы

3.Мелодрамы

 Итак, рассмотрим все по порядку.

 0. Военные и исторические.

 Я начал в этом случае отсчет с нуля неспроста. Во-первых, лично мне кажется, что сериалы на эти темы выглядят на экране наиболее достойно. Их даже трудно назвать сериалами. Просто многосерийные фильмы. Кому, например, придет в голову назвать сериалом «17 мгновений весны» или «Щит и меч»? Во-вторых, я не считаю для себя лично возможным ерничать на тему войны, даже с учетом достоверности и трактовки событий, предлагаемых нам с экранов.

0. Фантастические сериалы.

 Здесь порядковым номером тоже стоит ноль и это не ошибка. В данном случае причина такой нумерации в том, что этот жанр никак не представлен среди российских сериалов. Ну, то есть, абсолютно. А значит, и говорить не о чем.

Скорее всего, это можно объяснить недостаточным финансированием, как мне кажется. Ведь фантастика предполагает масштаб и зрелище, а на это нужны соответствующие средства. Ведь одно дело снять, допустим, «Ночной дозор» или там, прости господи, «Обитаемый остров» и совсем другое – аж целый сериал.

Еще, как мне кажется, несмотря на то, что полки книжных магазинов буквально ломятся от фантастических романов, и все новые и новые книги тоннами выходят из-под пера армии фантастов, нашей киноиндустрии ближе по духу не вампиры и инопланетяне, а Баба Яга с Кощеем Бессмертным. А из этого, опять же, сериал сделать достаточно проблематично.

 1. Комедии.

 С ними тоже более-менее все понятно. Идея большинства сериалов этого жанра скопирована с заокеанских «шедевров». Как правило, за основу взят западный сериал и заменяются только диалоги, которые адаптируются к российскому фактическому материалу. Здесь даже количество и типажи главных героев копируются со скрупулезной точностью.

Для написания подобного сценария вам нет необходимости в какой бы то ни было схеме. Достаточно лишь иметь диск с оригинальным сериалом и англо-русский (как правило) словарь. Для более высокой производительности можно вместо словаря посадить рядом кого-нибудь, знающего английский язык. Ну а потом останется лишь исправить имена главных героев, названия населенных пунктов, слегка разбавить все это российским колоритом и сериал готов.

Исключением из этого правила служат, разве что, «Сваты» и «Солдаты», сюжеты которых высосаны исключительно из российских пальцев. Да и то, оба являются, по сути, подборкой житейских поговорок и прибауток в первом случае и армейских анекдотов во втором, объединенных нехитрым сюжетом.

Для создания сценария подобной комедии вам просто необходимо как можно большее количество сборников с анекдотами и КВНовскими шутками. Остается  придумать к ним связки и все – сценарий можно считать написанным.

Хочу сразу оговориться, что все, о чем я сейчас пишу, совершенно не относится к качеству самих сериалов или игре актеров в них. Так, тех же «Сватов» я смотрю с огромным удовольствием и готов низко поклониться тому, кто пишет диалоги для сериала «Интерны». Речь, еще раз повторюсь, не о том, а о сериалах вообще, как явлении.

Итак, что у нас дальше по списку?

 2. Боевики и детективы.

 Поговорим вначале о боевиках. Здесь вам нужно перво-наперво определиться, кто у вас будет главным персонажем: герой-одиночка или команда. Если одиночка, то он должен быть в прошлом бывшим десантником или спецназовцем. Желательно офицером (так солиднее). Иначе просто не объяснить, как это он так ловко управляется со всем, что стреляет и двигается. А тут, как бы, офицер и всё само собой разумеется… М-да… Далее вы должны решить, как он дошел до жизни такой, то есть, выгнали ли его из армии или он продолжает тянуть лямку.

В первом случае он, как пить дать, должен непременно связаться с криминальными структурами, чтобы с головой увязнуть в их темных делишках. Но, в конце концов, офицерское начало должно взять в нем верх. Он обязательно всех разоблачит, кого надо перемочит, после чего у него есть лишь два варианта: остаться простым мирным гражданином, умиляющимся при виде каждой пролетающей мимо бабочки, либо возвратиться в армию таким мужественным из себя героем, так как только с ней всегда и связывал свое будущее.

Если же он все еще служит, то наиболее возможное развитие событий лежит либо в области шантажа с целью выдать чего-нибудь важное, либо что-то, опять же важное, наоборот скрыть. Если в первом случае, скорее всего, действуют вражеские шпионы, то во втором – свои нечистые на руку оборотни в погонах. В обоих случаях  дальнейшее развитие событий практически аналогично: главный герой выведет всех на чистую воду, опять же, перемочив уйму народа, и вернется в строй героем.

При работе над героем-одиночкой очень важно учесть несколько моментов. Во-первых, присутствие рядом красивой беззащитной женщины. Он может влюбиться в нее сразу или сначала вообще не замечать, и лишь потом проникнуться к ней чувством. Чаще всего скорость появления этого чувства прямо пропорционально формам спутницы. Во-вторых, периодически в него должны попадать пули, осколки гранат и тому подобная мелочь. Можно еще обрушивать ему на голову фрагменты зданий, но нечасто. Из всего этого он должен выбираться весь в крови и пыли, но заживать на нем все обязательно будет как на собаке, как настоящему герою и положено.

С группой в качестве главного героя все обстоит практически так же, что касается живучести. Только начинать вам следует с того, что нужно набрать человек пять – шесть супер профессионалов, каждого в своей области, а дальше все зависит от вашей фантазии. Они могут распутывать практически до бесконечности, в рамках бюджета фильма, одно дело за другим, убивая на своем пути все, что шевелится, всеми доступными им способами. Обязательно наличие в группе умного, чуткого командира, способного отстоять каждого члена группы перед недалеким начальством. Еще среди специалистов должна быть молодая красивая женщина с крупным бюстом. Наличие последней детали обязательно. Здесь я не уверен, но, очевидно считается, что так женщине удобнее стрелять.

В качестве разнообразия сюжета можно время от времени убивать членов группы, заменяя их новыми специалистами с совершенно другими навыками или же до тех пор, пока в живых не останется кто-то один. При таком развитии сюжета постепенно переходим к варианту героя-одиночки и далее по схеме.

Детективы отличаются от боевиков лишь в методах работы главных персонажей. Точно так же, как и в боевиках у нас могут действовать как одиночки, так и целые коллективы.

В случае одиночки – это супермозг. Как правило, невзрачный, неуклюжий в быту человек, но обладающий недюжинным интеллектом. Приветствуется наличие двух-трех помощников. Можно раздолбаев, но исполнительных и ставящих в ответственные моменты интересы дела выше личных.

В группе, опять же, как и в боевиках, вы вначале подбираете различных специалистов, с той лишь разницей, что способности членов группы лежат не в области боевых искусств, а, как правило, в области современных технологий, которыми они умело пользуются направо и налево. Иногда к этим способностям могут примешиваться и паранормальные, что добавляет сюжету некую пикантность, а поле деятельности сценариста расширяет практически до бесконечности.

 3. Мелодрамы.

Этот жанр представлен на экранах наших телевизоров наиболее полно. В производстве мелодрам российский сериалотограф шагнул далеко вперед, оставив позади Бразилию с Аргентиной.

Миллионы тещ, свекровей и, не побоюсь этого слова, жен сидят перед телевизорами, обложившись успокоительными и сердечнососудистыми, в ожидании очередной мелодрамы, количество которых уже превысило все разумные пределы.

Так с чего же необходимо начать работу над сериалом, если вы все же решили попытать счастья именно в жанре мелодрамы?

Для начала возьмите большой лист ватмана, на котором вы должны придумать и изобразить немыслимых размеров генеалогическое дерево. В нем должны присутствовать все возможные и невозможные родственные связи. Все, на что способна ваша фантазия. Не торопитесь. От основательности вашей работы будет зависеть в дальнейшем продолжительность сериала и количество неприятностей, выпавших на долю главного героя или героини. Хотя, о неприятностях мы поговорим немного позже.

Далее, когда с генеалогическим деревом будет покончено, возьмите в руки циркуль и закройте глаза. Воткните циркуль наугад в ватман и начертите средних размеров окружность. Все, теперь глаза можно открыть – треть работы над сериалом вы проделали.

Теперь объясню, как же всем этим пользоваться. Тот, в кого вы попали иголкой циркуля, и будет главным героем вашего сериала. В идеале, это должна быть молодая женщина. Если вдруг циркуль попал на пожилого мужчину – тоже не беда. Меняем его возраст с семидесяти на двадцать пять, имя с Миши на Машу и главный герой готов.

Не переживайте, что при подобном изменении нарушается структура генеалогического дерева. Кто его кроме вас видел? Да и вообще, кого в мелодраме интересует логика? Так даже интереснее. Вообще, если бы в мелодрамах персонажи не тупили и поступали логично, то сериал закончился бы серии на третьей.

Итак, с главным героем определились. Теперь, тех, кто попал в пределы очерченной вами окружности, будем считать родственниками, а обо всех остальных забываем. Нет-нет, не совсем забываем, а только о том, что все они имеют отношение к генеалогии главного героя. Они будут временно просто персонажами нашего сериала: соседями, друзьями, коллегами по работе, врагами и так далее.

Не нужно обращать внимание на то, что только одна из сестер оказалась в пределах окружности, или, что родители главного героя не вошли в число его родственников. Вы просто оставляете про запас место для интриги. Тем интереснее впоследствии может оказаться сюжет.

По ходу сериала можно будет какие-то из родственных связей постепенно выявлять по мере необходимости. Но не обязательно. Тут важна сама возможность это сделать. Так, например, зайдет сюжет в тупик, а вы – оп, и выясняется, что Вера и Надя-то, оказывается – сестры. Да еще и близнецы.

Думаю, что с главными и не очень героями мы худо-бедно разобрались, теперь пора переходить непосредственно к сюжету. Перед этим вам необходимо проделать определенную подготовительную работу. Возьмите стопку разрезанной на небольшие полоски бумаги и на каждом из кусочков напишите какую-нибудь неприятность. Все, что вашей душе угодно, от поноса до авиакатастрофы. Так же на отдельных полосках напишите радостные события, типа, первая любовь, рождение ребенка, развод с нелюбимым мужем… Примерно в соотношении один к десяти по сравнению с количеством неприятностей. Сделали? Ну вот, еще треть работы позади.

Осталось сесть и написать сценарий. Для этого перемешайте все листики, которые вы только что заполнили и тяните по одному наугад. Так вы узнаете, что же выпало на долю вашего главного героя. Вам останется все это лишь записать и сценарий готов.

Еще несколько советов. Во-первых, неплохо заранее определиться, какие персонажи будут положительными, а какие отрицательными. Я бы советовал прибегнуть к такому методу: проведите черту на вашем ватмане, отделив, таким образом, часть указанных там людей. Совсем небольшую. Это и будут отрицательные персонажи. Опять же, кто именно попадет в этот список, значения не имеет. На мой взгляд, лучше проводить вертикальную черту, хотя, говорят, что и горизонтальной можно добиться такого же результата. Не знаю – не знаю, лично у меня такой способ вызывает сомнение. Во-вторых, когда процесс написания сценария станет для вас совсем уж скучным, можно его несколько разнообразить. Сценаристам-женщинам я бы советовал запастись чем-то вроде колеса из «Поля чудес», ну вы знаете. Разложить на нем ваши листики и таким образом определять продолжение сюжета. Мужчинам я бы порекомендовал повесить на стену большую деревянную доску, развесить на ней полоски бумаги и выбор производить с помощью дротика.

Да, чуть не забыл, внимательно следите за количеством серий в вашем сериале. Оно непременно должно быть кратно четырем, то есть четыре, восемь, двенадцать и так далее. Для чего это нужно? Не скажу наверняка, но на этот счет существует несколько мнений. Среди заслуживающего наибольшего доверия, на мой взгляд, то, что четыре серии – это оптимальное количество, которое можно записать на один диск.

На прощанье хочу пожелать всем тем, кто не смотря ни на что, все же решит посвятить себя созданию новых сериалов, чтобы их труд не затерялся в необъятном море ширпотреба от искусства. Но, возможно, у вас достанет таланта, чтобы все, что вы хотите сказать, уместить в полтора часа, а не в полугодичной мыльной опере. В таком случае, забудьте все, что вы только что прочитали и быстрее за работу.


комментария 2

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика