Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Елена Долгошеина. «Фотограф Андрес Петерсен и его модели: алкоголики, проститутки, сумасшедшие»

Сытая, умытая, причесанная Европа – мир неограниченных возможностей. Во времена «железного занавеса» мы в этом даже не сомневались. Да и сегодня, гуляя по Европе, люди видят только красоты архитектуры и чистоту улиц. Стереотипы иногда оказываются очень сильными, и мысли о том, что рядом с респектабельностью могут уживаться  бедность и безысходность у обычного туриста даже не возникают.

За двадцать лет жизни в Германии я видела разные лики этой экономически развитой, стабильной,  благополучной страны, и судьбы людские здесь тоже складываются  по-разному.

Фотограф  Андрес Петерсен

Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с творчеством шведского фотографа Андреса Петерсена. Каждый его снимок – целая история. История человека, попавшего в плен обстоятельств.  Создается ощущение, будто находишься среди его героев, и каждый из них смотрит не в объектив камеры, а прямо на тебя. Многих из этих людей уже давно нет в живых, но, мне кажется, мир с тех пор не слишком изменился, и сегодня в Германии тоже есть уголки, где можно встретить людей, очень похожих на героев историй Андреса Петерсена.

Андрес Петерсен (Andres Petersen) родился в 1944 году в Стокгольме, а в 1962 году сегодняшний классик шведской фотографии и профессор, пытаясь вырваться из буржуазной среды, попал на Реппербан в Гамбурге и провел там полгода. Он хотел овладеть немецким языком, научиться рисовать и писать. Окунувшись в совершенно иную обстановку, семнадцатилетний юноша пережил первую любовь и много чему научился: понял, что можно жить гораздо честнее и что там где он вырос, было много притворства и лжи. Гамбург принял его таким, каким он был – со всеми несовершенствами.

В 1966 году Андрес встретил знаменитого шведского фотографа Кристера Стромхольма и стал студентом его Школы фотографии в Стокгольме. Это встреча, а затем и тесная дружба с учителем повлияли на  дальнейшую судьбу будущего профессора.

Став фотографом, Петерсен вновь и вновь возвращался в Гамбург, снимал злачные места и их обитателей: алкоголиков, проституток, трансвеститов. Он заглядывал в «закулисье» благополучной и сытой Европы, туда, где царит одиночество, где существуют люди, выброшенные судьбой на обочину жизни. Пытаясь идентифицировать себя с аутсайдерами общества, фотограф отправлялся в тюрьмы, психиатрические лечебницы, бордели…

Многие из  черно-белых  историй Андреса, случились на гамбургской улице «красных фонарей» в баре Lehminz, куда его привела женщина по имени Гертруда. Почти четыре года будущий профессор  проводил здесь основную часть своего времени и подружился со всеми, кого встретил. Он сравнивал этот бар с церковью: сюда тоже ежедневно приходили люди, чтобы «излить душу», только в отличие от церкви, им здесь разрешали спать.

В 1970 году состоялась первая выставка мастера. Местом проведения послужил тот самый бар Lehminz, где 350 фотографий были просто прибиты гвоздями к стене. Вскоре была опубликована первая книга Андреса Петерсена  “Grona Lund“ о посетителях парка развлечений в Стокгольме, а в 1974 году Андрес стал выпускником Шведской Киношколы.

Результатом трехлетних  съемок в тюрьме, доме престарелых и клинике для душевнобольных стала трилогия – альбомы фотографа о закрытых учреждениях, больше похожие на дневники, нежели на стандартные глянцевые издания.

На Международном фестивале в Арле в 2003 году Андрес Петерсен был признан «Фотографом года», затем получил престижную премию Доктора Эрика Соломона в Германии, а в 2007 году – специальный приз жюри за выставку «Возвеличивание Человечества» на третьем Международном фестивале фотографии в Китае.

Совместной работой фотографов Петерсена и Энгстрема стал альбом под названием  «From Back Home» , признанный лучшей фотографической книгой 2009 года. После просмотра  альбома создается ощущение, что образы, драматургия и графика Андреса с течением времени стали еще более мощными.

Андрес Петерсен не принадлежит к цифровому поколению. В его карманах всегда припрятано несколько маленьких камер: фотограф намеренно не желает выглядеть профессионалом и, приближаясь к людям, стремится действовать напрямую, а не прятаться за камерой.

«Я пытаюсь снимать не то, что вижу, а то, что чувствую».

(A. Petersen)

Фотографии с сайтов:

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_


комментария 2

  1. Владимир

    Это тоже часть жизни. И фотограф не отворачивается и не отталкивает ее. В свое время Тулуз Лотрек писал о том же (с поправкой на время, конечно), в его работах также персонажи с обочины. Но как он их любил!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика