Суббота, 20.04.2024
Журнал Клаузура

Татьяна Лестева. «666 – (НАЦБЕСТ, 2012)»

6 авторов, 6 романов, 6 членов малого жюри, – число 666, число зверя, численное воплощение сатаны. Таков Нацбест ныне и присно и вовеки веков. Но не будем дрожать от страха. В 2012 году в одиннадцатый год существования премии мелькнул свет в тоннеле – церемония вручения награды была назначена на 3 июня, в светлый для православных день Троицы. Не потому ли Зимний сад гостиницы «Астория был переполнен как никогда? Не потому ли организаторы отказывали представителям СМИ в возможности аккредитации уже на второй день после её объявления? И не поэтому ли ведущим был приглашён Артем Троицкий, как символ Троицы – Тублин, Топоров, Троицкий, а не только как эхо Москвы, поскольку, напомню, вручение СуперНацбеста Захару Прилепину происходило в начале этого года в столице.

Захар Прилепин

Следует, думаю, отметить для смягчения ужаса от сатанинского числа Нацбеста, что не только дьяволы попали в шорт-лист премии, но и представительницы слабого пола. В 2012 году даже две «ведьмы» очаровали жюри – Мария Степнова с «Женщинами Лазаря» заслужила 7 баллов, а Анна Старобинец (роман «Живущий») – 6 баллов. До того 2011 года авторы женского пола не доходили до первого ряда Зимнего сада «Астории». Что-то меняется в сознании организаторов Нацбеста. То ли отсутствие в составе жюри Андрея Константинова, не признающего «женскую литературу», то ли опыт «русского Букера», где за последние три года аж три женщины стали лауреатами: Ольга Славникова, Елена Чижова и Елена Колядина (тут, вспомнив про «Цветочный крест», следует перекреститься даже атеистам: свят, свят, свят). Но лиха беда начало. Феминистки, вперёд!

Во имя справедливости следует отметить, что президиум на церемонии вручения премии всегда украшала женщина: Гай-Германика, Светлана Иконникова, даже Ксения Собчак была почётным председателем  малого жюри. А на сей раз в президиуме (да здравствует толерантность!) была «Женя Оттообщественный деятель,  активист Комитета за рабочий интернационал, руководитель компании «Против эксплуатации и дискриминации женщин», защитник прав ЛГБТ-сообщества». Всё встало на свои места: Нацбест стал противником дискриминации женщин. Для непосвящённых: ЛГБТ – сообщество, как трактует его Википедия, —  это сообщество лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров, объединяемое общими интересами, проблемами и целями. Как тут не порадоваться за униженных и оскорблённых писателей из этого сообщества. Теперь не только женщинам традиционной сексуальной ориентации, но и им открыта дорога на олимп Нацбеста.

Но вернёмся к церемонии награждения. Есть ещё четыре претендента на лауреатство: Александр Терехов «Немцы» (12 баллов), Владимир Лидский «Русский садизм» (7 баллов), Владимир Лорченков «Копи Царя Соломона» (7 баллов) и Сергей Носов «Франсуаза, или Путь к леднику» (6 баллов). И снова магическая цифра шесть: минимальное число баллов для вхождения в шорт-лист и – о редкое единодушие жюри – абсолютное большинство голосов у «Немцев», романа, выдвинутого самим Захаром Прилепиным, дважды лауреатом Нацбеста и Супернацбеста. Итог предопределён? Или?

Допустим, что «или», не менять же из-за этого редкого случая весь церемониал. Слово Артёму Троицкому. Музыкальный критик, постоянный комментатор радио «Эхо Москвы» с первых же слов проявил себя человеком весьма прогрессивных взглядов: он сразу же предложил выступить за освобождение политзаключенных Пуси Райт, томящихся под гнётом путинского режима. Раздались одиночные вялые аплодисменты. Основной  массе присутствующих, похоже, был ближе призыв Виктора Топорова поговорить не о политике, а о литературе. О литературе А. Троицкий также  не умолчал, отметив, что лауреатами Нацбеста были столь разные писатели как Александр Проханов и Захар Прилепин. Охарактеризовав вкратце историю этой премии с 2001 года, он предоставил слово Виктору Топорову, справедливо представив его как «идеолога» премии.

Выступление А.Троицкого в президиуме

На сей раз критик отошёл от своей обычной манеры, найдя в запасе баночку елея, чтобы вылить её на организаторов премии. Положение обязывает, бессменный ответственный секретарь премии ещё до её вручения высказал свою точку зрения о претендентах, вошедших в шорт-лист: «Решительное обновление и омоложение Большого жюри сделало свое дело: на смену прошлогодней разнузданной кумовщине пришли куда более мягкие и расфокусированные дружеские узы, литературно-партийные и служебно-издательские пристрастия и куртуазное амикошонство — отсюда и достаточно неожиданный, и, вместе с тем, несомненно сильный шорт-лист». Виктору Топорову, «комиссару» премии, как и пастушонку Пете, «трудно жить на свете». Ещё 8 апреля он погоревал об этом на сайте Нацбеста: «Наконец, буквально в последние дни на «Нацбест» (и на меня как на его «комиссара») выплеснули ушат (а вернее, пару-тройку ушатов) даже не помоев, — какие уж там помои, — а такого густопсово-болезненного идиотизма с дебильно-истерическим уклоном, что остается только развести руками… Ну, кто там еще не успел объяснить лично мне и моим коллегам по премии, что «бестселлер» – это просто-напросто книга, которая продается лучше других, а говоря о «национальном», лучше все же указать, какую именно нацию ты имеешь в виду? Кто еще промолчал, но рвется? Только не все сразу! В очередь, шелудивые!!!».            

В зале «шелудивых» не нашлось, то ли не допустили их на церемонию, то ли помои кончились. А вот Артемию Троицкому как ведущему пришлось заливаться соловьём. Он представлял романы, вошедшие в шорт-лист, перед тем, как предоставить слово членам жюри. Полемика-с, господа, ничего личного. О Владимире Лидском (настоящая фамилия Михайлов), поэте и журналисте, авторе романа «Русский садизм» он поведал присутствующим, что тот старается совместить богоизбранность русского народа с садизмом. Идея богоизбранности русских отнюдь не тривиальна, но мало признана, как мне кажется. Перейдя к Владимиру Лорченкову с его «Копями царя Соломона», ведущий сообщил, что автор живёт в Кишинёве, ненавидит евреев и интеллигентов, а молдаван вообще не считает людьми. Да и петербургскому писателю Сергею Носову  был отвешен музыкальным критиком соответствующий комплимент: его роман «Франсуаза или путь к леднику» – это всего лишь «беллетристика о межпозвонковой грыже».

Не те аккорды прозвучали в романе? Или А. Троицкий всё ещё находится под впечатлением музыки Пуси Райт? Но единодушия не было. Валерий Соломиндоктор педагогических наук, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, действительный член Международной академии наук, выделил из короткого списка именно роман С. Носова, отметив, во-первых, его художественные достоинства и юмор, и проголосовал за него.  Мне нравится здесь наследие Гоголя, гоголевский юмор, не болтовня о политической повседневности, а стремление разобраться в характерах, — сказал он. О, это уже был разговор о литературе!

Правда, и музыкальный критик блеснул эрудицией. Представляя роман Анны Старобинец «Живущий» он назвал эту женщину, написавшую роман – антиутопию, «русским Стивеном Кингом». Сам роман, по его мнению, будто бы  занял достойное место Оруэллом и Хаксли.

Особое внимание, как и следовало ожидать, было уделено «Немцам» Александра Терехова. О позиции Захара Прилепина, выдвинувшего этот роман, говорить не приходится – она однозначна, хотя Терехова, лауреата «Большой книги» за роман «Каменный мост» нет-нет да и упрекают в приверженности  к сталинизму. Говоря о «Немцах», А. Троицкий охарактеризовал этот роман  как книгу о путинских функционерах, написанную «с удивительным знанием дела». Откуда  такое «знание дела» у автора, ведущий умолчал. А интересно бы узнать, не так ли? В центре романа   – Лужковская Москва 2007-08 годов: префекты, министры, всевозможные бюрократические структуры того времени, думаю, впрочем, что они и сегодня ещё не исчезли. За Терехова проголосовали, кроме Захара Прилепина, Д. Ольшанский и Женя Отто. Юная функционерка, защитница сообщества лесбиянок и геев,  при этом заявила, что все остальные романы далеки от реальности. Я подумала о том, что остальные авторы, по-видимому, обошли вниманием самую животрепещущую проблему современной России  –  нарушение прав секс-меньшинств ( надеюсь, что пока ещё меньшинств) на парады, создание однополых семей и т.п. Оставались не озвученными голоса ещё двух членов малого жюри – Карена Шахназарова и Михаила Родионова. Их места в президиуме  пустовали. Но присутствующим удалось и увидеть и услышать знаменитого кинорежиссёра – он прислал плёнку с записью своего выступления, в котором отверг «Немцев», выделив в качестве призёра аутсайдера списка Анну Старобинец с её романом «Живущие».

Вопрос со званием лауреата уже был решён: три против одного. Но процедура есть процедура, должен был прозвучать голос Михаила Родионова – «музыканта, лидера группы “The Retuses”, ставшей одним из самых ярких открытий в 2011-ом году. Автора песен на стихи русских поэтов Серебряного века». Познакомиться с «открытием» не удалось. Как объявил о нём А.Троицкий, Родионов не только не пришёл, но даже не подаёт голос, скрываясь от призыва в армию и опасаясь, как бы его «военщина» (надо полагать путино-сердюковская) не засекла на церемонии. И снова пришлось брать бразды правления Виктору Топорову. Он сказал, что есть два выхода – ввести в состав малого жюри его или Артемия Троицкого, единственных, кто прочитал все шесть романов.

Виктор Топоров

Топоров отказался, по-видимому, опасаясь дополнительной вспышки «густопсового идиотизма», и передал это почётное право ведущему. Четвёртый голос полетел в корзину Александра Терехова. Слово лауреату. Но услышать лауреата тоже не удалось – в это время он находился за океаном, представляя отечественную  (или только свою?) литературу  на книжной ярмарке в далёкой Америке. Бывают же совпадения! Но безвыходных ситуаций не бывает. От имени лауреата благодарил жюри и присутствующих Леонид Юзефович, первый лауреат первого Нацбеста 2001 года.

Церемония закончилась обильным фуршетом в соседнем зале. На сей раз и водочный стол был представлен во всей белоснежной красе. Поздравляя лауреата, хочу поздравить и читателей. Надеюсь, что на этот раз мнения членов и большого и малого жюри, за исключением мнения Евгении Отто, отражают действительное положение вещей: все шесть романов интересны, есть, что почитать.

Фотографии предоставлены автором статьи 


комментариев 5

  1. Леонид Раин

    Сходство с шабашем, всё же есть.

    Откровения сатаны

    Честолюбивые тираны, властолюбивые жрецы,
    Старо, как мир их понимание, мною ниспосланной мечты.
    Нет в её ласковом свечении, душещипательных дилемм,
    Всё просто, как в банальной пьесе, без философских теорем.

    Вожди справляются прекрасно, с хлыстом моих священных догм,
    Хотя, и догмой…, притязания, их к власти, я б, назвал с трудом…
    Скорее подлинным цинизмом, противным вовсе мудрецам,
    Поющим песнь, о вольной жизни, сводя рассвет благой, к крестам.

    Лицо властителя бесстрастно, пустынен леденящий взгляд,
    Как у хозяина надгробия, излившего двуличья яд,
    В благочестивые деяния, присягой вскормленных шутов,
    Прощённых богом, и могилой – испепелённых городов.

    Вождь, как и я, парит над миром, неся страдальцам властный суд,
    Так был тяжёл поход к вершине, но как прекрасен мощи зуд…
    Пред властной дланью превосходства, Господь не в силах устоять,
    Меч внеземного чудотворца, хранит ревниво, благодать,
    Вменённую святым писанием, как панацею от греха,
    И, превращённую вождями, в истому гибельного сна.

    Не передать страстей рванину, живущую в мозгах царей,
    Лишённую духовной силы…, Я, выпил чувственный елей.
    Сия пучина, сносит вихрем, всех, пасть разинувших на трон,
    Срезая главы, вечной правдой, которой движет мой закон.
    Как мил удел объятый славой его порочного венца,
    Рубеж – противное понятие для всемогущего творца!
    Весь мир объять, вот перспектива, и цель моих священных догм,
    Я! Воскрешаю вновь кумиров, чтоб вечно тлел могильный холм.
    Народ? Народ…, какое слово, в нём столько силы вековой,
    Колосс в могуществе бессилья, вот – статус плоти, роковой!
    Слепая жертва искупления грехов, властительной звезды,
    Ландшафт любви и помутнения, моей распахнутой души.

    Основа, движитель вращения, страниц земного бытия,
    От воскрешения до падения, он славен волею вранья,
    Моих коварных сателлитов, рождённых вне, земных оков,
    Познавших мощь грешной орбиты, вкусивших мглу иных миров.

    Народ, есть меч, есть щит, есть знамя – моих воинственных детей,
    Делящих голубое царство, секирой гибельных страстей.
    А как иначе? Смертный грешен, а грешен оттого, что мёртв,
    Из мглы вселенского забвения, гонимый под могильный кров.
    И этот бег несовершенства, перерождения в грехе,
    Во власти вечности нетленной, а стало быть, в моей руке.

    Леонид Раин

  2. KLAUZURA

    Уважаемая, Татьяна, в конце вашего текста есть фраза «Фотографии предоставлены автором статьи», это не означает, что фотоматериал принадлежит вам. Это означает, что вы их нам предоставили. В данной ситуации, редакция не несет ответственности за то, где и как вы их получили. Как правильно заметила заместитель главного редактора по работе с авторами Ольга Несмеянова, редакция не публикует иных ссылок. Только одно уточнение — мы не публикуем прямые ссылки, переходящие на другой интернет ресурс. Об этих правилах упомянуто в статье «Как опубликовать статью?» http://klauzura.ru/kak-opublikovat-statyu/
    Которая размещена с момента образования журнала.

  3. Ольга Несмеянова

    Фотографии предоставлены автором статьи,т.е. вами. Разве не так? не имеет в дальнейшем значения где он их взял, главное он сделал это из открытых источников. Нет предмета обсуждения(тем более что взяты они из ЖЖ если вы помните, это блог, не СМИ, никакого разговора о принадлежности фотографий авторам блога быть не может). ССЫЛКИ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ НЕ РАЗМЕЩАЮТСЯ!
    Если вы не удовлетворены тем, что вами же предоставленные снимки размещены с вашего же согласия, то редакция может их удалить
    Во вздорные разборки с лицами, не имеющими отношения к закону об авторском праве( хозяева ЖЖ) журнал не вступает. Если имеются источники, зарегистрированные СМИ, журналы где эти снимки были раньше, ТО ВЫ САМИ, не редакция журнала, должны были сначала с ними улаживать вопрос о возможности публикации снимков у нас. Никто за вас это делать не будет, так что претензия ваша к себе самой

    Очень жаль, что вы предоставили нам фотографии из сомнительных источников и не согласовав с авторами право на публикацию их в нашем журнале. Если этот вопрос вы сами не уладите, снимки будут в ближайшее время удалены

  4. Татьяна Лестева

    Допущена неточность. Это не мои фотографии, а фотографии профессиональных репортёров. Я их подобрала для этой статьи в Интернете, в редакции есть ссылки на каждую из них. Нужно опубликовать их, дабы не получить вызов в суд за нарушение авторского права.

Добавить комментарий для Татьяна Лестева Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика