Айдар Хусаинов. «Электричество для лейденской банки мозга» (о художнике Ринате Волигамси)
23.05.2012Художник Ринат Волигамси живет в Уфе. Кажется, это единственное, что соединяет его с внешним миром. Если судить по его картинам, то невозможно вычислить, где он родился — на просторах Евразии или глухих испанских селеньях, на Диком Западе, где еще живы потомки тех, чьи скальпы все равно что векселя из лучших банков Ландона и Парыжа, или диких горах Леванта, куда цивилизация не дотянулась по причинам экономической целесообразности.
Но и время вычислить невозможно, и если знать, что он учился в обычной провинциальной советской школе, обычном провинциальном нефтяном институте в Уфе, занимался отхожим промыслом в Златоусте — разрабатывал холодное оружие, что принесло ему Государственную премию за 1994 год, то есть в последнее десятилетие с небольшим, когда на наших глазах произошла трансформация СССР в Российскую Федерацию — не будем последнее комментировать, то, в общем, возникает резонный вопрос — в чем дело?
Ринат Волигамси. Из «Неофициального альбома». Фотошоп. 2000 г.
Почему ничто не отразилось в картинах, почему все прошло мимо, пронеслось как бурный поток и нашим глазам открывается идиллическая картина — пейзажи, каких не бывает на свете, люди с головами — автомобилями, птицемужчины, на миг застывшие на ветках, загипнотизированные взглядом наблюдателя — вот они встопорщатся, почешутся, поморщатся, готовясь взлететь, вспорхнут и улетят по своим птицемужским делам.
Каков ритм нашего времени? 125 ударов в минуту рок-н-ролла? Полторы тысячи гигагерц процессора Атлон? 25 кадров индекса Доу-Джонса? Забудьте об этом — художник вонзил свой взгляд в пространство и время и остановил течение небольшого его уголка. Как всякая сильная магия, здесь не обошлось без особого рода наркотических трансформаций, когда предметы переходят друг в друга, когда их части меняются местами. Это объясняет велосипеды, вырастающие из шей грациозных дам и важных мужчин, это объясняет радужные разводы фантастических колибри, летающих повсюду, где только возможно. Это и есть, быть может, ответ быстротекущему времени, в котором должно быть что-то вечное, эти самые кадры, выхваченные сильной рукой, помещенные в раму — сам человек расплывается во времени и пространстве, его трудно уловить взглядом, его, как электрон, невозможно застать на работе и дома.
Прошло время старинных фотоальбомов, когда человек мог сказать — это я в пятнадцать, это я в тридцать три. Нынешний альбом показал бы нам человека, который, благодаря волшебству педигрипал и памперсов,- вечномолодое вневременное пятно.
Не странно ли, что художник возвращает нам чувство времени, останавливая его. Вот это я — думает человек, проплывая, как тень, мимо полотна, висящего в его кабинете. Это я.
И только один вопрос мучает, только один — что означают странные надписи, разбросанные по картинам, для чего они, в чем их утилитарный смысл?
А вот это-то как раз просто — вся эта кабалистика и есть часть магии, которая удерживает портрет от всевластия времени. Потому что стоит ей ослабеть, как на углу тут же откроется «Макдональс» и голопузые раскосые дети запоют: — «Хапи пёздей тыю»!
Художник появляется неожиданно. Еще вчера его не было, а сегодня мы уже не можем себе представить жизнь без отпечатков его картин в своем черепе. Лейденская банка мозга хранит жизнь как только может. Но и мозгу нужна поддержка. Хотя бы такая, как эти картины.
От редакции журнала: к сожалению, художник запретил в тексте использовать изображения своих картин кроме той, что здесь представлена. Невозможно составить мнение о художнике по одной работе. Потому отправляем читателей в интернет, чтобы по фамилии через поиск ознакомиться с работами художника Рината Волигамси
«Написано для журнала «Искусство», но не было опубликовано»
Справка:
Ринат Волигамси (1968) — российский художник-постконцептуалист.
Родился в 1968 году. В 1989 году окончил архитектурно-строительный факультет Уфимского государственного нефтяного технического университета по специальности «Архитектура». Член союза художников России с 2000 года.
На выставке «Арт-Москва 2011» Рината Волигамси представляла пермская галерея «Green Art»
Работы находятся в собраниях:
- Московский музей современного искусства, Москва.
- Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург.
- Художественный музей имени М. А. Врубеля, Омск.
- Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова, Уфа.
- Красноярский музейный центр, Красноярск.
комментария 2
Ольга Несмеянова
30.05.2012Хотелось бы знать настроение художника Рината Волигамси по поводу этой публикации?
Редакция журнала сожалеет из-за того, что он ущемил читателей в удовольствии любоваться и другими своими работами
Конечно, представленная здесь его работа очень популярна, можно сказать»ушла в народ» римейками на наших президентов, они ведь «ленины» нашего времени.
Я сама помещала такую картинку у себя в ЖЖ, не догадываясь о настоящем авторе
Pingback
30.05.2012http://perorusi.ru/blog/2012/05/%d0%b6%d1%83%d1%80%d0%bd%d0%b0%d0%bb-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%83%d0%b7%d1%83%d1%80%d0%b0-%d0%b2%d1%8b%d0%bf%d1%83%d1%81%d0%ba-6-12-%d0%b8%d1%8e%d0%bd%d1%8c/