Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Анатолий Ходорковский. «Конец злоключений «Черного квадрата» (часть II)»

Начало. Выпуск № 2 (8) февраль

  Овладевая мастерством великих живописцев Малевич, приближался к пониманию искусства. Приближался к осознанию важности в постановке правильных, новых целей в искусстве. Изучал наследие и художественные приемы. Ставил перед собой, начинающим художником, посильные задачи и решал их.
Неужели этого мало чтобы стать «Шишкиным»?
Его творческие увлечения хорошо прослеживаются при изучении биографии, литературного наследия и картин художника. Становится понятно, как тяжело и творчески — болезненно  он «подбирался» к основной цели своего творчества.
«Человечество движется через знаки, каждый знак несет в себе определенную степень восхождения, движение без знака не действует». Так записал Малевич в одной из своих записных книжек.
Именно эта фраза направила исследователей творческого наследия Малевича по ложному пути. Понятие «знак», они восприняли не как явление, послание, а буквально как упрощенный символ. Малевич же думал о… — другом.
Целью стал поиск образа и формы такого художественного произведения, которое отвечая всем законам творчества, приближалось к понятию идеальной  живописной картины. Известно, что основным критерием для оценки эстетических достоинств явлений и предметов окружающего мира, является визуальное восприятие. Знания, полученные при изучении науки, истории, развития изобразительного искусства, эстетики, этики и т.д., связано с познанием прекрасного и поиска идеалов. Если к произведению применительны все законы творчества в оптимальных  характеристиках, такое произведение и называется идеальным.
Цель: — создать профессионально грамотное произведение реалистического искусства, с учетом известных, на то время, законов живописи и физиологических возможностей  восприятия её человеком.
Обладая профессиональными знаниями и творческим мастерством, Малевич решил создать произведение реалистического искусства изображаемым объектом которого, является простейшая геометрическая фигура – плоский квадрат, «выкрашенный» однородной краской, лишенный направленного освещения, то есть равномерно освещенного, на белом плоском фоне. При этом сам объект должен находиться в центре холста и при его демонстрации центр должен быть перпендикулярен точке зрения.

Создавая такое произведение художник  был обязан  пользоваться или учитывать в своём творчестве весь свой накопленный опыт и знания. Когда в сознании Малевича определилась идея, начался поиск возможностей её реализации.
По словам Малевича: «в «супрематическом зеркале» все явления мира сведены к Нулю».
Как отмечала А. Шатских: ««Чёрный квадрат» воплощает идею новой духовности, является  своего рода иконой, пластическим символом новой религии…
Явлением этой картины художнику открылась всеобъемлющая утопия нового «беспредметного мира», заставившей его остро ощутить свою призванность. Для него с самого начала было очевидным, что «Черный квадрат» ему не дан, а задан, если переиначить известную формулировку неокантианца Германа Когена. Много лет Малевич стремился постичь и облечь в слово смысл своего главного произведения ».   ( А.Шатских, с. с. 11, 15, 17).
Простота Чёрного квадрата кажущаяся. На самом деле как живописная картина, «Чёрный квадрат»  включил в себя ВСЁ, что наработали художники и теоретики!
Художники  прошлых поколений нашли решение проблем связанных с созданием картины. Определились с композицией, пропорциями, освещением, перспективой,  движением. Закономерностями и тенденциями, техническими возможностями, приёмами живописи и т.д. Импрессионисты  наиболее успешно решали проблемы восприятия цвета и влияние освещения. Малевич предлагает, учесть это «ВСЁ» и не перерабатывая прошлые наработки, а отталкиваясь, искать новые пути творческого выражения. При упрощении, инволюции  видимой формы происходит усложнение, эволюция взглядов на искусство, его понимания и его места в культуре, истории, жизни человека.
В результате удачного достижения цели Малевичем, у художников появлялась бы возможность, концентрированного, целенаправленного, осознанного, расширенного поиска новых путей и направлений в развитии искусства. Такое произведение становилось отправной точкой для всех будущих поколений художников. Я назвал бы «Чёрный квадрат» — «Азбукой живописи». Провёл бы аналогическое сравнение с «таблицей Д. Менделеева» или с «гаммой» в музыке. Владея Азбукой, умея ею пользоваться, можно начинать осознанно  «творить», а там уж кому Бог дал. Те творческие проблемы, которые не решает непосредственно «Чёрный квадрат», легко объясняются с позиции данного произведения.



Публика же продолжает воспринимать»Чёрный квадрат», как символ, знак, манифест. Не видит и не понимает, что «Чёрный квадрат», это реалистическая живопись, только минимизированная и доведенная до ИДЕАЛА (Абсолюта)!»
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Обратим внимание на несовершенство человеческого зрения.
Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира,осуществляемый зрительной системой
«Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия его отдельные характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук – оптики, психологии, физиологии, химии. На каждом этапе восприятия возникают искажения, ошибки, сбои, но мозг человека обрабатывает полученную информацию и вносит необходимые коррективы.
Эти процессы носят неосознаваемый характер и реализуются в многоуровневой автономной корректировке искажений. Так устанавливается сферическая и хроматическая аберрация, эффекты слепого пятна, проводится цветокоррекция, формируется высококачественное стереоскопическое изображение и т.д.В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна, или же избыточна, возникают оптические иллюзии».  (Лауреаты Нобелевской премии 1981 года. Давид Хьюбл и Торстен Вайзел, «Астрофилософия»)
«До сего дня не решена проблема преодоления границы между физическими закономерностями, организующими работу физического аппарата восприятия, и возникновением психического феномена: «Ни теория Юнга-Гельмгольца, ни теория Геринга не могут полностью объяснить, как сигналы преобразуются в мыслительный образ объекта»». (Тонквист, 1983г.)

Человек не может реально увидеть «плоский», «чёрный», «квадрат»!
1.    Вместо геометрически правильного квадрата человеческое зрение воспринимает (видит) горизонтально вытянутый прямоугольник.
2.    Вместо плоского квадрата человек увидит двояковыпуклый объёмный прямоугольник с прямой или обратной перспективой.
3.    Вместо чёрного цвета — человеческое зрение  воспримет неравномерно закрашенную плоскость.
4.    До Малевича,  художники, знали Эти проблемы, связанные с несовершенством человеческого зрения, были известны и раньше.
«Особенно интенсивно цветоведческие научные дисциплины начали развиваться в ХХ в., что связанно с развитием промышленного производства анилиновых красителей, цветной фотографии и телевидения. У истоков современных  представителей о восприятии цвета стоят поистине знаменитые имена:
М.В.Ломоносов (1711-1765),
Т.Юнг (1773-1829),
Г.Фехнер (1801-1887),
Г.Гельмгольц (1821-1849),
Дж.Максвелл (1831-1879),
Э.Геринг (1834-1918).
Однако теоретические основы большинства этих дисциплин были заложены ещё в начале восемнадцатого века».
Доктор психологических наук, П.В.Яньшин, «Психология и психосемантика цвета».
1.Из науки мы знаем что, человек видит хуже, чем звери и насекомые.
2.Сектор взгляда воспринимаемого зрением человека, примерно равен -27*.
3.Объект с угловым охватом 90*,180,* 360* человек может увидеть при:
а)  переводе положения зрачков;
б)  при развороте шеи;
в)  повернув торс;
г) при развороте на ногах;
д) при зеркальном отражении.
Используя эти знания в своем творчестве, художники не задумывались над тем, что проблема самого зрения, восприятия, может стать объектом основной творческой цели.
Малевичу повезло, он увидел цель творческого выражения в решении проблем связанных с особенностями человеческого восприятия.
На мой взгляд, Малевич обладал неординарным зрением. Наверно у него были проблемы с ним. И ко всему, он продолжительное время общался с ослепшей матерью,которую он очень любил. Это помогло ему в выборе цели и постановке творческих задач.
Малевич, решая проблему несовершенства визуального восприятия, и восприятие произведения изобразительного искусства через ощущения, решил наиболее сложную проблему – проблему творчества.

ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

К.Малевич. Чёрный квадрат. 1913г.

На пути достижения цели возникали множественные творческие задачи, за решение которых взялся К.Малевич.
Найти  и обоснованно убедить, профессиональную общественность, безоговорочно согласиться с выбором оптимального размера холста, на котором начнётся процесс создания живописного произведения. Для решения поставленной задачи необходимо учесть все, что наработано временем, научным и практическим путем, в данном направлении.
Выбор объекта:
Впервые Квадрат появляется в Петрограде, на «Последней футуристической  выставке «0,10» (ноль – десять) 17 декабря 1915 года, (в каталоге за № 39 под названием «Четырехугольник»). Он хорошо виден на знаменитой фотографии и занимает почетное место в «красном углу» как икона.

Этот первый квадрат был приобретен в 1918-1919 годах отделом ИЗО Наркомпроса, закупочной комиссией под председательством  В. Кандинского». (из искусствоведческих источников)
Теперь, поставив цель и определив  размер холста, ответим на вопрос «Как?» Малевич создавал «Черный квадрат».
Задача 1.
Изобразить  квадрат на плоскости.
В процессе работы художник столкнулся со сложностью, которая требует энциклопедических знаний и индивидуального профессионализма. В геометрически правильном квадрате, изображенном на плоскости, человек  видит горизонтально вытянутый прямоугольник. Это обусловлено  несовершенством (особенностями), человеческого зрения.
Так как человек не имеет возможности воспринять прямоугольник с равными  сторонами как квадрат, Малевичу пришлось изменить пропорции геометрически правильного квадрата так, чтобы визуально воспринимаемый квадрат выглядел как «квадрат».
Заслуга Малевича заключается в том, что путем визуального обмана, увеличив вертикальные стороны квадрата  и изобразив их вогнутыми, заставил зрителя видеть в прямоугольнике – квадрат, а не горизонтально вытянутую «бочку». Сложность заключается в том, что эти изменения ничем кроме индивидуального ощущения не определяется.
Основной поток очевидцев, кому повезло видеть это произведение, утверждают, что видели квадрат. Для большей убедительности, на этот образ, срабатывает название картины — «Черный квадрат». В психологическом плане  Малевич не позволяет  усомниться в элементарных математических возможностях автора, и заставляет зрителя видеть в прямоугольнике, геометрически правильный квадрат.
Вывод — 1:  Малевич заставил зрителя, прямоугольник воспринимать квадратом. Тем не менее, с этой задачей он справился.

 Задача 2.
 В искомый «квадрат» (белый холст), нужно вписать другой квадрат — черный.
Для решения этой задачи автор проделал всю ту же манипуляцию, которая была проделана ранее, только цвет прямоугольника – черный. Сложность — в выборе пропорционального отношения между  «квадратом-холстом» и вписанным в него чёрным квадратом. Воспользовавшись знаниями математического значения пропорций «Золотого сечения», высчитать эти отношения несложно.
Вывод — 2:  Малевич владел знаниями «Закона красоты» и умел его применять.

Задача 3.
Привести в соответствие энциклопедические знания и несовершенство визуального восприятия человеком.
Мы знаем, что человек воспринимает белый и черные цвета не однозначно.
Проведем эксперимент:- возьмем два геометрически равных квадрата, — один из них покроем  черной краской.
При одновременном взгляде на них, мы увидим, что черный квадрат будет казаться меньше белого. Этот эффект несовершенства зрения, Малевич должен был учесть при определении пропорций двух «квадратов». Решить эту задачу, художник может экспериментальным путем, осознанно искажая значения «золотого сечения», используя  при этом знания, талант и харизму, добиваясь гармоничного, идеального взаимоотношения между заданными прямоугольниками. Как правильно заметил один из исследователей творчества художника – «не материальная сторона создания живописного произведения, а рафинированный этап духовного процесса при этом, являлся идеей работы Малевича над «Черным квадратом»».
Вывод — 3: Применив знания и талант — Малевичу это удалось. Экспериментальным путем были найдены те гармоничные отношения между прямоугольниками, которые можно назвать «идеальными». Размышляя над решением этой задачи, читатель может определиться с возникающим вопросом, — Почему? «Чёрный квадрат» художник не переписывал, не копировал, а повторял на протяжении всей жизни.

Продолжение. Выпуск № 4 (10) апрель


комментариев 9

  1. Несмеянова Ольга

    Ходорковский! Мы с вами общались по городскому телефону(и не раз) или уже не помните?

    Советую как раз вам не переходить на личности и оскорблять в моем лице администрацию сайта

    Вы обвиняте меня в переходе на личность — ГДЕ ЭТО в моем комментарии? укажите конкретно иначе я 3 часть вашей статьи в следующий номер не пропускаю.
    Наш журнал критический. Вас предупреждали, что мы берем к публикации спорные и неоднозначные для понимания материалы и вы должны быть готовы к критике. Если не готовы, то публикуйтесь на сайтах где у вас друзья

  2. Субмарина

    Спасибо, Ольга.
    Материал прочту.
    Я про Алле читата в связи с изучением вопроса развития минимализма в музыкальных кругах, к которым он приндлежал — в живую картины не видела, так что могу ошибаться. И не в конкретном авторе дело, мне в свое время ЧК покоя не давал — много о Малевиче разного читала. Но стоишь перед картинами тех Же Малевичей, Лисицкийх, и — ничего, ну нет в них силы.
    Хотя, конечно, возможно не пришло их время (понимание) для меня, — это знаете, как с книгой, которая/ должна попасть в руки во время.

  3. Анатолий Ходорковский

    Уважаемая Несмеянова Ольга, я поздравляю Вас с праздником 8 Марта, но прошу прекратить высказывать публично гадости в мой адрес. Несмотря на то, что в своих рассуждениях о ЧК Вы иногда правы, я не могу согласиться с тем, как навязчиво идёт перетягивание «одеяла» на себя. Логическое объяснение эстетических достоинств ЧК не имеет отношения к математическим расчётам (в этом Вы правы), но и в статье это не главный аргумент, и нельзя утверждать, что математически выверенная стройность ума Малевича, при создании ЧК, относится только к «философии искусства». Похоже, что Вы так увлеклись реализмом ЧК и философией Адорно, что иногда ваши рассуждения (комменты, реплики и т.д.) приобретают болезненный оттенок. Желаю быть выше «этого» и если комментировать, так опираться на объективные возражения по содержанию статьи. Я уверен, что сделал всё, чтобы у Вас их не было! Характеризовать мою личность и профессиональные качества, абсолютно не будучи с ними знакомой, думаю — это не достойное занятие.

    Как подчеркивает на одном из форумов Krendel :
    «При полном бессилии горе-оппоненты переходят на личности, начинают считать чужие деньги, искать ошибки в тексте. На последней стадии бессилия кричат: «Тролль!!!!!»

    Белый на белом — это первофигура;(у исследователей — нет понимания!)
    Чёрный квадрат — это «идеал»(икона, рукотворное «чудо»)- (у исследователей — нет понимания!)
    Красный квадрат — это первая картина — (у исследователей — нет понимания!)
    Круг — это движение и у Малевича не получился «круглый идеал», не смог абсолютно, с точки зрения живописи, уравновесить статичный прямоугольник холста(подрамника) и динамичный круг. Можно спорить!
    В «ЧК», всё получилось! Он лишил возможности сомневаться, но не рассказал почему, а я рассказываю — почему?

  4. Несмеянова Ольга

    Малевич, также как и Эль Лисицкий — тонкие замечательные ХУДОЖНИКИ. Их работы — не математика, а эстетика которая слишком формальной быть не может, потому что это нонсенс — слишком много формы в эстетике
    Если этого понимания нет — то это пока, оно придет со временем

    Нет в ЧК никакой математики,черчения, правильных(неправильных) углов и прочей мути. Это чистая эстетика,т.е. логика и философия искусства.
    А вы, Субмарина, просто подпали под влияние и поверили автору этой статьи,что ЧК это математика, точность измерения и пр. к делу не относящееся

    Про Алле — не то, не то. Только ничего не понимающий человек будет проводить аналогии — вот в моей статье, где к сожалению некоторые коменты очень глупы(мягко выражаясь) и даже провокационны в конце про Алле и ему подобных, потому их и тьма, таких, что это все не то

    http://klauzura.ru/2011/10/olga-nesmeyanova-chernyj-kvadrat-nichego-krome-realizma/#comment-1416

  5. Субмарина

    П.С. Хочу добавить, что при все той же публицистичности и математических изысканиях, Кандинский, например — художником остается, даже в самых геометрически выверенных своих композициях. У Малевича (не только в ЧК), Эль Лисицкого и подобных — этого нет — прикладная к математике графика, иллюстрация теоретической софистики, на мой взгляд многое из нашего раннего авангарда слишком формально. И, кстати, скажем работы А. Алле (за пару десятков лет до малевича), как мне представляется, более вписываются в сферу непосредственно искусства, оставаясь более живыми и не спекулятивными, бесхитростными (и это при том, что Алле строго к художнику ИЗО себя не относил). В тоже время, обобщая,основа метода концепта схожа — редуцирование мимесиса, визуальной, информационной матрицы (истоки минимализма), но не в целях возрожденческой страсти к сведению искусства до формулы, своеобразной адаптации непостигаемого духовного к эмпирическому материальному. Редукция Алле — не супрематизм, а минимализм, направлена не на деструкцию, редукцию, с целью рафинировать репрезентативность ради как раз раскрытия «вещи в себе». У Малевича же, лично я вижу обратное….

  6. Субмарина

    Хорошая статья. Я не настолько темна, как ЧК, много читала о супрематизме, и собственно самого Малевича. Он – блестящий теоретик, хороший рисовальщик, может даже, мог бы стать виртуозом. Но, он – не художник, а скорее математик. ЧК – вывод его длинных алгоритмов. В нем нет художественной силы, силы искусства. И в том вся его парадоксальная, лаконичная гениальность и обоснование всего, что последует дальше, «башни из черного дерева», концепт в чистом виде, точка отсчета и аннигиляция, воплощение исконной человеческой мечты – сведения духовного к простой математической формуле.

  7. Ольга Несмеянова

    Конечно текст очень неоднозначный, повторяются и усугубляются обычные пороки отечественных «знатоков» и руководящих функционеров от искусства

    При поддержке народа(т.е. вот таких текстов народных исследователей) их ложная позиция укрепляется, как говорится — находит поддержку в народе

    Вызывает симпатию увлеченность автора, желание вникнуть, разобраться, но источники, на которые он опирается, кроме Шатских, сомнительные, что пишут и как исследуют ЧК, течения, итоги модернизма — автору неведомо. Хотя в сети достаточно диссертаций и прочих материалов на эту тему

    Главная слабость такой позиции — обычный прием — перегруз произведения искусства лишней «литературой», кучей историй,смыслов, значений. По линейке или нет чертили квадрат, есть ли там отступления в миллиметрах в сторону прямоугольника и тп., из какого угла на него смотреть? — да из любого! К СУТИ не относится
    За вычетом этой информации остается что? что ЧК — это реализм? так это тоже мысль не автора, и надо было бы указать откуда она?
    Квадрат даже стоя у стены косым глазом человек все равно воспримет как квадрат, хотя по законам физики он будет видеть трапецию с непрямыми углами

    Безусловно достояние такого крупного художника как Малевич надо изучать, а вот тут как раз пробел — история поиска этой ФОРМЫ, уровень его творчества помимо ЧК совершенно не освещены, а это важнейший момент по сравнению с углом зрения на ЧК.
    Возможно, ориентация на случайное, несущественное происходит из-за того, что автор не имеет в области, в какой ведет исследование, должной подготовки

    Хотелось бы чтобы он все-таки разобрался, тогда его работа безусловно приобрела бы дополнительные плюсы и смысл

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика