Владимир Аветисян. «ПАМЯТНИКИ И ПАМЯТЬ»
25.05.2013Многое, чему мы преклонялись и во что искренне верили в «прошлой» жизни, сегодня успели опошлить, загадить, затоптать. Но каждый год перед священным ликом очередного Дня Победы нас останавливает какая-то неведомая сила, заставляет прийти в себя, трезво и мудро посмотреть на святые для нас понятия и вещи.
Прошла уже, кажется, целая вечность со дня окончания самой кровопролитной войны на Земле, унесшей 40 миллионов человеческих жизней. В этой войне советскому народу выпало пережить 1418 дней горя и героизма, прежде чем над Берлином вознёсся стяг Великой Победы.
Конечно, в радостный День Победы из памяти о войне хочется убрать невесёлые подробности, но это, видимо, дело напрасное: память не телевизор, и её по желанию не отключишь… Впрочем, с годами многое отошло, выветрилось, стёрлось. Однако — таковы уж свойства памяти — какие-то детали из прошлого, незначительные штрихи былого, наоборот, увеличиваются в размерах, приближаются, потом вдруг горячо и остро обдают тебя волной порохового дыма, накаленным чадом танковой брони и обуглившейся земли, оглушают тревожным воем сирены, оповещающей о воздушной атаке…
На чём сегодня зиждется наша образная память о войне, о Победе? Оставим пока в стороне кино, литературу, живопись, фотохронику… Давайте обратимся к раскинутым по всей России монументам и обелискам, бронзовым и бетонным Солдатам и Матросам, Воинам-Освободителям с мечами и автоматами, — они символизируют Вахту Памяти. Вот уж где никому нас не обогнать, так это в количестве подобных памятников на душу населения. Понятно, что их возводили из добрых побуждений, — ведь потери наших родных и близких в этой войне были колоссальны. И мы, почему-то, искренне полагали, что таким образом, и не иначе, оберегается память павших в боях за Родину.
Сегодня, уже задним числом, становится ясно, что стремление заменить серьёзную работу с молодёжью ежегодным плановым преклонением перед чеканным профилем бронзового Солдата – беда нашей воспитательной системы, если её можно ещё так называть. За два десятка лет либерального периода нашей истории эта бездумная и формальная прямолинейность в патриотическом воспитании привела к профанации самой идеи оберегания священной памяти павших.
Нельзя, конечно, полностью отрицать, что долгое время эти памятники служили главной святыней каждого большого и малого населённого пункта. Если в отдельных республиках бывшего Союза памятники павшим советским воинам сносят, взрывают, оскверняют, то в России они ещё продолжают оставаться неотъемлемым ритуальным элементом обряда поминовения, местом траурных митингов и сходов… На многих таких сходах уже не встретишь – увы! — ни одного ветерана войны.
Но вот в чём дело: художественная выразительность этих творений, как правило, невелика: их в своё время «штамповали» поточным методом. К тому же, все гарантийные сроки их службы давно истекли: ежегодно обновляемые малярами, заляпанные и заштопанные, они представляют порою жалкое зрелище… А нищим сельским поселениям и муниципальным образованиям уже как-то всё равно – не до памятников стало теперь, одолевают сотни других насущных проблем и забот… «Новый образ жизни» сменил ценности и ориентиры. Теперь кто-то за неуплату может спокойно перекрыть доступ газа к Вечному Огню, кто-то без зазрения совести распродаёт танки, стоящие на пьедестале в центре населённого пункта… Деньги теперь вкладываются лишь в те сферы, где гарантирована быстрая отдача и прибыль. А с ратных памятников — какой уж навар?!
Между тем, мы забываем, что рядом ходят наши дети. Они всё примечают и наматывают на ус: и то, как мы живём, и то, как мы относимся к памяти наших предков – всё откладывается в их впечатлительной душе… Неудивительно, что этой же мерой они завтра воздадут и нам…
Тяжело говорить о таких вещах, но говорить надо – ради нашего завтрашнего дня! Пора подумать, взвесить, прийти к каким-то новым формам и решениям в деле сохранения Памяти о ратных подвигах наших отцов и дедов. Эти решения должны исходить из чувства меры и здравого смысла. И начинать, конечно, надо с принятия Закона о ратных памятниках. Очевидно, что эта проблема уже давно назрела, и с особой чёткостью она проявляется в российской глубинке при приближении Дня Победы.
В каждом селе, в каждом посёлке в самом центре стоят Бронзовые Солдаты. Большинство этих памятных комплексов напоминают гигантские надгробия и братские могилы с выписанными на них фамилиями павших… Раньше мы этого как-то не замечали, но всё более очевидно, что здесь бездумно нарушена наша христианская традиция: нельзя ставить памятник-надгробие там, где нет могилы; нельзя превращать центры наших деревень и сёл в искусственные погосты, способные взывать лишь искусственные чувства.
К слову, пусть каждый вспомнит равнодушно стоящих подростков, согнанных школами на митинги к таким памятникам: возможно, дети острее чувствуют всю «искусственность» происходящего… Упаси Бог заподозрить меня в кощунстве и святотатстве… Просто мы мало говорим и мало думаем о таких потаённых вопросах. В деле сохранения памяти именно верный тон и здравый смысл помогли бы уйти от ложного пафоса и искусственности. Чтобы творить живую память, нужно внести живые, более современные и выразительные формы в устоявшийся обряд.
На днях мы попросили одного сельского предпринимателя выделить средства на ремонт памятника Воину-Освободителю к майским праздникам. Увы, у сельской администрации не нашлось на это денег. Предприниматель, конечно, не отказал, но при этом справедливо заметил: «Было бы лучше обратить всё внимание на живых ветеранов, а мёртвым уже ничего не надо, — им уже не больно…»
Действительно, нельзя научиться уважать мёртвых, пока не научишься по-человечески относиться к живым. Вымирают на корню последние когорты фронтовиков, мы хороним их чуть ли не каждый день… Они уходят от нас тихо и безропотно… А если где-то мы и проявим к ним внимания с гулькин нос, то умудряемся преподнести это с такой циничной помпой, что лучше бы уж не делать этого одолжения…
Не новых славословий ждёт от нас грядущий День Победы, а дел полезных во имя той, ещё живой горстки фронтовиков. Пеняя на нашу бурную историю-мачеху, они наверняка по-своему думают об итогах Победы: «Ещё неизвестно, кому тяжелее пришлось – павшим смертью храбрых на полях битвы или же тем, кто всем смертям назло дожил до наших окаянных дней и, разочаровавшись во всём, задаётся мучительным вопросом: «За что кровь проливал, для кого Победу добывал?!»
Отдадим же им всё тепло и внимание, на которые мы ещё способны. Для них должны быть срочно введены все мыслимые и немыслимые льготы! Лучший памятник Победе – создание условий жизни, достойных победителей. Позаботимся о них сейчас, не откладывая ни на день.
Вместе с тем, больно смотреть на сотни и тысячи бронзовых Воинов-Освободителей, несущих Вахту Памяти. Эти ратные символы пребывают в жалком состоянии. Густо уставленные по всей земле нашей, они будто с укоризной пронизывают нашу закостенелую совесть и ждут ответа…
Что им сказать?!
1 комментарий
Pingback
30.05.2013http://klauzura.ru/2013/04/soderzhanie-vypusk-06-24-iyun-2013-goda/