Суббота, 20.04.2024
Журнал Клаузура

Айдар Хусаинов. «Электричество для лейденской банки мозга» (о художнике Ринате Волигамси)

Художник Ринат Волигамси живет в Уфе. Кажется, это единственное, что соединяет его с внешним миром. Если судить по его картинам, то невозможно вычислить, где он родился — на просторах Евразии или глухих испанских селеньях, на Диком Западе, где еще живы потомки тех, чьи скальпы все равно что векселя из лучших банков Ландона и Парыжа, или диких горах Леванта, куда цивилизация не дотянулась по причинам экономической целесообразности.
Но и время вычислить невозможно, и если знать, что он учился в обычной провинциальной советской школе, обычном провинциальном нефтяном институте в Уфе, занимался отхожим промыслом в Златоусте — разрабатывал холодное оружие, что принесло ему Государственную премию за 1994 год, то есть в последнее десятилетие с небольшим, когда на наших глазах произошла трансформация СССР в Российскую Федерацию — не будем последнее комментировать, то, в общем, возникает резонный вопрос — в чем дело?

Ринат Волигамси. Из «Неофициального альбома». Фотошоп.  2000 г.

 Почему ничто не отразилось в картинах, почему все прошло мимо, пронеслось как бурный поток и нашим глазам открывается идиллическая картина — пейзажи, каких не бывает на свете, люди с головами — автомобилями, птицемужчины, на миг застывшие на ветках, загипнотизированные взглядом наблюдателя — вот они встопорщатся, почешутся, поморщатся, готовясь взлететь, вспорхнут и улетят по своим птицемужским делам.

Каков ритм нашего времени? 125 ударов в минуту рок-н-ролла? Полторы тысячи гигагерц процессора Атлон? 25 кадров индекса Доу-Джонса? Забудьте об этом — художник вонзил свой взгляд в пространство и время и остановил течение небольшого его уголка. Как всякая сильная магия, здесь не обошлось без особого рода наркотических трансформаций, когда предметы переходят друг в друга, когда их части меняются местами. Это объясняет велосипеды, вырастающие из шей грациозных дам и важных мужчин, это объясняет радужные разводы фантастических колибри, летающих повсюду, где только возможно. Это и есть, быть может, ответ быстротекущему времени, в котором должно быть что-то вечное, эти самые кадры, выхваченные сильной рукой, помещенные в раму — сам человек расплывается во времени и пространстве, его трудно уловить взглядом, его, как электрон, невозможно застать на работе и дома.
Прошло время старинных фотоальбомов, когда человек мог сказать — это я в пятнадцать, это я в тридцать три. Нынешний альбом показал бы нам человека, который, благодаря волшебству педигрипал и памперсов,- вечномолодое вневременное пятно.

Не странно ли, что художник возвращает нам чувство времени, останавливая его. Вот это я — думает человек, проплывая, как тень, мимо полотна, висящего в его кабинете. Это я.

И только один вопрос мучает, только один — что означают странные надписи, разбросанные по картинам, для чего они, в чем их утилитарный смысл?

А вот это-то как раз просто — вся эта кабалистика и есть часть магии, которая удерживает портрет от всевластия времени. Потому что стоит ей ослабеть, как на углу тут же откроется «Макдональс» и голопузые раскосые дети запоют: — «Хапи пёздей тыю»!

Художник появляется неожиданно. Еще вчера его не было, а сегодня мы уже не можем себе представить жизнь без отпечатков его картин в своем черепе. Лейденская банка мозга хранит жизнь как только может. Но и мозгу нужна поддержка. Хотя бы такая, как эти картины.

От редакции журнала: к сожалению, художник запретил в тексте использовать изображения своих картин кроме той, что здесь представлена. Невозможно составить мнение о художнике по одной работе. Потому отправляем читателей в интернет, чтобы по фамилии через поиск ознакомиться с работами художника Рината Волигамси

«Написано для журнала «Искусство», но не было опубликовано»

Справка:

Ринат Волигамси (1968) — российский художник-постконцептуалист.

Родился в 1968 году. В 1989 году окончил архитектурно-строительный факультет Уфимского государственного нефтяного технического университета по специальности «Архитектура». Член союза художников России с 2000 года.

На выставке «Арт-Москва 2011» Рината Волигамси представляла пермская галерея «Green Art»

Работы находятся в собраниях:

  • Московский музей современного искусства, Москва.
  • Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург.
  • Художественный музей имени М. А. Врубеля, Омск.
  • Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова, Уфа.
  • Красноярский музейный центр, Красноярск.

комментария 2

  1. Ольга Несмеянова

    Хотелось бы знать настроение художника Рината Волигамси по поводу этой публикации?

    Редакция журнала сожалеет из-за того, что он ущемил читателей в удовольствии любоваться и другими своими работами
    Конечно, представленная здесь его работа очень популярна, можно сказать»ушла в народ» римейками на наших президентов, они ведь «ленины» нашего времени.
    Я сама помещала такую картинку у себя в ЖЖ, не догадываясь о настоящем авторе

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика