Понедельник, 04.11.2024
Журнал Клаузура

Владимир Корнилов. «Сердцем сыновним на отчей земле» (Заметки о творчестве поэта Александра Хрулькова)

     Вспоминаю, как людно и шумно было в актовом зале Дома детского творчества пос. Гидростроитель, собравшем в октябре 1996 года около 200 учащихся из соседних школ на авторский вечер поэта Александра Хрулькова. К тому времени у него вышло шесть поэтических книг, четыре из которых были написаны им для детей.
Дети с большим интересом слушали рассказ поэта о его непростом творческом пути, о трудностях, связанных в последние перестроечные годы с изданием каждой новой книги.
Затем читал он удивительно светлые, как родниковые воды, стихи, которые легко и просто входили в души ребят.
С Александром Павловичем  Хрульковым и с его самобытным творчеством я познакомился в начале 70-х  годов, когда переехал жить с Южного Урала в легендарный Братск и стал заниматься в одном с ним литературном объединении «Истоки». Мне уже тогда понравились его оригинальные стихи для маленьких читателей, хотя не менее интересными по художественной выразительности были у него и стихи для взрослых.

После сдачи  Братской ГЭС в эксплуатацию, – на строительстве которой Александр в качестве монтажника работал с 1958 года, – чувство непривычной оседлости не давали в то время покоя молодому поэту: т.к. страна, оправившись уже от разрухи, нанесенной войной и укрепляя оборонную мощь, строила гигантские заводы, возводила невиданные, для зарубежных государств, по количеству выработанной электроэнергии, гидростанции, шагала семимильными шагами по сибирским просторам, успешно осваивая эти экономически важные пространства.   Братская ГЭС к тому времени  уже  работала на всю мощь. В нее, вместе с тысячью других романтиков, приехавших на строительство, была  вложена и щедрая частица души  Александра. Но не мог он долго сидеть на обжитом месте. В то жаркое время вокруг громыхали новые эпохальные стройки, такие, как Байкало-Амурская Магистраль, Усть-Илимская и Богучанская ГЭС, а также возводилось множество др., не менее важных, народно-хозяйственных объектов. И Александр Хрульков, не задумываясь ни на минуту о предстоящих трудностях, уезжает на строительство БАМа. А так как он не переставал все это время писать стихи, которые уже публиковались и в Братске, и в Иркутске, то, окунувшись в водоворот стремительных событий, он и там находит единомышленников по творчеству и применение своим литературным способностям. Уже тогда пристальное внимание на его самородное творчество обращают писатели Москвы, готовящие под руководством поэта Олега Шестинского коллективный сборник самодеятельных поэтов БАМа. Так  впервые появляются его стихи в центральной печати, в коллективном сборнике  «Стыковка» (М., изд-во «Молодая гвардия», 1984).
Но Александр  по-прежнему продолжает поддерживать творческие отношения  и с нами, «истоковцами», и с профессиональными писателями Иркутска и своей родной Мордовии,  где в г. Саранске в 1984 году у поэта выходит его первая детская книга  стихотворений «Красногорье». В «Восточно-Сибирском книжном издательстве» у него,    кроме   коллективных   публикаций,    выходит   в   ту  пору   книга   для   ребятошкольного и младшего школьного возраста  «Часы с кукушкой» (1984). И снова
в «Восточно-Сибирском книжном изд-ве» (Иркутск, 1990) увидела свет его новая детская книга  стихотворений «Я сажаю дерево».  Двумя  годами позже  в издательстве «Сибирячок» (Иркутск, 1992) будет опубликована очередная книга поэта для ребят «Золотые грибы».
В Братской   городской  типографии  следом за  ней к маленьким читателям придет  удивительная  по   своей   художественно-воспитательной  и  тематической цельности книга «Алешка тракторист» (1993), несущая детям духовно нравственные истоки нашего исторического бытия, заключающегося в усвоении ими с молоком матери прилежания и любви к труду на отеческой земле.
Возвратившись с БАМа в Братск, Хрульков выпускает еще две самостоятельные книги, – но уже для взрослого читателя. Это – «Маленькая рощица» (1992) и «Березовый снег» (1994).
Особенно мне в те годы запомнился, словно высеченный из крепких пород камня, возмужавший облик Александра. Нашим глазам предстали тогда его широкие, с натруженными ладонями, сильные руки. На слегка, загрубевшем, выдубленном от ветров, лице, сквозь прищур глаз всегда лучилась при встрече с друзьями его приветливая улыбка. Но при этом от внимательного взгляда не ускользала и его, с потаенными уголками, незащищенная от обид душа большого ребенка. Вообще с ним было всегда легко и задушевно просто. Саша много знал из классической литературы. Часто цитировал из Бунина или Есенина полюбившиеся ему строки. Это общение  творчески  сближало нас, помогало тогда в преодолении литературных трудностей.
Родившись в семье потомственного хлебороба, Александр с детства узнал нелегкий крестьянский труд, цену запашистому свежему хлебу. Все это наложило своеобразный отпечаток и на его творчество. Вот почему  даже в детских стихах у него трудятся абсолютно все.   Это можно проследить по стихотворениям его книг. Например, плотник дядя Саша из одноимённого стихотворения пришел на землю, чтобы оставить память о себе потомкам,  строя  на ней добротные, красивые избы-терема с резными кружевами-узорами наличников:

«Вечно будет жить работа –
Дяди Сашино село».

Трудятся от зари до зари и хлеборобы его родного села Красногорья, и труд приносит им истинную радость:

«Улыбаются шофёры,
И земля вокруг светла,
Хлеб идет из Красногорья,
Хлеб из нашего села»

Стихотворение «Хлеб»

Приносит  пользу   сельчанам  и  колхозный  пастух  дядя  Коля  из  одноименного стихотворения,  и   пчеловод   Иван  Петрович,   лирический   герой       стихотворения « Пчелиная деревня»,  который не только сам работает на пасеке, но и его пчелы:

Как люди, трудятся на поле:
Домой с гречихи мёд несут.

Не может поэт, выросший на земле, политой потом его родных и близких людей, мириться с ленью, всё чаще в последнее время дающей свои обильные сорные всходы на сельской ниве, –  и тогда, как бы иронизируя над самим собой, он очень тонко, с присущим ему юмором, высмеивает эти пороки. Иллюстрацией тому служит его стихотворение «Появилась в доме лень»  из книги «Березовые колки»:

Появилась в доме лень,
Тень наводит на плетень,
Тень наводит на меня,
Если лягу у плетня.
Лёг – не хочется вставать
Лук с морковью поливать.
Если б не упал плетень,
То лежал бы целый день!

Все стихи Александра Хрулькова объединяет одна тема – тема любви к родной земле и радости труда на ней. Интересным в этом плане у Александра Хрулькова является стихотворение  «Трактористы»,  в котором его маленький герой с детства пытается освоить нелегкую профессию хлебороба:

Едем мы не по дорожке –
Пашем трактором поля,
За рулём мой брат Алёшка,
Иногда рулю и я.
Как на море, нас качает,
В пять борозд за нами след.
Степь широкая скучает,
Если нас с Алешкой нет.

Одной из главных тем в творчестве Хрулькова является тема красоты окружающей нас природы. Какими сочными красками и точными приметами рисует поэт приход весны в стихотворении «Праздник»:

Вновь луга зазеленели,
В роще вербы расцвели,
И на вербы прилетели
Гости – пчелы и шмели.
В роще праздник, праздник мая:
Гости пьют  нектар хмельной
И друг друга поздравляют
С наступающей весной.

Обладая поэтическим видением мира, Александр Хрульков  рисует необычно и радугу в одноименном стихотворении. Сюжет этого небольшого стиха, казалось бы, не новый, да и образ радуги-коромысла древний, как и само явление радуги. Но вот автор подвешивает  к ее концам, словно вёдра:

На один конец – речушку,
На другой – в цветах опушку…

И дети уже зримо представляют себе образ радуги-коромысла.
… Природа в понимании Хрулькова не только источник красоты и поэтического вдохновения, но и целитель человеческих недугов. Такой она показана в стихотворении    «Ландыш».   Целебный   настой   этого   цветка  поможет   вылечить
больное сердце бабушки, которая, выздоровев, подарит своим внучатам еще не одну замечательную сказку.
Его маленькие герои – думающие и рассуждающие люди, пытающиеся заглянуть в тайны природы, задающие подчас окружающим глубоко философские вопросы. Такова Алёнушка из стихотворения  «Бабушка, солнышко и Аленушка» и герои других его стихотворений.
Жаждой познания мира, стремлением юных героев раздвинуть горизонты виденного проникнуты многие стихи А. Хрулькова, например:

На коне своем гнедом
Я объехал дом кругом.
А как вырасту большой –
Я объеду шар земной.

Стих. «Я объеду шар земной»

Не забывает в своем творчестве поэт и тех, далеких трагических событий, связывающих его детскую память  с Великой Отечественной войной, с которой многие из родных и близких ему людей не  вернулись живыми в Красногорье. А те, кому посчастливилось дожить до Дня Победы, зачастую искалеченными возвращались в свои обветшавшие за годы лихолетья подворья… Как предостережение для будущих потомков, чтобы никогда не произошло подобных  вселенских трагедий, написано им стихотворение:

9 МАЯ 1945 ГОДА
(Госпиталь)

Он вскинул костыли: «Победа! –
Одна нога в чужой земле…
Живой солдат! Домой поедет
Ходить на костылях в селе. –
Победа!» –  и не удержался…
Он рухнул на пол вгорячах.
И сын-мальчонка не дождался
Домой отца на костылях.

Об этом же не менее горестные строки его стихотворений «Тётя Поля», «Военный Новый год», «Коростель», хотя последнее из них  написано  в  более щадящей для детских душ  манере:

Где солнце долго не садится,
Где жаворонок с высоты
Звенит над рожью и пшеницей –
Там родина и мать, и ты.
Там коростель в цветенье Мая,
Как инвалид на костылях,
Скрипит, войну напоминая
И павших за село в боях.

Певец родного края – он бережно хранит и по сей день в памяти всех поименно, кто жил в его бытность  на  этой древлеотеческой земле, хотя с годами всё чаще он с горечью наблюдает начавшееся запустение и на его малой родине, где испокон веков на веселом месте, на горе,  селились люди близ воды.  Таким было и  село Красногорье, где у каждого двора били ключом родники. Светло и мудро жили в нем люди, которые пили эту чистую студеную воду. Ни войны, никакие другие великие потрясения не смогли прежде разрушить полностью тот уклад жизни, который веками существовал у красногорцев. И только нынешние «сердобольные реформаторы» сумели напрочь опустошить российские деревни. Не избежало этой участи и Красногорье.

…Нет в селенье родных красногорцев:
Кто уехал, кто предан земле.
Стало горестней горькое горе,
Поселившись в бурьяне и мгле.

Великим  состраданием и скорбью по умершим на малой родине, оставившим  с детства незабываемый след в душе  поэта, звучат  в его стихах эти пронзительные строки:

Здесь люди покоятся наши:
Вот бабушка, мать, – всё родство.
Они мне оставили пашни
И рощи – бессмертье своё!
И пашни, и рощи в зените –
Растут, поднимают себя.
И вы поднимайтесь, взгляните:
Хорошие нынче хлеба!
И солнышко светит над нами,
И дождик навстречу спешит
Своими большими шагами –
Услышав мой голос навзрыд!

Стих. «На кладбище»

Особо хочется отметить в творчестве Александра Хрулькова стихотворение  «Часы с кукушкой». Оно не только о точной примете из деревенского быта, а как бы о живом образе времени, напоминающем о себе веселым звоном кукушки:

Я с ней учусь по звону
Считать за часом час.
Ку-ку!.. Почти учёным
Пойду я в первый класс.

Мир ребенка удивительно красочен и разнообразен. И чтобы передать его в стихах и небольших миниатюрах, поэту необходимо богатая словесная палитра. Авторы, идущие в детскую литературу, должны учитывать все особенности читательского возраста. В противном случае у них получатся книги, лишенные адреса, которые не нужны ни ребенку, ни взрослому.
Язык детской литературы требует от писателей не только простоты, ясности,   и подлинного мастерства,  умеющего осветить мир ребенка,  затронуть тонкие струны его доверчивой души, но и должен быть гармоничен с  его возрастом и интеллектом.
Кроме прочего, книги для детей должны быть наполнены неповторимым каскадом приключений и фантазий, сюжеты которых бы цепко держали в своем плену воображение ребенка, вплоть до самого окончания произведения.
Если же это стихи для детей, –  то язык их должен быть образным и благозвучным для восприятия, словно подслушанным сердцем поэта в разноголосице их повседневной жизни…
Что касается детской поэзии Александра Хрулькова, то я могу с уверенностью сказать, что она отвечает всем этим  высоким требованиям: ибо несколько лет назад   я уже опубликовал в своей книге «Вдали от богемы»  рецензию на его творчество.
Недавно Александр прислал мне свою новую книгу стихотворений для ребят «Еду к бабушке Матрёне», вышедшую в  свет в г. Новосибирске.
Тематически книга состоит из коротких разноплановых стихов-зарисовок  и  миниатюр, построенных воображением автора на воспоминаниях о незабываемом детстве, когда природа и окружающий мир, – с озёрами и речками, напоёнными солнечным теплом, – и бесконечно голубое небо в  летнюю пору, – были  ему вторым домом, даруя будущему поэту свои потаенные романтические уголки.
Свидетельством этой разноплановости служат следующие стихи: «Листья», «Клён», «Тыква», «Во сне»,  «Радость», «Новый год 1942 года», «Озимь», и мн. др. Интересным в этом плане является  лирическая миниатюра «Парус»:

Смотрит рыжая лиса,
И дивится черный кот:
Парус белого гуся
В небе озера плывёт.

И дети вместе с находящимися поодаль, – вечно охотящейся лисой и непоседливым котом, – запрокинув головы, следят за плывущим в безмятежной глади небес парусом белого гуся. И это наполняет детские сердечки неописуемым  восторгом и радостью земного бытия…
А вот еще одно из таких  разноплановых стихотворений, подчеркивающее ничем незаменимый мальчишеский азарт, присущий каждому во время игры в футбол:

Быстроногий Петя Грач
Целый день гоняет мяч
И мечтает Петя Грач
Про футбольный главный мяч
Меж командами Грача
И Сергея Дергача –
Так ударить по мячу,
Чтоб забить гол Дергачу.

Главным литературно-художественным достоинством книги  Александра Хрулькова «Еду к бабушке Матрёне», выгодно отличающей ее  от произведений многих современных авторов, является  детская непосредственность и нравственная чистота его поэтического голоса, вобравшего в себя все радости и печали родной земли Красногорья.  Ярким подтверждением тому служат строки стихотворения:

Было сто дворов,
Было сто коров,
Было сто семей –
В них пятьсот детей.
С бабушкой моей –
Целая страна!
… А теперь страна –
Бабушка одна.

Стих. «Одна»

Сколько неподдельной горечи в этих строках поэта! Как больно отзываются они в каждом православном сердце, познавшем радость труда на отеческой земле, но  в годы лихолетья оказавшейся опустошенной и невостребованной…
Но, опять же, с какой теплотой и радостью извещает он на страницах книги о поездке к родной бабушке, обращаясь к читателям как бы из своего далекого детства!

Поезд длинный и зеленый
Растянулся в стук колёс –
Еду к бабушке Матрёне
Мимо елей и берез…

Прочитав с нескрываемым удовольствием книгу «Еду к бабушке Матрёне»,  думаю, что она обязательно будет востребована ребятами, наполнив их души светом поэзии и верой в незыблемость русского художественного слова, которыми так щедро богат талант Александра Хрулькова.
За долгие 12 лет, что мы не виделись с Александром, в связи   с  его  переездом  в  Новосибирск, он успел написать для своих искренних почитателей – ребят младшего и среднего школьного возраста – около десятка замечательных книг стихотворений и рассказов.   К   ним, кроме выше названной,   можно   отнести   следующие:  «Добрый   дедушка  Игнат»,  «Моя фортуна», «Березовые колки», «Лучше нет моей земли», «Вечность», «Школьные годы», «Наша земля», «Рыжик», «Зимний свет» и др.
Эти издания поэта пронизаны отеческим теплом к подрастающему поколению, которому он передает без назидания и нравоучений в своих лучших произведениях не только житейский опыт, но и духовно исторические ценности, доставшиеся нам в наследство от  старших сородичей.
Никакие губительные смерчи и ветры так называемых «революционных перемен», происходящие в историческом укладе России, не смогли выкорчевать из его, по-прежнеиу по-мальчишески щедрой души, этого всеобъемлющего жизнелюбия, которое он несет детям в своем творчестве.
Каким лиризмом освещены многие стихотворения из вышеназванных книг. К ним, в первую очередь, можно отнести такие, я бы сказал, его поэтические шедевры, как: «Наш Петя», «Весенние голоса», «Грачи», «В поле», «Подсолнухи», «Родник», «Сенокос», «Жеребёнок рыжий», «Ёж», «Медведица», «Журавли», «Весна», «Черёмуха», «Царевна Любка» и мн. мн. др., которые могли бы составить новую книгу «Избранных стихотворений» поэта, а выйдя в свет, – и пополнить золотой фонд нашей детской классической русской поэзии.


комментария 2

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика