Олег Кураев. «МОЖНО ЛИ УДЕРЖАТЬСЯ ОТ ЗЛОСЛОВИЯ?»
26.03.2013Злословие зародилось одновременно со способностью первобытных людей извлекать из гортани осмысленные звуки и складывать из них примитивные фразы. Этот бич всего рода человеческого, будет пострашнее атомной бомбы. Сколько сломанных судеб, распрей, убийств, да что там убийств, — войн, произошло по вине обычного языка – этого кусочка плоти. И пока существует современная цивилизация, страсть сия неистребима. Она, как неизлечимая болезнь расползлась по всем континентам. На нее не влияют ни пол, ни цвет кожи, ни образование, ни политические пристрастия. Ею поражены и элита и дно, яд может капать с языка завсегдатаев великосветских салонов и спившихся обитателей ночлежки. Разница лишь в речевых оборотах, да количестве непечатных слов.
Особенно подвержена этой напасти (да простят меня дамы) слабая половина человечества. Сослуживица из соседнего отдела пришла на работу в кофточке, цвет которой не подходит к юбке – и как не «пройтись» по этому поводу, ну а уж если случился служебный роман, тут как говориться, и немая от рождения заговорит.
Под злословием я понимаю и сплетни и осуждение ближнего и разговоры ни о чем. Кстати, всегда поражался способности часами «впустую молоть языком» и при этом не единого слова не сказать по делу. Своего рода талант, как умение шевелить ушами или читать мысли на расстоянии.
Не сегодня подмечено – в нашем мире все взаимосвязано. Еще до зарождения древних государств, люди интуитивно чувствовали какую-то связь между сказанным недобрым словом в адрес ближнего и неприятностями (а то и несчастьями), начинающими происходить с ними и их близкими. К началу новой эры эти интуиции уже оформились, чуть ли не в научный постулат, не требующий особых доказательств, но порок оказался сильнее выводов античных мыслителей и здравого смысла. Это вроде «дозы» для наркомана: очень вредно, но ведь и очень хочется.
Спаситель не даром говорил об этом с народом своим в Нагорной Проповеди: «Не судите, Да не судимы будите, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» или «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? » Евангелие от Матфея (гл. 7).
Те времена мало, чем отличаются от сегодняшних. Научно-технический прогресс дал человеку возможность слетать на Луну и пользоваться в повседневной жизни высокими технологиями, но победить свои страсти с его помощью невозможно. Выдавливать из себя по капле «ветхого» человека – труд, на который способен не каждый.
Нам неведомо, какие скрытые пружины толкают человека на совершение тех или иных неблаговидных поступков. Если один трезвенник, а другой сильно пьющий, это вовсе не означает, что первый достоин всяческой похвалы и осуждения второй. Например, трезвенник может не пить, поскольку с рождения на дух переносит алкоголь (бывает в наше время и такое) и хвалить его, в общем-то, не за что, а «бухарик» борется со своим недугом, раскаивается, «завязывает» и срывается. Перепробовал и гипноз и «торпеду», но пока «зеленый змий», увы, побеждает и сам он очень от этого страдает. Его бы поддержать добрым словом, а еще лучше помолиться за него, а мы – к позорному столбу и ярлык на лоб. Или, к примеру, две жены моряков: одна фригидна от рождения, другая — «просто огонь». Мужья на полгода ушли в дальнее плавание, а соседи их под одно лекало и вынесли свой вердикт: эта верная, а та……!
Да этой верной «льдышке» только такой муж-моряк и нужен, другой бы давно сбежал. А той, которой уже «пробу поставили» – требуется супруг на берегу, да с нормированным рабочем днем, чтоб в 18.00 был дома, как штык. И тогда о ней плохого слова никто не скажет, а она дура, в молодости на романтику повелась, да на форму красивую.
Самое интересное, что чем более человек сам увязает в грехах и беззакониях, тем сильнее он подвержен страсти злословия. Ну, как самому по уши не извалявшись в дерьме, не запачкать им другого, ведь спать спокойно не будет. Изведется весь. А чистому глазу и вокруг все чисто.
На мой взгляд, именно такие, «с нечистыми глазами» достойны глубокого и искреннего сострадания. И дело не только в их посмертной участи. Ад для себя они устроили уже здесь на земле. Не мной сказано, что душа — по природе своей христианка и соответственно расцветает она от любви к ближнему. Что с ней творится, когда ее обладатель, этого ближнего ненавидит (а злословие, это одна из форм ненависти), можно себе только представить. Про негативные последствия для физического здоровья – умолчу. О неразрывной связи души и тела Вам сегодня прочитает лекцию любой квалифицированный врач.
Осуждая, человек как бы говорит сам себе: «Но ведь я-то не такой! Я ведь лучше его». То есть, кого-то «опуская», он одновременно поднимается в собственных глазах. Все как в притче о мытаре и фарисее.
Почему-то вспомнились слова Святой Матроны Московской о том, что «каждая овечка будет подвешена за свой хвостик, что тебе до других хвостиков». Как просто и как верно. Когда придет время и на самом справедливом и неподкупном Суде «подвесят» за хвосты-грехи вороватого менеджера или языкастую соседку – больно будет им, а не тебе, читатель. Они нагрешили – они отвечают. Поэтому, копаясь в чужих грехах, ты только увеличиваешь свои собственные.
комментария 2
Ольга Несмеянова
30.03.2013Однако, злорадно и с недобро вы в адрес злословящих прошлись. Не боитесь что(по вашей же логике и наблюдениям) с вами и вашими близкими может произойти что-н. нехорошее?
Или наоборот? надеетесь, что заклеймив злословящих, точнее ТЕХ КОГО ВЫ ТАК НАЗЫВАЕТЕ, вы получите фору, бонус перед Спасителем?
То есть ВАМ судить можно?
И то есть ВЫ чистый наверняка? уверены?
«Осуждая, человек как бы говорит сам себе: «Но ведь я-то не такой! Я ведь лучше его». То есть, кого-то «опуская», он одновременно поднимается в собственных глазах. Все как в притче о мытаре и фарисее»
Pingback
26.03.2013http://klauzura.ru/2013/03/soderzhanie-vypusk-04-22-aprel-2013-goda/