Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Лариса Есина. «Фестиваль на борту теплохода». Очерк и фоторепортаж

На майских праздниках с первого по четвертое состоялся Всероссийский фестиваль социально-значимых программ и телевизионных передач «Современник на экране». На этот раз площадкой для его проведения стал четырехпалубный теплоход «Николай Карамзин», на котором участники фестиваля со всех уголков России совершили круиз по старинным русским городам – Углич-Мышкин-Тверь.

Фестиваль и его герои

Мне, как автору телевизионного репортажа на местном канале, заявленном в одной из номинаций, посчастливилось совершить 4-дневное путешествие, посмотреть, как люди живут в России, сравнить с нашим уровнем и качеством жизни. Благо, возможностей для этого было предостаточно. Они не были ограничены экскурсиями в трех русских городах Углич, Мышкин и Тверь, где останавливался теплоход. Просмотр конкурсных работ, присланных на фестиваль со всей страны (их оказалось 280) дал развернутую картину жизни и – что важнее всего – рассказал о тех, кто лучше, достойнее, мужественнее, отважнее и даже творчески в ней выживает. Кто они – герои нашего времени с точки зрения журналистов и видео операторов? Обычные люди с необычной жизненной позицией, которая позволила им не сломаться в сложной жизненной ситуации, выстоять самим и помочь близким, а подчас незнакомым людям.

Фестиваль «Герой нашего времени» — попытка его организаторов создать портрет современника, интересного зрителю своей жизненной позицией, увлечениями, умением достойно выживать в условиях постоянно меняющейся российской действительности и имеющего свою неординарную точку зрения на эти перемены. «Мы много говорим о патриотизме и гордости, но забываем о том, кто стоит за этими словами. Они-то и есть герои нашего времени. Искать таких людей в пределах Садового кольца — неправильно. Их нужно искать на просторах России», — такова гражданская и профессиональная позиция председателя НАТ, известного российского журналиста Эдуарда Михайловича Сагалаева.

Следуя задумке, фестиваль каждый раз проводится в разных городах российской глубинки. Открытый в Москве в 2007 году, он начал свое путешествие по стране. Участников фестиваля принимала Самара, Тверь, Ростов-на-Дону, Уфа, Астрахань. «Герой нашего времени» набирает обороты, двигаясь только вперед, только прямо по курсу, только к высокой цели – поощрение позитива на наших экранах, поиск положительного примера, образца, как следует жить. Словно материализуя данное утверждение, в 2013 году фестиваль прошел в рамках круиза на борту теплохода  по старинным русским городам с богатейшей историей, потрясающими людьми, как бы обращаясь к нашей национальной культуре, истории, к нашим корням… Даже название корабля символическое — «Николай Карамзин», автора классического произведения «История государства российского».

Конкурс традиционно проходил в семи номинациях: «История успеха», «Вдохновение», «Профессия как призвание», «Прорыв», «По следам войны», «Добрые дела», «Незаметные герои». В нем рассказывается о том, как в школы поселка Матвеев Курган приехали активисты общественной организации «Ростов без наркотиков», чтобы провести откровенный разговор со старшеклассниками. В прошлом наркозависимые, они смогли выпутаться из сетей смертельно опасного увлечения и нашли в себе силу воли, смелость, решимость рассказать об этом нынешним школьникам. Цель — уберечь ребят от роковой ошибки, предупредить, научить говорить «Нет!» соблазну разок попробовать сомнительную прелесть наркотического дурмана. Победителями мы не стали – организаторы «держат марку», отдавая призовые места филиалам ГТРК и профессиональным студиям документального кино. Для региональных электронных СМИ – мастер-классы ведущих журналистов, режиссеров  телеканалов, авторов новаторских телепроектов и признанных мэтров телевизионной журналистики. Поэтому участие в фестивале, как обычно, оказалось весьма продуктивным, полезным и интересным.

Школа мастерства

Поскольку принимаю участие в фестивале далеко не первый раз, могу сказать определенно: участие в нем – своего рода школа мастерства. Во-первых, это мастер-классы признанных мастеров журналистики, режиссеров, продюсеров, кинокритиков. В этом году своим опытом с начинающими коллегами поделились
руководитель «ТВ студии РЕПОРТЕР», член Академии Российского телевидения, член Международного института прессы (IPI), член Международной академии «ЭММИ» Михаил Дегтярь, журналист, ведущий, продюсер, директор телекомпании «Контраст» Михаил Кожухов, кинооператор, режиссёр документального кино, обладатель премии «Лавр», премии «Белый Слон», приза «Серебряный медведь» за выдающиеся художественные достижения Берлинского международного кинофестиваля, премии «Золотой орёл» Павел Костомаров, журналист, член Академии российского телевидения Светлана Сорокина, главный режиссер телеканала «Наука 2.0» Илья Яковлев. Расскажу о тех, что запомнились больше других.

— Пришло время рассказывать просто о сложном», — так определил концепцию современного телевидения главный режиссер телеканала «Наука 2.0» Илья Яковлев. Он прочел мастер-класс на тему «Как и чем привлечь современного зрителя? Компьютерная графика и высокотехнологичная съемка».

Как сделать, чтобы скучная и малоинтересная широкой аудитории информация вызывала живейший зрительский интерес? Путем экспериментов и постоянного поиска новых форм подачи почти лекционного материала команде Яковлева удается удерживать внимание многомиллионной аудитории. Это 3 миллиона домохозяйств, согласно рейтингу. Учитывая количество жителей в каждом доме, на самом деле она еще шире. Некоторыми секретами профессионального мастерства Илья Александрович поделился с коллегами из регионов. Оказалось, дело вовсе не в изобилии сложнейшей компьютерной графики в видеоряде и высокотехнологичной съемке. Гораздо важнее правильно определить время эфира программы, чтобы привлечь максимальное количество зрителей той целевой аудитории, на которую рассчитан контент телеканала. «Наука 2.0» ориентирован на молодых людей от 15 до 45 лет. Успех фильма во многом зависит от того, насколько удачно к нему подобрано музыкальное оформление. Таким образом, руководство канала реализует свою главную цель – «Просвещая, развлекать». Что в этой фразе первостепенно, а что вторично Яковлев определить затруднился – в результате должно получиться единое целое: и музыка, и видеоряд.

Одной из простых, но вместе с тем весьма интересных находок я бы назвала серию роликов, когда известные люди рассказывают с телеэкрана об… элементах таблицы Менделеева. И ведь получается хорошо, потому что – во-первых, съемка не тривиальная, картинка на экране за несколько секунд постоянно меняется. Во-вторых, краткая информация, как известно, запоминается отлично. В третьих, играет роль эффект неожиданности, когда известные люди выступают в необычном качестве, что также привлекает внимание телезрителей.

Учитывая специфику фестиваля, Яковлев рассказал о нескольких социально-значимых для общества проектах. Один из самых интересных и полезных —  «Опыты дилетанта». Автор и ведущий, Александр Каневич в каждой новой программе раскрывает тонкости той или иной профессии. Казалось бы, далеко не новая в журналистике форма подачи материала в жанре «журналист меняет профессию». Однако проект настолько самобытен, неординарен и ярок, что мысль о том, что некогда нечто подобное уже было, не возникает. Полезная линейка для тех, кто стоит перед выбором будущей профессии или планирует ее сменить.

Далеко не нов по своей идее и такой проект канала «Наука 2.0», как «НЕпростые вещи». С незапамятных времен человек пытается разгадать тайну вещей, раскрыть свойства материалов. В быту современного человека окружает огромное количество предметов, без которых нам порой бывает сложно обойтись. Например, обычная электрическая лампочка, электрочайник, обручальное кольцо, одноразовая пластиковая посуда… А если задуматься, они не так просты, как кажется. Производство каждой такой вещицы – совсем не простой процесс, в котором задействованы сотни, а то и тысячи человек. Авторская линейка Алексея Вершинина «НЕпростые вещи» в деталях рассказывает об этом.

Самые интересные, новаторские телепроекты «существуют» в интернет-пространстве.  О своих нашумевших авторских линейках рассказал кинооператор, режиссёр документального кино Павел Костомаров. При его участии совместно с ведущим новостей на НТВ Алексеем Пивоваровым и режиссером-документалистом Александром Расторгуевым год назад в мае 2012 года им был запущен проект «Срок. Это документальная хроника общественно-политической жизни России. Ее отличительная особенность отсутствие дикторского текста и ремарок ведущего, что позволяет зрителю сделать свои выводы по поводу того, что происходит в нашей стране. Первым видео, выложенным в Сеть, стало задержание Алексея Навального 6 мая. С тех пор количество «серий» «Срока» выросло до трехсот. Среди них – отъезд последнего российского ребенка, девочки, в приемную американскую семью. Трогательные кадры – дите кривляется, понимая, что новообретенная мама ничего не понимает по-русски, и в то же время не может сдержать восторга при виде самолетов в аэропорту… Какая судьба ее ждет там, за океаном? Зрителю – так же, как и автором ролика, очень хочется верить, что счастливая…

Современная кинодокументалистика больше приближена к домашнему, как бы любительскому видео. Однако чтобы талантливо снимать без штатива, нужно виртуозно владеть видеокамерой, не упуская ни одной «говорящей» о том, что происходит, детали. Причем, видеооператорами в одном из проектов Костомарова «Реальность» выступают обычные люди разного возраста, статуса, материального достатка, После кастинга авторы эксперимента выдают видеокамеры тем, кто показался им наиболее интересным как личность, с которыми те с этого момента не расстаются практически никогда. Километры отснятого видеоматериала мастера монтажа и режиссуры превращают почти в драматургические произведения. Получаются или крик души одинокого гастробайтера, в сортире нецензурно жалующегося на свою жизнь другу по телефону, или почти шекспировская история любви девушки, которой мама запрещает встречаться с парнем и, судя по эпизодам съемок, небезосновательно… Многие увидели в этом позерство и кривляние. Я поначалу тоже. Но после просмотра осталось некое послевкусие, вдруг возникло понимание того смысла, который авторы ролика постарались вложить в свои сюжеты о жизни героев проекта. Кто-то увидит в них себя и найдет их переживания созвучными своим. И это хорошо. А вот насколько оправдана часто употребляемая в сценах из жизни ненормативная лексика – вопрос спорный, хотя она-то и создает картинку реалистичности. Но с другой стороны проект так и называется – «Реальность».

Все мастер-классы на теплоходе проходили в помещении ресторана «Sky bare». Заскучал на лекции, посмотрел в окно, а там – великолепные пейзажи среднерусской полосы. Отвлекся, отдохнул взглядом и снова готов воспринимать азы профессионального мастерства. Не менее, чем они, оказался полезным интерактивный разбор работ участников фестиваля. Члены жюри весьма жестко, но справедливо, говорили об ошибках и недочетах конкурсных работ. Тот самый случай, когда на ошибках учатся. Поскольку подавляющее большинство региональных СМИ работают в условиях, кардинально отличающихся от тех, в которых трудятся работники центральных каналов, трудно переоценить обмен опытом. То, что другие делают практически в тех же рамках, что и ты, всегда интересно, полезно и главное применимо. Как бы ни были образцово правильны проекты Яковлева и Костомарова, на периферии существовать не будут ни «Срок», ни «Реальность», ни линейки канала «Наука 2.0». Требуется дорогостоящее оборудование и много времени на создание программ. Ни тем, ни другим провинциальные ТВ-студии не располагают.

Тем не менее, на периферии трудятся не менее талантливые журналисты, чем в столице, в условиях доступной им действительности создающие свои самобытные маленькие видео- и киношедевры. Концерт самодеятельности, организованный Светланой Сорокиной, позволил раскрыться творческому потенциалу участников фестиваля и его организаторов. Начали с декламации стихотворений, как авторских, так и любимых классиков русской и советской поэзии. Закончили журналистскими байками членов жюри… В итоге маститые журналисты получили возможность по-новому взглянуть на конкурсантов, а те в свою очередь – увидеть маститых профессионалов в раскрепощенной, почти домашней обстановке.

От современности – к ее истокам

Помимо обучающей, программа фестиваля «Герой нашего времени» традиционно включает в себя богатую развлекательно-познавательную программу. Это, конечно же, экскурсии по тому городу, где он проходит. В этом году, учитывая формат круиза, она была весьма обширной и очень насыщенной.

Углич встречал участников и организаторов фестиваля хлебом-солью. Было любопытно узнать, откуда пошло столь необычное его название. Есть несколько версий. Пожалуй, наиболее достоверна та, что от слова «угол» — город вырос на месте поворота Волги, на углу реки. Здесь, на том самом углу случилось, пожалуй, самое трагическое событие в истории России – убийство царевича Димитрия, сына Ивана Грозного от его последнего седьмого брака с угличской боярыней Марией Нагой.  После смерти самодержца власть захватил Борис Годунов, которому не давал покоя 7-летний наследник престола. Ссылка мальчика с матерью в Углич стала частью коварного плана по физическому устранению  царевича. Сцену убийства ребенка случайно увидел звонарь угличского кремля, забил в набат и собрал горожан. Увидев бездыханное тело ребенка, те безжалостно расправились с убийцами, двенадцатью дьяками Годунова. Расследование, которое тот провел по этому поводу, гласит, что мальчик погиб сам, в припадке эпилепсии упав на нож и получив смертельное ранение. Эта версия гибели Димитрия стала официальной и позволила Годунову расправиться с зачинщиками смуты: 200 угличан были казнены, 60 семей и колокол, возвестивший об убийстве царевича, были сосланы в Сибирь. При этом колокол – единственный случай в российской истории – был публично высечен плетьми, за распространение ложных сведений ему вырвали его язык и таким образом заставили замолчать на долгие десятилетия. Все эти события, ставшие судьбоносными для Углича, отражены на стене церкви Димитрия «на крови», возведенной в память убиенного царевича после того, как он был канонизирован в 1606 году. Фрески совершенно потрясающие – это обычные рисунки, заполнившие стену, без рамок и каких-либо текстовых комментариев. Но и так все более чем понятно. По преданию, ежегодно в день смерти Димитрия в алтаре храма из песка выступала кровь. Храм построен в традициях московской архитектуры XVII века.

Трапезная расписана в 1788 году. Здесь росписи повествуют о библейских событиях с сотворения мира – что немаловажно, в стиле живописи эпохи Возрождения с прекрасными обнаженными телами, позднее стыдливо прикрытыми нарисованными листиками. Реставраторы частично убрали эти «одежды» Адама и Евы, и иконы вновь обрели свою первоначальную прелесть. В церкви весьма необычные металлические полы, выложенные чугунными плитами ручной работы в виде ромбов с закругленными углами. Было любопытно узнать, что это признак царской церкви.

Неизгладимое впечатление произвели царские палаты, где жил царевич Димитрий со своей мамой Марией Федоровной Нагой. В те стародавние времена они еще были трехэтажными и больше по площади. До наших дней сохранилось немногое. Палаты царевича — единственное частично уцелевшее после большого пожара здание во времена польско-литовского нашествия. Долгие годы они стояли обгоревшими, едва не были разобраны на кирпичи. Только в 1801 году их отремонтировали и пристроили новое крыльцо. Сейчас здесь развернуты музейные экспозиции, посвященные истории Углича. Реставраторы сняли слой известки, за которым взорам наших современников открылись иконы в виде фресок и кант старославянского текста по периметру стен. Вжиться туристам в образ древнерусской боярыни помогают сами угличане. Туристический бизнес здесь – самый прибыльный и потому процветает. К услугам гостей города – воссозданные по старинным эскизам костюмы тех времен. На фоне памятников старины они смотрятся потрясающе. От соблазна примерить платье старинного кроя не удержалась и я. Знакомые уверяют – это лучший наряд, который я когда-либо носила.

Старину в Угличе можно не только увидеть или примерить – ее можно услышать. В городской картинной галерее мы имели возможность насладиться пением хорового коллектива «Ковчег». В репертуаре – духовное пение и старинные русские романсы. Поют ребята так, что мороз по коже. Ничего подобного я раньше не слышала, поверьте.

Небольшой городок Мышкин, где проживает порядка 6 тысяч человек, покорил своей креативностью, самобытностью, исконно русским колоритом. Сразу же на пристани нас, участников фестиваля, встретили ростовые куклы в костюмах мышей. Мыши здесь центральные персонажи. Они повсюду. Почему здесь такое преклонение перед этими маленькими и не очень приятными зверьками, которых в других городах России, напротив, не жалуют? Мышкинцы или как они сами себя называют мышкари и мышкарки, из поколения в поколение передают легенду о том, как маленькая мышка пробежала по лицу спящего князя и, заставив его проснуться, спасла от укуса ядовитой змеи. В благодарность зверьку за спасенную жизнь повелел князь основать на этом месте  город и назвать его Мышкин. На гербе города и по сей день изображены медведь на серебряном фоне, а ниже на красном фоне – мышь. Современный Мышкин внесен в состав городов Золотого кольца России. Его главным достоянием можно считать старинный облик и природно-ландшафтную уникальность – ведь Мышкин возведен на шести холмах и вплотную окружен сосновыми лесами. Здесь и сейчас дорожат своими ремесленными традициями. Один из пунктов туристического маршрута – «Дом ремесел», где можно проследить, как работают кузнецы и гончары, приобрести сувенир, изготовленный здесь руками современных мастеров. Меня совершенно потрясли металлические кованые розы – эти цветы великолепны даже в таком необычном исполнении, дополняющим природное изящество и хрупкость этого царственного цветка, делающим его более основательным, неувядающим, вечным…

В Мышкине по-прежнему работает цех по производству национальной русской обуви – валенка. Утратив былую востребованность и сократив масштабы производства, цех стал работать на потребности туристического рынка. Из войлока здесь производят все, на что хватит фантазии. В экспозиции «Музея валенка» что ни экспонат, то маленький шедевр. Только здесь можно увидеть валенок-негритянку, валенок-самолет, валенок на каблуке, валенок-самолет и даже… валенок-тюрьму с оконцами в решетках, адресной табличкой «Матросская тишина»…

Есть в Мышкине и «Музей льна», где представлена коллекция кукол-оберегов. Оказывается, на Руси не делали кукол-мужчин, да и само слово «кукла» женского рода. С самого рождения девочки ее окружали тканые обереги в виде человеческих фигурок. Каждая имела свой сакральный смысл: при помощи куклы девочек учили готовить, судили о состоятельности хозяев дома – чем замусоленнее голова куклы, тем состоятельнее ее обладатели… Сейчас об этом никто не помнит, все это кажется как минимум странным и даже неприемлемым. Сложно представить, чтобы современные россиянки гордились засаленной игрушкой на кухне. Скорее, напротив – теперь она бы стала признаком нерадивой хозяйки. А некогда специально заводили кукол, о голову которых вытирали масляные руки – чем чаще вытираешь, тем богаче живешь…

Потряс мышкинский храм с колоннадой – слишком большой и величественный  для такого маленького городка. Удивительно было узнать, что храм летний. Он не отапливается, а службы в нем проводятся в теплое время года.

Город Мышкин богат своими традициями патриотизма: в историческом центре в 2005 году возведен монумент памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны. У подножия памятника Неизвестному Солдату постоянно горит Вечный Огонь. А по обе стороны от монумента полукругом расположены плиты с именами погибших горожан с одной стороны, и с гравировкой писем с фронта – с другой. Это – история, увековеченная в камне, которую теперь знают не только мышкинцы, но и многочисленные туристы, посещающие город с началом туристического сезона.

Неожиданно обратное впечатление произвел город Тверь. Экскурсий по этому областному центру не было – лишь свободное время для самостоятельной прогулки. Едва спустившись с корабля на Набережную, понимаю, что это далеко не случайно. Тверь поразила своей «убитостью» при всем  великолепии старинной архитектуры. В наши дни город известен как место жительства популярного российского шансонье Михаила Круга. Меж тем здесь в разное время жили многие известные личности. Так, прогуливаясь по центральным кварталам, случайно натыкаюсь на мемориальную табличку на фасаде старинного особняка: «В этом здании с 1860 по 1862 годы служил вице-губернатором Тверской губернии великий русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин»… И все сразу стало на свои места: уж не здесь ли автор «Истории города N» подсмотрел героев для своего актуального и в наши дни романа. Похоже, потомки описанных Щедриным чиновников и сейчас правят в Твери, судя по весьма плачевному ее состоянию.

Здесь несколько лет назад проходил фестиваль «Герой нашего времени». Наверняка досужие журналисты увидели то, что заметила и я, что нельзя не заметить человеку, мало-мальски знакомому с русской литературой и историей, умеющего видеть детали и сопоставлять факты. Признаться, не удивлюсь, если у нынешних правителей города и области остались обиды, что предано огласке не то, что хотелось бы, и потому попросту проигнорировали факт возращения фестиваля в Тверь – пусть даже транзитом.

В такой фестивальной традиции, как экскурсионная программа, есть свой смысл: только обращаясь к историческому прошлому, нашим национальным корням и проецируя события многовековой давности на современную действительность, можно найти ответ на вопросы «Что происходит?», а главное – «Что делать?». История развивается по спирали, и за просмотром присланных на конкурс работ невольно ловишь себя на мысли, что нечто подобное когда-то уже было…

____________________________________________

Лариса Есина

ФОТОРЕПОРТАЖ

Фото автора

На капитанском мостике теплохода «Николай Карамзин». У штурвала помощник капитана и рулевой

Входим в шлюз

Город Тверь, вид с моста через р. Волга

В Твери в разное время жили многие известные личности. Так, прогуливаясь по центральным кварталам, случайно натыкаюсь на мемориальную табличку на фасаде старинного особняка: «В этом здании с 1860 по 1862 годы служил вице-губернатором Тверской губернии великий русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин»…

Та самая табличка…  уж не здесь ли автор «Истории города N» подсмотрел героев для своего актуального и в наши дни романа?

Речной вокзал в Твери. Этот областной центр поразил своей «убитостью» при всем  великолепии старинной архитектуры

Мастер-класс Михаила Кожухова «Travel-журналистика»

Г. Мышкин, Мемориал воинской славы

«Музей льна» в г. Мышкин, Старинный ткацкий станок

«Музей валенка» в г. Мышкин. Дизайн мышкинских валенков не может быть иным

Гончарная мастерская в Доме ремесел г. Мышкин

Кузница в Доме ремесел г. Мышкин

Мыши на Старинной мельнице в г. Мышкин, которая тоже является частью туристического маршрута

В городе Мышкин участников фестиваля встречали гигантские мыши…

Старину в Угличе можно не только увидеть или примерить – ее можно услышать. В городской картинной галерее мы имели возможность насладиться пением хорового коллектива «Ковчег». В репертуаре – духовное пение и старинные русские романсы

Фото слева: К услугам гостей города – воссозданные по старинным эскизам костюмы тех времен. На фоне памятников старины они смотрятся потрясающе. От соблазна примерить платье старинного кроя не удержалась и я. Знакомые уверяют – это лучший наряд, который я когда-либо носила

Фото справа: Палаты царевича на территории Угличского Кремля – единственное частично уцелевшее после большого пожара здание во времена польско-литовского нашествия

Церковь Димитрия «на крови» на территории Угличского Кремля

Город Углич фестиваль «Герой нашего времени» встречал хлебом-солью

Мастер-класс Костомарова

г. Москва. Отплываем…

г. Москва. Речной вокзал

___________________________________


комментария 2

  1. Надежда

    Благодаря заметкам Ларисы Есиной я будто побывала на фестивале, о котором остается только мечтать. Фестиваль очень нужен нам, региональным телевизионщикам, он сродни свежему ветру, меняющему погоду, настроение, планы. Здорово, что на российском телевидении есть люди, которые думают не только о рейтинге, но и о той России, что находится за Садовым кольцом. Здорово, что приглашают на фестиваль таких талантливых журналистов, как Лариса Есина: ее свежий взгляд подметил много интересных деталей, высветил проблемы городского и российского масштаба,думаю, автора потрясающего репортажа сегодня с удовольствием поддержал бы великий Салтыков-Щедрин.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика